Фото: discred.ru.
Кризис глобализации и стратегические интересы России
В Москве состоялся круглый стол «Стратегия России в новом политическом сезоне». В нем приняли участие известные российские политологи, эксперты в области международных отношений.
Со вступительным словом выступил научный руководитель Института проблем глобализации Михаил Делягин. Он отметил несколько важных тенденций, формирующих новую реальность на мировой арене. Во-первых, на наших глазах Соединенные Штаты Америки объявили торговую войну практически всему миру и одновременно выступили за введение жесткой цензуры в социальных сетях. Введенные меры уже способствовали усилению процесса сегментации мировых рынков и изменению существовавшей до недавнего времени структуры глобальной экономики, в центре которой находились институты Бреттон-Вудской и Ямайской финансовой систем – от Всемирной торговой организации до Федеральной резервной системы США.
Во-вторых, как считает М.Делягин, активное внедрение информационных технологий изменило личность, поведение и мотивацию современного человека. Этот процесс происходит незаметно, однако не отменяет глубины происходящих трансформаций, на которые необходимо дать адекватный ответ.
Эти изменения, по словам эксперта, носят качественный характер. При любой оценке текущей политической ситуации необходимо рассматривать их в совокупности, поскольку они взаимно влияют друг на друга. На подобном комплексном подходе и должна строиться новая политическая стратегия России.
Известный экономист и аналитик Михаил Хазин напомнил, что после распада биполярной системы, в рамках которой вели соперничество две сверхдержавы – США и СССР, установилась монополия Соединенных Штатов. Ее финансовый фундамент был основан на неограниченной эмиссии доллара. Устойчивость новой системы поддерживалась благодаря удешевлению предоставляемых кредитов. Однако уже кризис 2008 года показал проявившиеся внутри неё противоречия и сложности, а после 2014 года окончательно стало понятно, что глобальный либеральный проект переживает тяжелые времена.
По словам М.Хазина, Дональд Трамп, вернувшись 17 июля с саммита в Хельсинки, где он вел переговоры с Президентом России Владимиром Путиным, по существу, объявил войну современной финансовой системе. В частности, он раскритиковал проводимую Федеральной резервной системой политику повышения базовой процентной ставки. Кроме того, президент США заявил, что его страна выйдет из Всемирной торговой организации, если его планы по защите тарифами производства страны встретят сопротивление. Парадокс в том, что именно США в свое время стояли у основ создания ВТО, и выход этой страны из ее состава будет означать кардинальные изменения во всей мировой экономической системе, основы которой были заложены еще на Бреттон-Вудской конференции 1944 года.
Удастся ли Трампу настоять на своем? М.Хазин считает, что это станет ясно к ноябрю 2018 года, когда в Соединенных Штатах состоятся промежуточные выборы в Конгресс. Если действующий хозяин Белого дома получит на них большинство, то можно будет ожидать структурные реформы финансовой системы. Если же он потерпит поражение, то не исключено, что изменения на мировых рынках также произойдут, но будут носить более хаотичный характер.
Что же касается России, то в настоящее время, как подчеркивает М.Хазин, Россия стоит перед необходимостью масштабных изменений, сопоставимых по последствиям с теми, которые произошли на рубеже 80-90-х годов ХХ века. В частности, в стране требуется такое преобразование финансовой и экономической системы, которое полностью выведет ее из-под контроля глобального бизнеса и Международного валютного фонда.
На мировой арене положение России смягчается благодаря наличию незападных альянсов и интеграционных объединений, альтернативных западным. Среди них эксперт особо отметил БРИКС, выступающий за преобразование существующей финансово-экономической системы в пользу большего равноправия. По словам М.Хазина, нынешние страны-участницы этого объединения вполне могли бы сыграть роль новых центров валютных зон. Кроме того, определенные перспективы имеют и попытки взаимодействия Москвы и Пекина в сферах политики и экономики.
Директор Института стратегических исследований и прогнозов Российского университета дружбы народов (РУДН) Дмитрий Егорченков считает, что глобализация как объективный процесс продолжится, но, в зависимости от специфики того или иного региона, будет идти с различными скоростями. Заканчивается лишь период гегемонии США, однако возможности для развития горизонтальных экономических связей между странами сохранятся. Кроме того, полицентричность мира будет возрастать, а Соединенные Штаты, утрачивающие глобальное доминирование, будут стремиться его удерживать.
Д.Егорченков пояснил, что в последние годы на мировой политической арене возросла роль национализма и политических сил, защищающих национальные интересы государств. Задача России в том, чтобы, дистанцироваться от падающего либерального тренда. Для этого необходимо, активизируя свое участие в таких альтернативных интеграционных проектах, как БРИКС, «Один пояс – один путь» и ЕАЭС, сформировать новую модель международного сотрудничества, основанную на относительно равном сотрудничестве и защите культурного разнообразия как гарантии формирования единого пространства взаимных интересов и взаимного процветания.
Кто выиграет от происходящей на наших глазах сегментации мировых рынков? На этот вопрос дал ответ политолог, профессор Научно-исследовательского университета «Высшая школа экономики» Дмитрий Евстафьев. По его словам, специфика нынешнего этапа торговых войн заключается в том, что впервые появились инструменты, способные «достроить» их до финансовой сферы. Пока доллар, как основная расчетная единица, был неприкосновенен, Вашингтон слабо волновали торговые войны. Теперь появилась принципиальная техническая возможность производить взаиморасчеты в различных эквивалентах, причем не только в национальных валютах, но и в электронных суррогатах, вроде биткойнов. Разумеется, эти инструменты работают нестабильно, их монетизация крайне затруднена, однако они есть, и игнорировать этот факт уже нельзя.
В процессе сегментации мировой торговли, как подчеркнул Д.Евстафьев, важна роль прецедента. Идеология «глобализации по-американски» базировалась на безальтернативности. Любой её сторонник утверждал, что в современном мире по-иному жить невозможно. Однако уже на наших глазах формируются анклавы, в рамках которых живут и развиваются на совершенно иных основаниях. Как подчеркнул Д.Евстафьев, центры кристаллизации новых торгово-экономических отношений возникают на Ближнем Востоке, в Южной Азии и в Африке. Их возникновение предполагает серьезные изменения на политическом пространстве и даже пересмотр границ между странами.
Главную слабость России Д.Евстафьев видит в том, что Россия в финансовом смысле пока слабо вписывается в новую систему надстройки торгово-инвестиционных отношений. «Есть только одно исключение – национальная платежная система, разработка и внедрение которой защитили внутренний российский рынок платежей от негативных последствий внешнего воздействия», - считает эксперт. Москва располагает системой защиты от отключения страны от глобальной системы платежей SWIFT (англ. Society for Worldwide Interbank Financial Telecommunications – «Общество всемирных межбанковских каналов связи»). Такой механизм, по словам Д.Евстафьева, существует во всех развитых странах мира, но рассчитан скорее на технический сбой, а не на политическое решение. Кроме того, происходящие на международной арене изменения, связанные с сегментацией рынков и укреплением горизонтальных связей потребуют определенных усилий по минимизации институциональных рисков внутри страны, определенных кадровых перестановок и активному привлечению общественных институтов к интеграционным процессам, альтернативным тем, которые осуществлялись под эгидой США.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs