ГЛАВНАЯ > Экспертная аналитика

Румыния милитаризует Черноморский регион

11:40 16.10.2018 • Владислав Гулевич, журналист-международник

Политика Румынии в Черноморском регионе направлена на создание стратегических условий, необходимых для достижения Бухарестом долгосрочного регионального лидерства.

Россия является единственным черноморским государством, не вписывающимся в выстраиваемый Бухарестом геополитический ландшафт. Россия является государством, с которым Румыния, как член ЕС и НАТО не связана союзническими договорами. Ввиду этого Бухарест рассматривает Россию как препятствие для реализации своих планов и проводит соответствующую политику (1).

Укрепление европейской безопасности в контексте сдерживания России будут главными темами румынского председательства в ЕС с января 2019 г. Бухарест недоволен образовавшимся силовым дисбалансом между северо-восточным (Балтийский регион: Польша, Прибалтика) и юго-восточным (Черноморский регион: Румыния) флангом НАТО. Румынская дипломатия будет добиваться уравновешивания силового присутствия войск НАТО на обеих оконечностях создаваемой дуги нестабильности.

В присутствии России на Чёрном море Бухарест видит перспективы укрепления российского влияния в восточном Средиземноморье, что равнозначно уменьшению влияния Запада (2). Для Румынии это долгосрочная проблема, т.к. вместе со снижением влияния  Запада в Средиземноморье позиции Румынии в Черноморском регионе будут значительно ослаблены.

Военная доктрина России не предусматривает создание намеренных угроз для Румынии, но это не удерживает Бухарест от антироссийских демаршей. На фоне ухудшения отношений США и ЕС с Турцией у Бухареста появляется теоретический шанс заполнить наметившуюся нишу в архитектуре НАТО в восточно-средиземноморском  регионе. Бухарест готов (и хотел бы!) принять на себя часть геополитических функций, возлагаемых ранее на Анкару – выступить региональным авангардом в противостоянии с Россией на Чёрном море и повысить свою стратегическую значимость для США и НАТО.

Черноморский регион связывает Евразию с Северной Африкой и Ближним Востоком, служит преддверием к Средиземноморью, которое, в свою очередь, является морским коридором в Атлантику и Мировой океан. Румынские политики прошлого рассматривали Чёрное море как дорогу к Каспию через перешеек Кавказа с выходом в Среднюю Азию. И до сих пор для Бухареста Чёрное море – единственная акватория, выводящая Румынию во внешний мир и позволяющая  раздвинуть границы румынского влияния.

Румынская геополитическая доктрина рассматривает Чёрное море как конституирующий элемент румынской национальной идентичности наряду с Дунаем и Днестром, а румын – как черноморскую нацию. Политическаятрадиция Румынии видит Днестр в качестве естественной культурно-политической и географической границы, отделяющей Европу от России-Евразии, румын - от славянства, румынское геополитическое пространство – от российского; Дунай – жизненной артерией и колыбелью румынского народа, связывающей его с Чёрным морем и Европой.

Таким образом, экспансионистское движение Румынии вдоль черноморского вектора является не переменной величиной, а неизменной константой румынской внешней политики вместе с двумя другими перманентными внешнеполитическими векторами – в направлении Молдавии и западных Балкан. Эта трёхчастная конструкция составляет основу румынского геополитического сознания, что, к сожалению, приводит Бухарест к ошибочным внешнеполитическим действиям.

Как результат, румынские  элиты опрометчиво поставили в зависимость от политической конъюнктуры в отношениях с Россией все три составных элемента румынского национального сознания и культурно-цивилизационной идентичности.

Именно этим было запрограммировано неизбежное обострение румыно-российских отношений, поскольку Россия рассматривается в этом контексте как нечто враждебно противоположное и противоречащее внешним проявлениям румынской идентичности в политико-пространственном и культурно-мировозренческом измерении.

Румыния тратит на нужды обороны 2% ВВП, 33% военного бюджета уходит на закупку современных вооружений – больше всех из восточноевропейских союзников НАТО (3). Можно предположить, что в ближайшее время повысятся шансы Румынии подняться до уровня Польши в смысле стратегической значимости для Запада, поскольку Румыния – географически выгодный плацдарм вблизи российского Крыма.

Бухарест и Варшава уже подписали соглашение о стратегическом партнёрстве, польский проект Троеморья и проект Великой Румынии геополитически дополняют друг друга, тем более что Румыния – одна из участниц Троеморья. Целью координации действий Варшавы и Бухареста является создание сплошного антироссийского кордона от Балтики до Чёрного моря. Это, как известно,  один из элементов озвученных Польшей намерений развивать европейское сотрудничество по линии Север – Юг.

 

Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции

 

1)    https://warontherocks.com/2018/08/dealing-with-the-russian-lake-next-door-romania-and-black-sea-security/

2)    https://www.reuters.com/article/us-romania-russia/nato-member-romania-warns-of-increased-russian-activity-in-black-sea-idUSKCN1MK2EP

3)    https://www.nato.int/cps/en/natohq/opinions_152797.htm

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати