Флаг единой корейской сборной. Фото: newspotok.ru
Новый год начался с хороших новостей на Корейском полуострове. Между Северной и Южной Кореями впервые с 2015 года прошли двусторонние переговоры. Прежде Ким Чен Ын отказывался от контактов с южнокорейским руководством, называл его политически несамостоятельным и стремился к прямому диалогу с США. Изменение риторики произошло в новогодней речи лидера КНДР, когда он предложил прислать сборную республики на Олимпиаду-2018.
Заведующий отделом Кореи и Монголии ИВ РАН Александр Воронцов утверждает, что на мнение Ким Чен Ына повлияла договоренность Мун Чжэ Ина (южнокорейский президент с 2017 года) с Китаем о «трех нет»:
1) Нет размещению дополнительных батарей системы PRO THAAD,
2) Неприсоединение к американской системе ПРО в регионе,
3) Отказ от сотрудничества в рамках военного союза США – Япония – Южная Корея.
Кроме того, Южная Корея, как хозяйка грядущей Олимпиады, заинтересована в примирении, о чем не раз говорило новое правительство.
В ходе переговоров 8 января на границе Корей было принято решение о формировании единой сборной («Korea», на английском) под общим флагом. Как полагают эксперты, подобный дипломатический успех не мог состояться при прежнем более консервативном правительстве Республики Кореи. Александр Воронцов назвал политику Мун Чжэ Ина одной из главных причин сближения. Заведующий центром российской стратегии в Азии ИЭ РАН Георгий Толорая привел и другой фактор: «Когда положение КНДР становилось наиболее трудным (70-е и 90-е годы), она всегда разыгрывала южнокорейскую карту, пытаясь ослабить фронт своих врагов». Предпринятый шаг снизил давление международного сообщества, снял напряженность и показал альтернативный путь урегулирования, помимо изоляции и военных действий. Но, что главное: США и Южная Корея отложили запланированные учения до конца Олимпиады (9 – 25 февраля).
У примирения есть множество противников как внутри Республики Корея (22 февраля во время акций протеста в Сеуле сожгли портрет Ким Чен Ына, флаг КНДР и знамя единой сборной), так и за ее пределами. «Нельзя вести переговоры ради временного смягчения напряженности, фактически соглашаясь с ядерным вооружением Северной Кореи», – подчеркнул глава МИД Японии Таро Коно. США тоже против межкорейских переговоров, так как они могут внести раскол в их союз с Южной Кореей. «Американское руководство считает единый фронт давления на КНДР главным достижением своей дипломатии, поэтому будет предпринимать контрмеры, чтобы вновь загнать Северную Корею в угол», – считает Георгий Толорая. Наиболее вероятный сценарий: после Олимпиады США вновь усилят давление и провокации. Если две Кореи не только успешно проведут совместные игры, но и договорятся о чем-то значимом, например, о встрече на высшем уровне, то США будет сложнее препятствовать их сближению. Вероятность второго сценария Георгий Толорая оценил в 30%.
Переговорам Корей предшествовала встреча в Ванкувере 15-16 января, в которой приняли участие министры 20 стан, участвовавших в Корейской войне на стороне Сеула. По ее итогам госсекретарь Рекс Тиллерсон заявил о готовности ужесточить санкции в случае провокаций и прибегнуть к военным действиям, если дипломатическое давление и экономическая изоляция не помогут. Александр Воронцов оценил это заявление как логичное следствие американской стратегии полной блокады КНДР. С одной стороны, к этой цели шаг за шагом США приближают резолюцию Совета Безопасности ООН. С другой стороны, новые санкции, которые упомянул Рекс Тиллерсон, могут выйти за пределы требований Совбеза ООН. Согласно словам востоковеда, в качестве следующих шагов обсуждаются перехват судов и морская блокада, расценивающиеся как военные действия. Сам формат встречи в Ванкувере, по мнению Александра Воронцова, говорит о том, что США и их союзники готовятся к новой Корейской войне. МИД РФ также раскритиковал результаты работы по проблеме КНДР за идею односторонних санкций: «Подобные мероприятия, проведенные наспех и негативно сказывающиеся на функционировании проверенных многосторонних форматов, не способствуют нормализации ситуации вокруг Корейского полуострова, а напротив, ее усугубляют». Дональд Трамп, в свою очередь, обвинил российскую сторону в поддержке северокорейского режима: «То, с чем помогает нам Китай, Россия нивелирует».
Министр иностранных дел Республики Корея Канг Кюнг-ва в интервью BBC заявила, что принимает во внимание опасения о том, что КНДР хочет выиграть время для развития своей ядерной программы. При этом отметила, что Южная Корея знает северного соседа лучше, чем кто бы то ни было и готова использовать все возможности. Так в соответствии с ее словами министерство Республики Корея по делам объединения участвовало в переговорах с КНДР, а глава южнокорейского МИД присутствовала на встрече в Ванкувере.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs