Фото: mid.ru
Конгресс сирийского национального диалога намечен на конец января. По словам Марии Захаровой, он не станет альтернативой переговорам в рамках ООН, а будет идти в русле женевского и астанинского процессов, как еще один шаг к мирному урегулированию в Сирии.
Во время первого в 2018 году брифинга официальный представитель МИД РФ Мария Захарова прокомментировала заявление исполняющего обязанности помощника госсекретаря по делам Ближнего Востока Дэвида Сатерфилда, с которым он выступил на слушаниях в Сенате. В этой заочной полемике она очертила характерные различия во взглядах России и США на сирийское урегулирование.
Американский дипломат заявил, что тогда, как Россия завершает борьбу с ИГИЛ в Сирии, США считают приложенные усилия недостаточными, поэтому продолжат операцию вместе с антиигиловской коалицией. Мария Захарова заметила, что в то время, когда Россия предлагала США вместе бороться с террористами в Сирии и делать это на международно-правовой основе, американское руководство не проявило интерес к подобной инициативе. «России пришлось начинать операцию самостоятельно. При этом мы неоднократно говорили, что США и международная коалиция мешают нам, поддерживая те или иные террористические группировки», – вспоминает пресс-секретарь МИД.
Кроме того, как утверждает Дэвид Сатерфилд, США намерены действовать в Сирии через ООН в противовес Конгрессу сирийского национального диалога в Сочи. «Мы не можем и не будем легитимировать альтернативные процессы урегулирования, которые начала Россия», – приводит слова американского дипломата Мария Захарова. Пресс-секретарь подчеркнула, что США теперь открыто говорят о своем противодействии российским инициативам: «Теперь становится понятно, почему некоторые группы сирийской оппозиции уклоняются от участия в конгрессе и кто за ними стоит». Она также не согласилась с противопоставлением Конгресса сирийского национального диалога женевскому формату. По словам Марии Захаровой, они взаимосвязаны: «Без Женевы, без Астаны, без подключения переговорных площадок, которые на протяжении нескольких лет очень активно работали, полноценное урегулирование невозможно. Все эти элементы являются составными частями общего глобального процесса». Более того, она напомнила о визите спецпосланника генерального секретаря ООН Стаффана де Мистуры в Москву для обсуждения с главами МИД и министерства обороны РФ будущего вовлечения организации в проведение сочинского конгресса. «Россия не собирается отказываться от принципиальной линии на содействие мирному урегулированию в Сирии на основе резолюции 2254 Совета Безопасности ООН и от подготовки Конгресса сирийского национального диалога в Сочи в конце января», – подытожила Мария Захарова.
Постпред России при ООН Василий Небензя отметил, что участие в Конгрессе сирийского национального диалога отвечает интересам ООН, так как он будет способствовать эффективной работе в Женеве. Официальный представитель генсека ООН Стефан Дюжаррик поприветствовал заверения российского представителя в том, что конгресс не будет конкурировать с процессом, проходящим в рамках ООН. Однако решение об участии в предстоящем событии Стаффана де Мистуры пока не принято.
Конгресс сирийского национального диалога был создан по инициативе России, Ирана и Турции (стран-гарантов перемирия в Сирии). Идея о созыве была впервые озвучена Владимиром Путиным на Валдайском форуме 19 октября в Сочи: «Есть идея созвать конгресс народов Сирии, чтобы в нем приняли участие все этнические, религиозные группы, и правительство, и оппозиция». Ключевыми задачами, как заявлял Сергей Лавров, станут подготовка новой конституции, проведение всеобщих выборов под контролем ООН, решение гуманитарных проблем и разработка долгосрочной программы восстановления страны. По словам министра, конгресс в Сочи станет продолжением российских действий в Сирии, направленных на борьбу с терроризмом, и астанинского формата, в рамках которого были созданы зоны деэскалации.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs