ГЛАВНАЯ > События, факты, комментарии

Всеобщие выборы в Зимбабве: курс на перемены?

15:54 04.08.2018 • Артём Гарин, сотрудник ИВ РАН

Фото: newzimbabwe.com

В Зимбабве состоялись всеобщие выборы. Впервые за последние 40 лет бывший президент Республики Роберт Мугабе не баллотировался в качестве кандидата.

 

Выборы состоялись

Победу на всеобщих выборах в Зимбабве, которые состоялись 30 июля текущего года, одержал Эммерсон Мнангагва. С декабря 2014 по ноябрь 2017 года он занимал пост вице-президента страны, а позднее был снят с должности из-за обвинений в проявлении «признаков нелояльности» по отношению к тогдашнему президенту Роберту Мугабе. По данным Zimbabwe Electoral Commission (ZEC) Э. Мнангагва набрал 50,8 % голосов. Его главным соперником стал кандидат от партии MDC Alliance (Movement for Democratic Change) Нельсон Чамиза, набравший 44,3% голосов избирателей.

По заявлению постоянного секретаря президента Зимбабве по вопросам информации Джорджа Чарамба, прошедшие выборы были направлены на восстановление международных связей страны и легитимности избирательного процесса.

Представители российского посольства в Зимбабве посетили несколько избирательных участков в разных районах Харары и отметили, что никаких нарушений зафиксировано не было и голосование проходило в полном соответствии с законом. Кроме того, МИД России выразило солидарность с руководством и народом дружественной Зимбабве в стремлении к укреплению внутриполитической стабильности и динамичному социально-экономическому развитию[1].

По мнению Дэвида Мура, профессора Йоханнесбургского университета, президент Зимбабве Эммерсон Мнангагва и правящая партия ЗАНУ-ПФ[2] надеются, что убедительная победа на выборах узаконит действующую власть, которую они получили от «мягкого переворота», сместившего его предшественника Роберта Мугабе в ноябре прошлого года.

 

Предвыборные обещания избранного президента

Предвыборный манифест Эммерсона Мнангагва гласил: «Зимбабве открыта для бизнеса». Новыми властями планируются различные «социально-экономические мероприятия, включающие в себя модернизацию отрасли сельского хозяйства, ликвидацию различных форм фермерской собственности, обеспечение демократических принципов управления и верховенства права»[3].

Мнангагва и ЗАНУ-ПФ заявляют о проведении политики нулевой терпимости к коррупции, ускорении экономического роста, стабилизации уровня цен, реформировании в сфере бизнеса, поощрении прямых иностранных инвестиций, преобразованиях в государственном секторе. Стоит ожидать, что новоизбранные власти сосредоточатся на процедуре ведения подотчетности, что является одним из ключевых элементов прозрачности деятельности властей и устойчивого развития.

Кроме того, Э. Мнангагва заявляет о стремлении к развитию более тесного сотрудничества его страны с внешним миром. По его мнению, этот шаг должен привести к «регенерации зимбабвиской промышленности, созданию большего количества рабочих мест, искоренению нищеты и повышению уровня жизни населения»[4].

Перед президентом Зимбабве стоит задача укрепления позиций на глобальной арене в целях роста доверия к стране со стороны международных партнеров. Решением этой проблемы президент занимался еще в 2017 году, когда занимал пост вице-президента. Стоит отметить, что его работа по этому вопросу проходила довольно успешно, ведь объем поступления иностранных инвестиций достиг уровня в 3 млрд. долл. США в течение трех месяцев после его вступления в должность.

 

Возможные внутриполитические сценарии развития Зимбабве

На новом президентском сроке Эммерсон Мнангагва столкнется с определенными трудностями. После Мугабе ему предстоит привнести политические и экономические изменения в Республике Зимбабве, которой как никогда требуются перемены. Многие эксперты уверены, что новоиспеченный президент сможет выполнить свои предвыборные обещания по оживлению экономики. Кроме того, будет интересно наблюдать за его деятельностью в роли политического реформатора. Есть и противоположные мнения, что с приходом Мнангагвы, ситуация в Зимбабве принципиально не изменится.

Выборы показали, что более половины жителей Зимбабве доверяют Э. Мнангагве и данным им обещаниям. Мнангагва по-прежнему будет сталкиваться с «кризисом ожиданий». У новоиспеченного президента есть определенный «капитал» для осуществления реформ, но в разрешении государственных проблем ему придется балансировать между интересами правительства, народа Зимбабве и иностранных партнеров.

Кроме того, перед президентом возникает вопрос переформатирования партии ЗАНУ-ПФ. Члены «Зимбабвийской ассоциации ветеранов национально-освободительной войны» смогли восстановить свое лидерство в ЗАНУ-ПФ, но Мнангагве, предстоит рассмотреть возможность включения более молодого поколения политических деятелей. Данная стратегия поможет ускорить развитие Зимбабве.

С учетом того, что новоиспеченный президент настаивает на пересмотре политики индигенизации[5], которая требует, чтобы все иностранные компании в Зимбабве находились в местной собственности на 51%, а также нулевой терпимости к коррупции и новому инвестиционному кодексу, ясно, что он стремится ускорить экономическую реформу. В этом контексте антикоррупционные органы Зимбабве станут авторитетной силой, поэтому стратегия, основанная на принципе нулевой терпимости, должна стать чем-то большим, нежели просто лозунгом.

 

Новый внешнеполитический курс?

Э. Мнангагве предстоит решить ряд внешнеполитических вопросов, среди которых найдется место не только государствам юга Африки, но и странам Азии и Запада. По мнению многих экспертов, зимбабвийская стратегия «Взгляда на Восток»[6] будет по-прежнему доминировать во внешнеполитической повестке дня.

Двусторонние отношения Зимбабве и Китая развивались на протяжении многих лет, охватывая приоритетные экономические и политические секторы. Так, например, бывший вице-президент Зимбабве Джозеф Мсика в 2008 году высоко оценил деятельность правительства КНР за его поддержку перед лицом экономических санкций, введенных странами Запада. Политическая элита Зимбабве и в дальнейшем будет заинтересована в тесных отношениях с Китаем.

C тех пор, как Зимбабве приняла на вооружение стратегию «Взгляд на Восток», в стране говорят о прогрессе в социально-экономическом развитии, особенно об улучшении благосостояния граждан. Этот факт предоставляет ЗАНУ-ПФ достаточно пространства для политического маневра, чтобы обвинить правительства стран Запада в неспособности должным образом оказывать социальную, экономическую и политическую помощь Зимбабве. На этом фоне стоит ожидать увеличение объема инвестиций из КНР, особенно в области социально-экономического развития.

Что касается отношений со Великобританией, то здесь стоит выделить два возможных сценария развития событий. В первом, вероятно, при Э. Мнанганве двустороннее взаимодействие государств будет основываться на прагматичном подходе с обеих сторон. Соединенное Королевство не станет рассматривать Зимбабве в качестве площадки для возрождения глобальной либерально-демократической повестки дня, ввиду популярности стратегии «Взора на Восток» зимбабвийской стороны. Во втором случае, Великобритания может начать всячески взаимодействовать с Зимбабве для восстановления дипломатического паритета с КНР и странами Ближнего Востока. Мнангагва прекрасно понимает, что Великобритании на юге Африканского континента нужны союзники, поэтому такая организация, как Содружество наций может стать ареной, где голос Зимбабве будет иметь значение. Возможно, Великобритания серьезнее отнесется к вопросу о возможном возвращении Зимбабве в организацию.
Рассматривая стратегию новых властей, очевидно, что в контексте активизации внешнеполитической деятельности президент будет оказывать все большее влияние на региональную геополитику. Также Э. Мнангагва сосредоточится на укреплении отношений с ЮАР, а также на развитии партнерских отношений в рамках Сообщества развития юга Африки (САДК). [7]

Шаг в будущее

Многие эксперты выражают надежду, что новые власти Зимбабве смогут оставить в прошлом интриги, расколы внутри правящей партии и правительства. Эммерсону Мнангагве предстоит выполнить большую часть предвыборных обещаний, благодаря «эффективной, последовательной и прагматичной реализации различных программ, проектов и реформ»[8]. Прошедшие выборы заложили идею уверенности граждан в том, что будущее Республики Зимбабве будет определяться их же голосами, а не желаниями тех, кто готов и способен силой навязать свою волю. Как заявил зимбабвийский аналитик Брайн Кагоро, задача, стоящая перед Зимбабве после выборов, будет заключаться в радикальном социальном, экономическом и политическом преобразовании в такую демократию, где будут соблюдаться права на политическое участие населения в жизни государства.



[2] «Зимбабвийский африканский национальный союз – Патриотический фронт» (ЗАНУ-ПФ) – правящая партия в Зимбабве с момента обретения ею независимости в 1980 году. В течение многих лет партию возглавлял экс-премьер и бывший президент Республики Зимбабве Роберте Мугабе. С 2017 года пост главы партии занимает нынешний президент Эммерсон Мнангагва

[3] Zanu-PF Manifesto Summary [Текст] // Электронный ресурс // Режим доступа: https://t792ae.c2.acecdn.net/wp-content/uploads/2018/05/ZANU-PF-MANIFESTO-SUMMARY.pdf (Дата обращения 02.08.2018)

[4] Там же.

[5] Индигенизация — термин теоретической антропологии, представляющий собой тенденцию на культурное обособление и цивилизационную независимость. Термин противоположен таким процессам, как ассимиляция, глобализация и т.д.

[6]  Программа зимбабвийской правящей партии ЗАНУ-ПФ "Взгляд на Восток" (Look East) подразумевает собой укрепление сотрудничества со странами Азии и Востока, в особенности с Китаем. Выбор такого рода стратегии является прямым ответом на ухудшение политической и экономической обстановки в Зимбабве ввиду конфликтных отношений как с западными правительствами, так и с международными финансовыми организациями.

[7] Сообщество развития юга Африки (САДК/SADC – Southern African Development Community) – африканская межправительственная организация, целью которой является развитие социально-экономического сотрудничества и интеграции и безопасности среди 16 государств юга Африки. Штаб-квартира организации располагается в столице Ботсваны – Габороне.

[8] Zanu-PF Manifesto Summary [Текст] // Электронный ресурс // Режим доступа: https://t792ae.c2.acecdn.net/wp-content/uploads/2018/05/ZANU-PF-MANIFESTO-SUMMARY.pdf (Дата обращения 02.08.2018)

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати