Министерство обороны России представило доказательства принадлежности Вооруженным силам Украины ракеты для зенитно-ракетного комплекса «Бук», которая летом 2014 года сбила Boeing 777 малазийских авиалиний в небе над Донбассом. Представители военного ведомства также опровергли причастность России к этому преступлению с помощью анализа так называемых видео-доказательств, использованных ранее в ходе международного расследования по этому делу.
Официальный представитель Минобороны Игорь Конашенков и начальник Главного ракетно-артиллерийского управления Минобороны генерал-лейтенант Николай Паршин заявили, что ракета, выпущенная из ЗРК «Бук» 17 июля 2014 года по пассажирскому самолету Boeing 777 рейса MH 17 малазийских авиалиний в небе над Донбассом принадлежала ВСУ. В частности, генерал Паршин, представил документы учета боеприпасов, хранящиеся до сих пор под грифом «Совершенно секретно» в архивах предприятия-производителя – Долгопрудненского НПП (Научно- производственного предприятия). Ракета класса 9М38 под уникальным номером 886 847379 была произведена в декабре 1986 года и направлена вместе с другими боеприпасами в пункт назначения – войсковую часть 20152, входившую в состав Прикарпатского военного округа и дислоцированную на тот момент в городе Теребовля Тернопольской области Украинской ССР. Сейчас это 223-я зенитно-ракетная бригада, расквартированная в городе Стрый Львовской области Украины. В доказательство своих утверждений Николай Паршин показал взятые из архива предприятия-изготовителя реестровые записи, а также формуляр (паспорт) ракеты, данные из которых были сравнены с номерами на фрагментах ракеты, найденных на месте крушения лайнера. Номера сопла и снаряда оказались идентичными номерам в реестрах. Также согласно документам данная ракета никуда не перемещалась из 223-ей зенитно-ракетной бригады. По мнению представителей Минобороны это доказывает принадлежность боеприпаса, сбившего авиалайнер в небе над Донбассом, силам ВСУ.
Кроме того, на брифинге был представлен детальный анализ видео роликов, «вброшенных» в интернет в 2016 году и позже использованных как доказательство якобы вины России и ополченцев в произошедшей трагедии. На основе оптических законов перспективы и линейного распространения света специалисты Минобороны пришли к выводу, что эти видео – результат «не очень профессиональных» компиляций и цифрового видеомонтажа. Например, «российская» установка ЗРК «Бук» была «вырезана» из одного материала и «вклеена» в другой – в фон населенных пунктов Донбасса.
В заключении брифинга представители Минобороны продемонстрировали аудио фрагмент телефонного разговора украинских военных. На записи мужской голос рассказывает собеседнику об инциденте с «малазийским Боингом». Сквозь бесконечный поток нецензурной брани можно понять, что говорящий расценивает случившееся как фатальную случайность, однако подтверждает причастность к инциденту украинских военных. По словам Игоря Конашенкова, «с помощью фоноскопического исследования было достоверно установлено, что голос на записи принадлежит полковнику Вооруженных сил Украины Руслану Гринчаку». Конашенков также добавил, что Гринчак в июле 2014 года был командиром 164-й радиотехнической бригады противовоздушной обороны ВСУ, контролирующей небо над Донбассом.
Отвечая на вопросы журналистов, представители Министерства обороны выразили надежду, что результаты расследования МО России будут использованы международным сообществом для объективного расследования катастрофы рейса МН17. По словам российских военных, они уже направили все материалы расследования голландской стороне и обратились к Вооруженным силам Украины с просьбой предоставить документы, проясняющие судьбу ракеты с номером 886 847379.
На вопрос, сможет ли украинская сторона сослаться на то, что ракета, сбившая Boeing, могла остаться на территории Крыма, после воссоединения полуострова с Россией, Николай Паршин предоставил документальные данные об арсенале ракет данного типа, которые находились на вооружении ракетной дивизии в городе Евпатория (Крым). «Из 214 ракет данного класса, 209 ракет типа 9М38М1, то есть они не подходят для «Бука». И только 5 ракет типа 9М38. Но все они произведены в 1984 году, то есть на два года раньше, чем ракета, сбившая малазийский Boeing. Поэтому такой ход украинской стороны бесперспективен», - заключил Н. Паршин.
Ранее министр иностранных дел России Сергей Лавров подверг резкой критике работу Совместной следственной группы (в которую входят Австралия, Бельгия, Малайзия, Нидерланды и Украина), ведущей расследование трагедии. «Мы отвечали и отвечаем на все вопросы голландской прокуратуры в рамках предоставления правовой помощи. Мы передали очень значительный объем информации. В том числе, подчеркну это особо, первичные необработанные данные радиолокационного наблюдения за воздушной обстановкой в момент катастрофы (…) Тем не менее, наши факты, замечания, комментарии не вполне принимаются в расчет Совместной следственной группой, а передаваемые нами материалы учитываются либо избирательно, либо поверхностно, либо просто не учитываются», - подчеркнул Сергей Лавров.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs