Фото: council.gov.ru
В Совете Федерации прошел круглый стол «Суверенная экспертиза как инструмент нормативно-правового регулирования, направленного на защиту государственного суверенитета РФ». Встречу провела Временная комиссия по защите государственного суверенитета и предотвращению вмешательства во внутренние дела России. Ее председатель Андрей Климов заявил: «Наша комиссия не претендовала и не будет претендовать на роль экспертного органа».
«Влияние информационных технологий столь велико, что оно начинает позиционировать дальнейшее развитие государства» (Сергей Гриняев)
Суверенная экспертиза – анализ принимаемых законов на уязвимость для иностранного влияния. Она будет действовать по аналогии с антикоррупционной экспертизой, однако будет иметь дело не с внутренними угрозами, а с внешними. Комиссия должна выработать механизмы, которые позволят сформировать критерии оценки законопроектов и экспертный орган, выдающий заключения. Актуальность инициативы объяснил руководитель Центра стратегических оценок и прогнозов Сергей Гриняев. Он заметил, что новый технологический уклад перешел от научных достижений к изменению социальных основ современного государства. Происходит трансформация вызовов национальной безопасности. Новые угрозы принято называть гибридными. Как одну из них эксперт выделил использование факторов, способных негативно повлиять на российскую политику посредством законотворческой деятельности. «Доминирование запретительной повестки говорит о неумении управлять и непонимании происходящих процессов», – считает Сергей Гриняев. Введение суверенной экспертизы как элемента системы обеспечения безопасности, по его мнению, заменит большое число законов, направленных на борьбу с неизученными угрозами.
Большинство экспертов отметили необходимость опираться на четко сформулированные определения. Суверенность – субъектность государства, способность ставить стратегические цели в национальных интересах и осуществлять их с помощью имеющихся средств и ресурсов. Такое определение предложил Сергей Фотин, руководитель общественной организации «Судьба страны». Стратегические цели России и пути их достижения приводятся в трех документах:
-
Стратегия национальной безопасности,
-
Стратегия социально-экономического развития,
-
Стратегия научно-технологического развития.
Из этих документов, на взгляд эксперта, должны вытекать критерии для оценки законопроектов (по принципу соответствия). «Такие заключения могли бы давать ответственные за реализацию стратегических целей органы», – предложил Сергей Фотин.
Говоря о задачах Временной комиссии по защите государственного суверенитета и предотвращению вмешательства во внутренние дела РФ, ее участница Ольга Ковитиди процитировала Валентину Матвиенко: «Попытки расшатать ситуацию в нашей стране будут продолжаться, и скорее всего, особенно активными они будут в период выборов главы государства». Андрей Климов подчеркнул закономерность названия комиссии: «Мы не собираемся работать вечно. У нас конкретная задача – защита государственного суверенитета». Сенатор заметил, что недостаток суверенной экспертизы ощущается уже сейчас: «Сегодня появятся иностранные консультанты в предвыборных штабах, а оснований для ограничения их присутствия у нас нет». Следующие встречи Андрей Климов предложил посвятить вопросам технологического, образовательного и финансового суверенитета.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs