Министр иностранных дел России Сергей Лавров, спецпредставитель Генсека ООН по Сирии Стаффан де Мистура и Министр обороны России Сергей Шойгу. Фото Э.Песова
В МИД России 21 декабря состоялись трехсторонние переговоры по сирийскому урегулированию министров иностранных дел и обороны России Сергея Лаврова, Сергея Шойгу и спецпосланника Генерального секретаря ООН по Сирии Стаффана де Мистуры.
Встреча в МИД России по процессу сирийского урегулирования носила откровенный и конструктивный характер, - такую оценку дали состоявшимся переговорам оба министра – Сергей Лавров и Сергей Шойгу, а также - спецпредставитель Генсека ООН по Сирии Стаффан де Мистура высоко оценил организацию переговоров и их конкретику, назвав трехстороннюю дискуссию «редкой» и «уникальной». Об этом стороны рассказали журналистам на итоговой пресс-конференции. Что побудило провести встречу в Москве? Дело в том, что очередной раунд женевских переговоров по Сирии (28.11.2017 г.) не был успешным, эксперты в один голос назвали его неудачным. Не удалось найти и наладить нормальный конструктивный диалог между группой оппозиционеров из Эр-Рияда и той оппозицией, что прибыла в Женеву из Дамаска и Каира. Это подтвердил в Москве Ст. де Мистура, отметив: «Что касается политического процесса, я сообщил обоим министрам, что действительно последний раунд переговоров в Женеве, атмосфера в Женеве были несоответствующими». В свою очередь глава МИД России дал понять, что переговоры в Москве обусловлены некоторыми обстоятельствами. «Есть целый ряд факторов, которые некоторые игроки пытаются использовать для того, чтобы этот процесс затруднить», - сказал Сергей Лавров.
Позиция России по вопросам сирийского урегулирования остается неизменной, об этом неоднократно говорил глава государства Владимир Путин, Министр иностранных дел Сергей Лавров – Российская Федерация подтверждает полную приверженность резолюции 2254 СБ ООН. О шагах, предпринимаемых Россией в этой связи, сказал на трехсторонней встрече в Москве Сергей Лавров: «Все усилия, которые Россия предпринимает на женевской площадке, а в последний год – на площадке Астаны, включая создание зон деэскалации, начало прямых переговоров между делегациями Правительства и вооруженной оппозиции, а также нашу совместную с Турцией и Ираном инициативу о проведении Конгресса сирийского национального диалога, нацелены на реализацию решений Совета Безопасности 2254 и призваны создать максимально благоприятные условия для успешного проведения переговоров под эгидой ООН, под Вашей эгидой, г-н С.де Мистура».
Между тем, встреча в Москве была призвана придать импульс работе Спецпредставителя Ст. де Миструы, координирующего все взаимосвязи оппозиционных групп, выступающих, зачастую, с прямопротивоположными требованиями к Правительству САР и к переговорному процессу политического урегулирования в Сирии. Поэтому Ст.де Мистура нуждается в помощи и поддержке, о чем он откровенно признался в ходе совместной пресс-конференции: «Я рассчитываю на помощь всех, в том числе и на Российскую Федерацию, чтобы следующая встреча прошла более успешно и планирую созвать ее в последние две недели января, чтобы сделать акцент на резолюции 2254 и её полном выполнении, а также подготовиться к выборам под контролем ООН и созданию новой конституции САР».
График перелетов Ст.де Мистуры, связанных с программой подготовки очередного раунда женевских переговоров по политическому урегулированию в Сирии, достаточно плотен. Прилетев в Москву из Вашингтона, спецпредставитель Генерального секретаря ООН по Сирии в тот же вечер направился в Астану для участия в очередном раунде астанинских переговоров между делегациями Правительства САР и вооруженной оппозицией. Времени до второй декады января 2018 г. остается совсем немного, а успеть предстоит немало, тем более силы, заинтересованные в препятствии политического урегулирования не дремлют. Итак, у министров к Ст.де Мистуре были вполне конкретные вопросы. Сергей Шойгу высказал пожелания к предстоящей дискуссии и обозначил проблемы следующим образом. «Хотел бы сказать, что ситуация «на земле» сегодня подразумевает более динамичные действия по части политического урегулирования. И здесь, конечно, нужны достаточно энергичные шаги по налаживанию политического диалога между оппозицией и властью, формирование самой оппозиции», - сказал Министр обороны России. По мнению Сергея Шойгу, «сейчас ситуация в Сирии кардинально изменилась, когда сотни семей возвращаются или пытаются вернуться в свои дома». Процесс осложняется тем, что трудно справиться с количеством беженцев, а их в Дейр-эз-Зоре, например, более 4, 5 тысяч человек. В Пальмире, в Ракке есть проблемы, связанные с разминированием территорий. «Пока возможности ООН в этой сфере совершенно не задействованы, - подчеркнул в свою очередь Сергей Лавров. - Мы считаем это неправильным».
Проблемы есть и с лагерями беженцев, которые находятся под контролем сил коалиции. «То же касается вопросов, связанных с гуманитарной ситуацией в Ракке, и мы не можем не отметить, что город практически разрушен, город - на грани эпидемий», - констатировал Сергей Шойгу. В этой связи, обращаясь к Ст.де Мистуре, министр обороны России подчеркнул: «Здесь нужны энергичные усилия со стороны всего мирового сообщества. Во всяком случае, то, что делает Россия по разминированию, готовя сирийских саперов, – это требует серьезной поддержки, в том числе - со стороны структур ООН». А в отношении исправления гуманитарной ситуации в Сирии стороны пришли к обоюдному мнению, которое на пресс-конференции высказал Сергей Лавров: «У нас общее мнение в необходимости наращивания гуманитарного содействия сирийскому народу, оказания помощи на цели восстановления». При этом Министр подчеркнул, что делать это необходимо без какой-либо «политизации вопроса». И еще – в отношении граждан Сирии должны быть отменены всякие санкции, введённые некоторыми странами в одностороннем порядке.
Сергей Шойгу напомнил об обсуждении конкретных шагов по подготовке общенационального Конгресса по Сирии в Сочи. Об этом договорились в ноябре с.г. президенты России и США – Владимир Путин и Дональд Трамп. «Время подошло, время назрело, время решать», - резюмирован Министр обороны России. Министры разъяснили спецпосланнику Генсека ООН по Сирии все детали, касающиеся российской инициативы, поддержанной Ираном и Турцией, о созыве в Сочи Конгресса сирийского национального диалога. «Как и астанинский процесс, подготовка к Конгрессу в Сочи преследует цель содействовать выполнению резолюции 2254 под эгидой ООН», - подчеркнул Сергей Лавров. Министр также подтвердил, что все участники встречи в Москве в МИД России одобрили решение об участии всех сторон в Сочинском Конгрессе. «Мы подтвердили, что все участники женевского процесса приглашаются на сочинский конгресс», - сказал глава МИД России.
Но остается незакрытым ещё один болезненный вопрос – о четвертой зоне деэскалации в Идлибе, там до сих пор большое скопление боевиков «Джабхат ан-Нусры». Сергей Лавров заверил журналистов: «В этой зоне, как и в других, мы работаем вместе с нашими партнерами, в данном случае –вместе с Турцией и Ираном в качестве трех стран-гарантов». По словам Министра, согласованы модальности обеспечения функционирования этих зон, включая пункты наблюдения, контрольно-пропускные пункты, с использованием военнослужащих наших трех стран. Кроме того, зоны деэскалации были созданы на срок до полугода с возможностью по необходимости продления их временного периода. Сергей Лавров уточнил существенную деталь: «Параллельно с целью, чтобы прекратить боестолкновения и враждебные действия, зоны деэскалации активно продвигаются нами как зачаток национального диалога по национальному примирению, налаживанию абсолютно прагматичных контактов между местными властями внутри каждой зоны и федеральными властями».
Речь идет о вопросах снабжения, доставки гуманитарной помощи, обеспечения передвижения людей из зон и возвращения к своим очагам. Свои действия после московской трехсторонней встречи в МИД России Ст. де Миструа сформулировал так: «Давайте делать шаг за шагом, сейчас следующие шаги после Астаны будут сконцентрированы на деэскалации, на задержанных лицах и на гуманитарном разминировании. Следующий шаг – женевская встреча, чтобы понять, каково будущее политического процесса». Удовлетворение итогами трехсторонней встречи в МИД России высказал Министр иностранных дел Сергей Лавров: «По-моему, сегодня мы очень полезно поговорили. У нас есть понимание, что у России, Ирана, Турции и ООН - общие цели - всестороннее и полное выполнение резолюции 2254 о сирийском урегулировании под эгидой ООН (имеется в виду разработка новой конституции и подготовка на ее основе всеобщих выборов под контролем ООН)». По словам Министра, стороны договорились «поддерживать контакты, «сверять часы» и координировать совместные шаги по мере того, как развивается ситуация на «земле» и в политическом процессе».
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs