На пленарной сессии в рамках Восточного экономического форума президент России Владимир Путин выступил с неожиданным предложением, адресованным премьер-министру Японии Синдзо Абэ. «Такая простая мысль пришла мне в голову прямо сейчас. Давайте заключим мирный договор – не сейчас, но до конца года – без всяких предварительных условий... А потом на основании этого мирного договора как друзья продолжим решать все спорные вопросы», – отметил Путин.
Яркое, эмоциональное заявление Путина тут же вызвало реакцию как в мировых СМИ, так и в Японии. МИД Страны восходящего солнца, например, от комментариев уклонился. Зато генеральный секретарь кабинета министров Японии Ёсихидэ Суга довольно резко и однозначно определил позицию руководства страны. «Мы не будем комментировать каждое заявление президента Путина. Мы будем упорно продолжать вести переговоры на основе такого курса — разрешить проблему с возвращением "северных территорий", а потом заключить мирный договор» - заявил Суга.
Несмотря на последовательные шаги к подписанию мирного договора, между Россией и Японией лежат глобальные проблемы, которые не могут быть решены в ближайшей перспективе, считает руководитель Центра японских исследований Института Дальнего Востока РАН Валерий Кистанов. По его мнению реакция Ёсихидэ Суги говорит о том, что японцы шокированы прямолинейностью российского лидера. «Путин четко и ясно выразил российскую позицию по мирному договору с Японией», - заметил эксперт.
При этом, по словам Валерия Кистанова, у Токио есть несколько внешних и внутренних причин, которые не позволят принять предложение Москвы. Во-первых, это проблема так называемых «северных территорий» - островов Итуруп, Кунашир, Шикотан и группы островов Хабомаи. «Здесь есть и составляющая престижа, и политические соображения, и психологические, и обида за проигрыш в войне, и материальные соображения: огромные залежи редкоземельных металлов, нефть, газ, колоссальные запасы рыбы вокруг островов Курильской гряды. Острова имеют стратегическое значение. Конечно, японцы никогда не откажутся от этих островов. Не нужно питать иллюзий», - утверждает Кистанов.
Во-вторых, это мощнейшее военное присутствие США на территории Японии. «Американцы умело вбили клин еще в 1956 году в отношения между СССР и Японией, когда они не позволили японцам подписать с нами мирный договор в обмен на 2 из 4 курильских островов, заявив, что в этом случае американские военные не уйдут с Окинавы, которая тогда фактически была оккупирована и отторгнута от остальной территории Японии. США настояли на том, чтобы японцы требовали возвращения сразу всех островов. А по факту, американцам просто не выгодно сближение России и Японии», - подчеркивает Кистанов. Отметим, что сейчас Япония участвует в создании азиатско-тихоокеанской глобальной системы ПРО США, которая нацелена против стратегического потенциала России. По договору о безопасности США сохраняют огромное военное присутствие в Японии. Под предлогом военной защиты американцы держат на японских островах самую многочисленную группировку сил в азиатском регионе.
В свою очередь, эксперт Российского института Стратегических исследований (РИСИ) Юлия Крячкина, полагает, что обсуждение возможности подписания мирного договора без предварительных условий между Россией и Японией будет новым словом в двусторонних переговорах. «Уже достаточно длительное время стороны очень скрупулезно рассматривают положения Московской декларации 1956 года, которая как раз содержит эти предварительные условия по передаче части Курильских островов для заключения мирного договора с Японией. Соответственно, предложение заключения мирного договора без предварительных условий открывает для Токио новые возможности по рассмотрению российской позиции», – добавила она. Эксперт считает, что основной проблемой отношений России и Японии «остаётся отсутствие более доверительных, открытых и понятных взаимоотношений. Прежде всего, здесь стоит коснуться вопросов региональной безопасности. Не по всем из них Москва и Токио находят общий язык. В частности, консервативно настроенные СМИ Страны восходящего солнца настороженно наблюдают за начавшимися учениями «Восток-2018». В свою очередь, незамеченными не проходят и учения японских сил самообороны и морпехов США на территории Хоккайдо. Сюда же можно отнести развитие японской системы ПРО». Впрочем, Крячкина отметила, что существует возможность и позитивного ответа со стороны Токио. «Для Абэ, позиционирующего себя как сильного дипломата, очень много делающего для Японии на дипломатическом поприще, это возможность, которую можно использовать для диалога с Россией, чтобы показать себя сильным лидером в регионе и продолжить тенденцию на улучшение отношений с соседями по Восточной Азии, наметившуюся во внешней политике страны последнее время», – резюмировала политолог.
Предложение Путина не осталось без комментария со стороны российского МИД. Так, замглавы ведомства Игорь Моргулов заявил, что работа над соглашением ведется постоянно. "Переговорный процесс мы ведем с японцами на постоянной основе, он не прекращается. Поэтому, конечно, будем продолжать его, в том числе на основе прозвучавшего из уст президента предложения", — заявил Моргулов, чьи слова цитирует РИА «Новости».
По словам Моргулова, предложение Путина позволит создать атмосферу, необходимую для решения сложных проблем в отношениях: "В этом логика". Он также отметил, что диалог по мирному договору будет идти в существующем режиме — без необходимости создания нового формата по решению проблемы.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs