Страсти вокруг разгоревшегося сексуального скандала в Голливуде перекинулись и на Британию. Еще недавно комментируя ситуацию в США, премьер-министр и ее представитель указывали: «нежелательное сексуальное поведение совершенно неприемлемо, что распространяется на все сферы жизни – включая политическую», а при любых обвинениях в адрес министров «при необходимости будут предприняты серьезные меры»[1].
1 ноября министр обороны Великобритании Майкл Фэллон подал прошение об отставке из-за обвинений в сексуальных домогательствах. 15 лет назад он положил руку на колено журналистки газеты “The Sunday Express” Джулии Хартли-Брюер. Дама предупредила, что в следующий раз «ударит его в нос», на чем инцидент был исчерпан тогда же. Журналистка недавно сообщила об инциденте, не назвав имени обидчика, но газета “The Sun” выявила его. В прошении об отставке М. Фэллон отметил, что многие из обвинений в его адрес и адрес других депутатов ложны и что кодекс поведения, принятый 10-20 лет назад, неприемлем сейчас. Отсюда, поскольку его поведение в прошлом не соответствует кодексу поведения сегодня, постольку он подает в отставку.
Следует отметить, что Майкл Фэллон ушел не в связи серьёзными обвинениями или судебным иском, а из-за воспоминаний журналистки. Сама Джулия Хартли-Брюер в недоумении: «Если он подал в отставку из-за того, что положил мне руку на колено 15 лет назад, то воистину - это самая абсурдная причина потерять работу в истории вселенной, так что я надеюсь, что причина кроется в другом»[2].
Отставка, возможно, не будет первой и последней. Премьер-министр написала лидерам политических партий и спикеру Палаты общин Дж. Беркоу, призвав дать «межпартийный ответ» на необходимость ужесточить слишком размытые процедуры Независимого управления по парламентским стандартам (Independent Parliamentary Standards Authority - IPSA).
Лидер Консервативной партии в Шотландии Рут Дэвидсон заявила, что настало время «вычистить [авгиевы] конюшни» британской политики, поскольку речь идет не о сексе, а о власти. Депутаты обладают властью, поэтому и не должны пользоваться ею «нечестивым образом»[3]. Это действительно так (вспомним фильм «Разоблачение» с М. Дугласом и Д.Мур), но возможны и «перегибы».
Действительно, в марте 2017 г. на стол Терезы Мэй был положен доклад, составленный в Консервативной партии. В нем говорилось о том, что 36 депутатов от тори были замечены в недостойном поведении. Список появился на сайте GuidoFawkes и включает 2 министров, 18 членов правительства, 12 депутатов, замеченных в неподобающем поведении (inappropriate behaviour) по отношению к женщинам, и 4 – к мужчинам. Отметим, «неподобающее» поведение «не дотягивает» до сексуального домогательства.
Тереза Мэй заявила, что те члены партии, которые будут уличены в сексуальных домогательствах, будут отправлены в отставку невзирая на лица, и, невзирая на то, что она возглавляет правительство меньшинства. Сама обстановка гонений — можно использовать и такое слово — приводит к подобным реакциям.
Формально процедура отзыва депутата в Британии не существует: никто не может лишить депутата мандата против его воли. Кодекс поведения не обязывает депутата сдать мандат в ситуации, когда против него звучат обвинения, а прямого нарушения закона с его стороны нет. Однако партия, не утруждая себя доказательствами вины депутата, вправе прийти к выводу, что депутат порочит партию, и более не считать его своим представителем в парламенте. Номинально такой депутат становится независимым, хотя, как правило, он голосует согласно партийной линии. Возможен вариант, при котором депутата могут вынудить сложить с себя полномочия по морально-этическим соображениям или предъявят обвинения. Тогда будут назначены дополнительные выборы — и не исключено, что на них верх одержат политические конкуренты.
Так, в связи с «растратным скандалом» 2009 г. (нецелевым расходованием средств депутатами) Лейбористская партия отказала 4 депутатам в повторном выдвижении их кандидатур на предстоявших парламентских выборах 2010 г., 10 депутатов предпочли не выдвигать свои кандидатуры, и лишь 2 депутатам были предъявлены обвинения. В Консервативной партии 9 депутатов не стали выдвигать свои кандидатуры повторно, но никому обвинения предъявлены не были. В результате «растратного скандала» были проведены дополнительные выборы лишь в 3 избирательных округах, причем округах депутатов-лейбористов (2 округа они удержали, 1 округ потеряли).
Ситуацию обостряет то обстоятельство, что на досрочных выборах в июне 2017 г. консерваторы утратили большинство - у них сегодня 318 мест в парламенте, а для большинства нужно 326 голосов. Соответственно, после выборов консерваторы вступили в соглашение с Демократической юнионистской партией от Северной Ирландии, у которой 10 мандатов. Консерваторам достаточно потерять 7 мест (что, однако, возможно лишь в «колеблющихся» округах), и тогда хрупкое большинство в парламенте партии тори Терезы Мэй вкупе с ДЮП будет утрачено, что, в свою очередь, означает отставку правительства.
Однако группа активисток в Лейбористской партии организовала движение «ЛейбористыТоже» (LabourToo)[4], утверждая, что сексуальные домогательства распространены и в ней.
Сама Тереза Мэй всегда активно боролась за права женщин, для нее гендерное равенство - вопрос принципа. Характерный пример: лидер Консервативной партии, выступая на ежегодной партийной конференции, надела браслет с автопортретами мексиканской художницы Фриды Кало, которая была известна своими коммунистическими взглядами и была замужем за художником-коммунистом Диего Риверой, дружила с Львом Троцким. Однако для Мэй большее значение сыграло то, что Кало была активной феминисткой и борцом за гендерное равноправие.
Новым министром обороны Тереза Мэй назначила Г. Уильямсона, управляющего архитектурной фирмы до избрания его депутатом парламента в 2010 г., бывшего личного парламентского секретаря премьер-министра Д. Кэмерона. Г. Уильямсон не имеет опыта работы на государственной службе. Он возглавлял кампанию Т. Мэй на выборах 2015 г., а с июня 2016 г. Т. Мэй назначила его партийным «кнутом» - партийным организатором фракции тори в парламенте. Г. Уильямсон известен тем, что держит в кабинете в стеклянном террариуме тарантула по кличке «Кронус». По его собственным словам, «следует обдумывать разные способы убеждать людей голосовать в соответствии с курсом правительства, так что очень полезно иметь Кронуса в качестве члена команды – прекрасный образчик невероятно чистого, безжалостного убийцы». На прошедшей ежегодной партийной конференции заявил, что «не слишком верит в принуждение палкой, но удивительно, сколь многого можно достичь заостренной морковкой»[5].
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs