Автокефальная Церковь на Украине – ответы и вопросы

13:54 14.05.2018 Михаил Леонов, журналист


На первых днях Православной Пасхи информационное поле Украины взорвало, без преувеличения можно сказать, экстраординарное заявление президента Украины - о якобы наконец свершившейся договоренности со Вселенским Патриархатом про дарование автокефалии украинской православной церкви на Украине. Причем не канонической ее части, находящейся в юрисдикции Московской Патриархии, а двум ее религиозным организациям, находящимся в расколе и не признаваемых мировым семейством Православных Церквей – КПЦ КП и УАПЦ.

И вот уже на протяжении нескольких недель в средствах массовой информации Украины, а также и России, многочисленные эксперты, журналисты, политологи, простые миряне и служители Церкви разных рангов обсуждают заявленную новость. Обсуждают в большинстве своем лишь один вопрос: действительно ли пойдет Вселенский Патриарх на этот шаг?

Вопрос этот действительно вызывает большой интерес, потому как отрицательный ответ на этот вопрос окончательно похоронит под собой и так почти нулевой рейтинг Порошенко, а положительный ответ заставит Московскую Патриархию указать на противозаконность действий Фанара.

Управляющий делами УПЦ МП Митрополит Антоний недавно сделал заявление о неприятии большинством мирового православия предоставления автокефалии в обход канонической Церкви: «Предстоятели и архиереи с беспокойством следят за событиями у нас и даже просили нашу Церковь выразить свое видение. Поэтому блаженнейший митрополит Онуфрий проинформировал предстоятелей поместных православных церквей о позиции Украинской православной церкви относительно упомянутых инициатив и их возможных последствий. Исходя из того постоянного общения, которое мы имеем с поместными церквами, а также из первой их реакции, которая нам уже известна, идея предоставления „томоса об автокефалии“ раскольникам в обход канонической Украинской православной церкви не вызывает никакого одобрения», — подчеркнул он. По его словам, представители поместных церквей «с удивлением, волнением, а иногда и с возмущением воспринимают все это и выражают свое несогласие»[1].

При этом поддержку УПЦ и неприятие идеи украинского президента выражают и греческие архиереи, и те, кто относится к юрисдикции Константинопольского патриархата. В то же время, по словам м-та Антония, в УПЦ чувствуют неформальное давление ряда украинских политсил на церковь. «Нам известно, что МИД Украины дал поручение послам в православных странах проводить встречи с предстоятелями церквей, чтобы убедить их в поддержке инициатив власти. В частности, недавно министр иностранных дел Павел Климкин во время своего визита в Египет встретился с патриархом Александрийским Феодором… Мы наблюдаем информационные атаки на наше общество в этом вопросе. Нас хотят убедить, что вопрос якобы решен и нужно просто смириться с этой ложью. Но хочу ответственно заявить, что поместные церкви будут руководствоваться в этом вопросе критериями пользы для вселенского православия, церковными канонами, а не политическими интересами власти», — заявил митрополит.

О том, что вопрос заявлен именно из-за политической целесообразности, а не в связи с христианскими интересами и ценностями, следует из того, что на протяжении всех разговоров об автокефалии на Украине, нигде не был озвучен вопрос о пользе этого решения для Церкви, о роли её (автокефалии) в спасении человека, об улучшении и увеличении шансов для простых верующих достигнуть Царствия Божия – основополагающих вопросах бытия христианина.

Один из тихих, но весьма неудобный вопрос остался без ответа 23 апреля в программе «Свобода слова» на телеканале ICTV[2], где кроме господина президента, среди прочих экспертов был приглашен так же бывший личный секретарь покойного Предстоятеля УПЦ МП Митрополита Владимира (Сабодана) – Митрополит Александр (Драбинко)[3].

Конечно, мы слышали неоднократно, что в числе архиереев УПЦ МП существует «пятая колонна», стоящая на крайне националистических позициях. И что Митрополит Александр является одним из активнейших ее представителей. И что настанет час, когда они выйдут из тени и покажут свое истинное лицо. И, судя по той прыти и уверенности, с которой Митрополит Александр появился программе с участием главного церковного «реформатора», говорит о том, что они как никогда уверены в том, что стоят на пороге осуществления своих планов. Однако, что примечательно: на очень скользкий и недоуменный для многих вопрос ведущего ответа так и не прозвучало – кому Вселенский Патриарх будет адресовать свой Томос (если-таки будет!)?  Канонической Церкви? Но она ни о чем не просила[4]. Киевскому Патриархату? Но он, по признанию того же Вселенского и всех остальных канонических Церквей, незаконен!

Частичный ответ на этот вопрос прозвучал 4 мая в интервью «Укринформу» от самого анафематствованного расстриги: «Либо вы присоединяетесь к канонической (имеется в виду филаретовская – авт.) УПЦ, а если не хотите – силой никто не будет принуждать. Но вы уже не будете иметь права называться Украинской православной церковью», — заявил Филарет, добавив, что – «…согласно процедуре, после создания поместной Украинской автокефальной православной церкви должна быть проведена перерегистрация уставов всех православных приходов. «Кто захочет в Украинскую церковь – зарегистрируют свои уставы как Украинская церковь. А кто не захочет – им придется регистрироваться как украинский экзархат Русской церкви»[5].

Филарет также поставил нас в известность и о судьбе монастырей и крупных Лавр – Киево-Печерской, Почаевской и Святогорской: «Вы хотите спросить: кому будут принадлежать Киево-Печерская и Почаевская лавры? Отвечаю: Украинской Православной Церкви. Это собственность государства. И оно имеет право передать эти украинские святыни. Кому? Русской церкви в лице того же экзархата или своей Церкви? Естественно, украинской. Другого варианта нет. Все будет только по закону»[6]. О том, каковы законы нынешней Украины, лучше и не вспоминать, а каковы они будут с подачи президента и Филарета не хочется догадываться! Обращает на себя внимание та уверенность, с которой крупнейшие монастыри уже в представлении реформаторов переведены из собственности верующих канонической Церкви (УПЦ МП) в собственность государства.

На основании виденного и слышанного за последние четыре года на независимой Украине, нам кажется, что сценарий развития событий будет не столь радужным, каковым его рисуют Порошенко и Ко.

Как правило, в храм, принадлежащий Украинской православной церкви Московского патриархата, приезжает группа людей, иногда подобные группы насчитывают более сотни человек. Это молодые, радикально настроенные «прихожане» «правильной» церкви. Тут же обязательно появляются какие-нибудь «видеоблогеры» или заказанные журналисты. Бывают камеры. Они объявляют себя общиной этого храма. Вламываются в само помещение храма, если он закрыт. Если там верующие, их вытесняют оттуда. Тут же дежурит «священник» Киевского патриархата. Настоящего священника, в лучшем случае руками, выпихивают за ворота. Бывает и ногами. Но уже без камер. Представитель или греко-католической церкви, или одной из двух раскольнических украинских церковных групп: Украинской православной церкви Киевского патриархата (УПЦ КП) или Украинской автокефальной православной церкви (УАПЦ), объявляет, что «…после многократных просьб верующих…» храм наконец-то объявляется принадлежащим  той конфессии, к которой принадлежал «заведённый» священник. Только если ранее силовые захваты храмов происходили с применением палок, камней и дубинок, а прибывавшие на место правоохранители хоть как-то, хоть иногда, но пытались не допустить тяжёлые телесные повреждения, а иногда и летальные исходы, то теперь они и вовсе будут на стороне беззаконных законов! Ведь пока еще любой захват храма стоит вне закона. С захватчиками идут хоть и не всегда успешные, но долгие и тяжёлые судебные разбирательства. Потом же судебные разбирательства если и будут, то весьма быстрыми и скорыми – в пользу «поместной Церкви».

Само собой разумеется, что при нынешнем невероятном количестве нелегального оружия на руках у «мирных» прихожан (читаем – боевиков, авт.), любые стычки на религиозной основе будут протекать чрезвычайно жёстко и с большим количеством пострадавших.

И здесь хотелось бы задать вопрос - какую «пользу» собираются принести Церкви и верующим людям украинские политики и примкнувшие к ним иерархи-раскольники, идя на поводу националистически настроенных групп, по большому счету, к христианству никакого отношения не имеющих? Обвиняя в «шовинизме и империализме» Московскую Патриархию, Вы сеете семена будущей  кровавой жатвы на национальной и религиозной почве, забывая о надмирности христианства и о конечной цели каждой христианской души.

И еще один вопрос, но уже к себе – а волнуют ли их эти вопросы?

 

Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции

Ключевые слова: Украина церковь

Версия для печати