Около 18 часов вечера 31 августа, в самом центре Донецка, в кафе «Сепар» произошел взрыв. В числе пострадавших был глава Донецкой народной республики, генерал-майор Александр Захарченко. Он был ранен в голову и скончался в больнице, не приходя в сознание.
Свою политическую карьеру Александр Захарченко начал не со слов, как многие другие, а с активных действий: В ходе протестов на юго-востоке Украины весной 2014 года, 16 апреля он возглавил группу из 7 вооружённых человек, занявших здание донецкой городской администрации. Свои цели Захарченко объяснил следующим образом: «Мы зашли сюда с требованием к киевской власти о проведении местного референдума (о независимости – прим.). Будем находиться здесь, пока наши требования не будут выполнены». Именно так и получилось: все время на посту главы ДНР Александр Захарченко посвятил борьбе за независимость Донбасса от нелегитимной киевской власти.
Захарченко родился в Донецке, в русско-украинской семье. Отец был шахтером. Позже и сам Александр работал на шахте электромехаником. В нулевых он занялся бизнесом – возглавлял одну из бизнес-структур Рината Ахметова. В 2010 году в Харькове начала свою деятельность общественная организация «Оплот», помогавшая военным-инвалидам, погибшим сотрудникам МВД и военным. Общая идейная направленность – сохранение памяти и традиций общего героического прошлого России и Украины, а также борьба с радикальными неонацистскими организациями, вроде ОУН-УПА (запрещенная в России организация). Вероятно, позицию об общем прошлом и общем настоящем двух стран разделял и сам Захарченко, и уже в 2013 году он возглавил донецкое отделение «Оплота».
После госпереворота на Украине в 2014 году Донецкая и Луганская области заявили о своей независимости и неподчинении Киеву. В этой обстановке и началась политическая карьера Захарченко, который всецело разделял позиции большинства жителей Донецка.
В мае 2014 года в Донецке прошел всенародный референдум, результаты которого показали стремление людей к сближению с Россией и негативное отношение к тому политическому курсу, который начал вести официальный Киев. Итогом референдума по самоопределению стало провозглашение Донецкой Народной Республики. Александр Захарченко сначала стал военным комендантом нового государственного образования, затем возглавил МВД республики.
После начала ожесточенных боев, Захарченко в числе других воевал на передовой, защищая родную землю. В июне 2014 под Кожевней он был ранен в руку. Месяц спустя Александр получил звание майора. В августе того же года действующий премьер-министр Александр Бородай ушел в отставку. Своим новым главой депутаты Совета республики единогласно выбрали Александра Захарченко. Он принял присягу и приступил к выполнению своих обязанностей. Однако эта кандидатура явно многих не устраивала: уже в конце августа на Захарченко было совершено первое покушение. Однако, оно было неудачным: сам Александр не пострадал – ранение получил его водитель.
С самого начала политической карьеры мнения о личности Захарченко, о его целях и покровителях очень различались. Например, причина его победы на выборах главы республики воспринималась по-разному. Политологи заранее говорили, что он выиграет выборы: из семьи простого шахтера, коренной житель Донецка, добился всего самостоятельно, выйдя из низов. Другие искали связи Захарченко с интересами крупного бизнеса как российского, так и украинского. Было еще немало версий. Одно очевидно – Захарченко был неудобен и опасен для киевских властей. Он имел близкие отношения с известными ополченцами, командирами прославленных батальонов: с Михаилом Толстых (прозвище «Гиви») – батальон «Сомали» и Арсением Павловым («Моторолла») – спецподразделение «Спарта». Именно эти небольшие отряды настоящих патриотов доставляли больше всего хлопот ВСУ.
Каким же человеком был погибший Александр Захарченко? Журнал «Международная жизнь» связался с Александром Коцем, российским военным журналистом, который работал в горячих точках по всему миру, в том числе и на востоке Украины. Он был лично знаком с лидером ДНР и поделился с нами своим воспоминаниями об Александре Захарченко.
«Международная жизнь»: Когда Вы последний раз видели Захарченко?
Александр Коц: В прошлом году на церемонии венчания писателя Захара Прилепина.
«Международная жизнь»: Каким человеком был Александр Захарченко?
Александр Коц: Вы знаете, он был сложным, разносторонним человеком. В нем сочеталась и жесткость и мягкость. Вы помните, например, как 9 мая 2014 года по центральным улицам Донецка вели пленных солдат ВСУ, а за ними ехали поливалки и мыли после них улицы. Точно также было во время Второй мировой войны в Москве, когда вели пленных немцев. Такой приказ отдал Захарченко. На мой взгляд, этот поступок показывает его жесткость. А с другой стороны это был очень милосердный человек. Я помню, как в Донецк приезжали матери солдат ВСУ за своими сыновьями. Захарченко сначала их возил по городу и показывал, что их дети натворили, как навредили городу и жителям. Потом отпускал их сыновей домой, взяв с них обещания, что они больше никогда не вернутся с оружием на Донбасс. Он не был слишком сентиментальным человеком, однако у него было большое сердце.
Он никогда не прятался в тылу. Он был не кабинетный президент. Он постоянно выезжал на передовую, он воевал. Я лично видел его с автоматом под Дебальцево, где он получил тяжелое ранение, после которого он сразу же снова отправился на передовую. Он всегда хотел быть со своими людьми, быть в курсе всех дел. Не зря же его и прозвали Батей. Он был для всех и начальником и отцом.
«Международная жизнь»: Кто, по вашему, может стоять за убийством? Кому это может быть выгодно?
Александр Коц: Безусловно, за этим стоят киевские власти. Но они этого никогда не признают, потому что признать это, значит признаться в акте государственного терроризма. Нужно также понимать, что они убили подписанта Минских соглашений. То есть фактически, они аннулировали эти соглашения, поставили на них крест и сделали ставку на силовой сценарий решения конфликта, на эскалацию ситуации.
«Международная жизнь»: В Донбассе столкнулись множество разных сил, множество интересов. Какую позицию занимал Захарченко?
Александр Коц: Он занимал пророссийскую позицию. Он тяготел к России. Его мечтой было воссоединение Донбасса с Россией, чтобы когда-нибудь эти области стали частью России. Его мечтой было подняться на гору Карачун в Славянске и поставить памятник «Моторолле» - он об этом поклялся на могиле Арсения Павлова, поскольку они были друзьями и воевали рука об руку.
«Международная жизнь»: Что сделал Захарченко для Донбасса?
Александр Коц: Я бывал во многих горячих точках и мне есть с чем сравнивать. Донбасс, в отличие от других городов, живущих в состоянии войны, не погряз в военной рутине. Там всегда сохранялись признаки государственности и нормальной жизни. Ходит общественный транспорт, высаживают розы, дети идут в школу. Там возникла своя промышленность: они делают трамваи, военную технику. Конечно, Донбассу помогает Россия, все же я считаю, что главная заслуга руководства республики, Захарченко и его команды.
Александр Захарченко был женат, у него осталось четверо сыновей.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs