Состоявшиеся 15 апреля президентские выборы в Черногории принесли ожидаемую победу лидеру правящей Партии социалистов Мило Джукановичу. По информации национальной избирательной комиссии, он захватил лидерство с самого начала подсчета голосов, и его результат стабильно находился в интервале 54-55%. Аналогичные результаты неизменно давали социологические опросы и экзит-полы, проводившиеся черногорским Центром мониторинга и исследований. (vijesti.me)
В итоге Мило Джуканович набрал 53,9% и значительно опередил позиционировавшего себя как независимого кандидата, но поддержанного оппозиционной коалицией «Демократический фронт» Младена Боянича (33,4%). (rezultati.dik.co.me)
Расклад политических сил в Черногории в целом остается неизменным уже не одно десятилетие. Правящая партия одерживает победу и на президентских, и на парламентских выборах, набирая достаточное для формирования правящего большинства число голосов. Практически неизменной остается и явка. На этот раз она составила 63,92%, в то время как на предыдущих президентских выборах 2013 года – 63,9%. (vestifinance.ru)
При этом оппозиционные силы столь же традиционно оказываются неспособными договориться об эффективном объединении усилий. На этот раз Мило Джукановичу, помимо Младена Боянича, активно оппонировали представительница Социал-демократической партии Драгиня Вуксанович и лидер партии «Настоящая Черногория» Марко Милачич. Именно Марко Милачич в ходе предвыборной кампании наиболее последовательно выступал за изменение внешнеполитического курса Черногории в сторону более тесного взаимодействия с Россией и Сербией.
Тем не менее, даже при суммировании полученных оппозиционными кандидатами голосов их общего багажа не хватило бы для перевода выборов хотя бы во второй тур. (rbc.ru)
Мило Джуканович – неоспоримый старожил не только на черногорском, но и на балканском и даже общеевропейском политическом Олимпе. Он являлся президентом страны в 1998 - 2002 годах, а кроме того, пять раз занимал пост главы правительства за период с 1991 года по 2016 год с небольшими перерывами. Фактически нынешняя победа позволяет Мило Джукановичу возглавить Черногорию в седьмой раз. (rbc.ru)
Сам Джуканович в ходе предвыборной кампании отличался противоречивыми заявлениями. Приветствуя вступление страны в НАТО как главное внешнеполитическое достижение правящей коалиции и подчеркивая неизменность курса на вступление в Европейский союз, он одновременно выражал готовность нормализовать отношения с Россией и конструктивно взаимодействовать с Москвой. (vestifinance.ru)
Отношения Черногории с Россией в настоящее время действительно переживают сложные времена. Черногория активно включалась в антироссийскую «санкционную войну», инициированную в 2014 году Европейским союзом, а уже в текущем году присоединилась к кампании по высылке российских дипломатов в знак солидарности с Великобританией. Кроме того, Мило Джуканович обвинил Москву во вмешательстве в парламентские выборы в Черногории в 2016 году, хотя данная версия не получила своего продолжения в ходе последующих судебных разбирательств.
Подобная риторика и участие в антироссийских акциях Евросоюза и США создают объективные препятствия для торгово-экономического и инвестиционного взаимодействия Подгорицы и Москвы. Согласно имеющейся информации, данное обстоятельство вызывает растущее недовольство в рядах черногорской бизнес-элиты – и именно этим объясняются примирительные предвыборные заявления Мило Джукановича.
Что же касается дальнейшего развития отношений России и Черногории при «новом старом» президенте, то ключевым фактором станет противоборство политических и экономических расчетов и соображений. Первые по-прежнему определяют однозначно евроатлантическую ориентацию самого Мило Джукановича и его Партии социалистов, вторые – требуют от Черногории перехода к более взвешенной и многовекторной внешней политике, тем более, что за последние несколько лет Россия и Черногория наработали серьезный багаж взаимодействия, прежде всего, в энергетической сфере, невзирая на «санкционную войну».
В частности, еще в сентябре 2016 года российское ПАО «НОВАТЭК» и итальянская компания Eni подписали с правительством Черногории концессионное соглашение о разведке и добыче углеводородов на четырех шельфовых участках. Речь идет о блоках под кодовыми обозначениями 4118-4, 4118-5, 4118-9 и 4118-10 общей площадью порядка 1,2 тысяч квадратных километров, расположенных в территориальных водах Черногории. «Доля участия в концессии каждой из компаний составляет 50%, оператором проекта является Eni», - отмечают в ПАО «НОВАТЭК».
Консорциум в составе «НОВАТЭКа» и Eni подал заявку по тендеру на разработку четырех шельфовых блоков в 2014 году. В 2015 году – уже в разгар «санкционной войны» между ЕС и Россией - власти Черногории выбрали консорциум в качестве главного претендента на проекты, а в июне 2016 года парламент Черногории принял решение о заключении с концерном концессионного соглашения. (novatek.ru)
Согласно условиям соглашения, рассчитанного на 30 лет, «НОВАТЭК» и Eni должны пробурить четыре скважины. На первом этапе предусмотрены инвестиции в 85 млн. евро, на втором этапе - 12 млн. евро. Совокупные запасы нефти в Черногории оцениваются в 7 млрд. баррелей. (vestifinance.ru)
Что же касается перспектив политического взаимодействия России и Черногории, то российский президент России Владимир Путин, выступая 11 апреля в Москве на церемонии вручения верительных грамот послами 17 стран, – в том числе Черногории, - особо отметил, что «нынешнее положение дел в российско-черногорских отношениях явно не соответствует многовековым традициям братской дружбы и духовной общности наших народов». «Россия выступает за развитие связей с Черногорией на взаимовыгодной основе», - подчеркнул российский лидер, обращаясь непосредственно к новому черногорскому послу в Москве Рамизу Башичу. (kremlin.ru)
В более широком плане Владимир Путин выразил надежду, что «здравый смысл в конце концов возобладает и международные отношения войдут в конструктивное русло, вся мировая система станет более стабильной и прогнозируемой». Он подчеркнул, что в настоящее время «роль дипломатии и дипломатов приобретает особое значение», а на глав дипломатических представительств возложена ответственная миссия - содействовать развитию отношений с Россией. По словам Владимира Путина, Россия, со своей стороны, готова поддерживать все конструктивные инициативы: «Вы можете рассчитывать на полное содействие российского руководства, органов государственной власти, деловых кругов и общественности нашей страны». (rbc.ru)
Однако Евросоюз, со своей стороны, явно не намерен выпускать Черногорию из сферы своего влияния. Как заявил в феврале текущего года председатель Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер, страны Западных Балкан должны ориентироваться на 2025 год в качестве даты, когда любая из этих стран может присоединиться к Европейскому союзу, при условии, что они будут работать, чтобы соответствовать критериям членства. «Дата 2025 года открыта для всех стран-кандидатов», - подчеркнул он: «И в той мере, в какой страна-кандидат к тому времени или позже, или раньше будет соответствовать всем критериям членства, мы будем действовать таким образом, чтобы ее усилия были признаны Евросоюзом». При этом комиссар ЕС Йоханнес Хан прямо указывает, что наиболее предпочтительными кандидатами для Брюсселя являются Черногория, а также Сербия: «Мы установили 2025-й год в качестве ориентировочной даты для Сербии и Черногории, что является реалистичной, но также и очень амбициозной целью». (vestifinance.ru)
В контексте российско-черногорского взаимодействия следует иметь в виду еще один фактор – наблюдаемое в настоящее время постепенное оживление торгово-экономического взаимодействия между Россией и ЕС, даже несмотря на санкции. В 2017 году соответствующий торговый оборот, по данным агентства Eurostat, увеличился впервые за три последних года: рост составил 17,9%, а абсолютный товарооборот превысил показатели не только 2016-го, но и 2015 года. Рост за аналогичный период зафиксирован и в объемах товарооборота России и США – на 12,5%. (vedomosti.ru)
Как весьма обоснованно отмечает в этой связи орган американских деловых кругов газета The Wall Street Journal, «в краткосрочной перспективе санкции могут нанести серьезный урон, но со временем их эффект слабеет: бизнес и чиновники находят способы обойти ограничения и восстановить экономические связи». «Со временем значимость санкций может снижаться, по крайней мере, в отношениях России с такими странами, как Германия и Италия, которые давно торгуют с ней и инвестируют в нее», - указывают американские эксперты.
Подобная ситуация открывает перед Черногорией возможности для определенного политического маневрирования с тем, чтобы, формально оставаясь в рамках коллективной дисциплины ЕС, более активно использовать имеющиеся наработки в развитии взаимодействия с Россией в таких сферах, как энергетика, развитие инфраструктуры, инвестиции в строительство и туризм. Это, в свою очередь, будет способствовать не только улучшению ситуации в экономике (в частности, снизит уровень безработицы, составляющий в настоящее время 20%), но и может помочь Черногории укрепить собственные позиции в балканском регионе и в Юго-Восточной Европе в целом.
Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs