ГЛАВНАЯ > Экспертная аналитика

Палестинцы объединяются. И это – не случайно

01:10 17.10.2017 • Сергей Филатов, обозреватель журнала «Международная жизнь»

В секторе Газа палестинцы под двумя флагами празднуют решение об объединении ХАМАС и ФАТХ.
Фото Suhaib Salem/Reuters

 

Пауза длиною в 10 лет

 

Вообще-то, межпалестинские договоренности об объединении это – «звоночек» для всего Ближнего Востока…

На протяжении периода так называемой «арабской весны» про палестинцев было и не слышно. Около 2010 года некогда главный вопрос ближневосточного урегулирования – палестинский – как то сразу и вдруг исчез из информационного пространства, как будто его и не было, как будто полвека он не находился в центре внимания мировой политики. Да ещё, с какими эксцессами!

Резня тысяч палестинцев в лагерях Сабра и Шатила и израильская «операция Энтеббе» по освобождению своих заложников; кровавая атака палестинских коммандос на олимпийскую команду Израиля в Мюнхене и затем – расправа израильтян над всеми участниками нападения; захват палестинцами лайнера «Achille Lauro» и убийство израильским спецназом в Тунисе руководителя военного крыла палестинцев Абу Нидаля… Было не то чтобы «жарко», было «смертельно жарко».

И вот, на фоне «арабской весны» всё как-то стихло. После убийства Каддафи, агрессии против Сирии и двойного перехода власти в Египте многие на Ближнем Востоке оказались заняты своими делами внутренними, а остальные – то ли помогали раскачивать ситуацию, то ли отошли в сторону в ожидании развязки. И про палестинцев не вспоминали, как прежде.

Тем более, что само палестинское движение к началу «арабской весны» грамотно раскололи на противоборствующие фракции ФАТХ и ХАМАС и развели по две стороны территорий палестинской автономии – ФАТХ сохранил контроль над Западным берегом реки Иордан, а ХАМАС – взял сектор Газа.

Напомним здесь, что ФАТХ – это «Движение за национальное освобождение Палестины», ведущая политическая партия, практически, ядро Организации освобождения Палестины (ООП), в состав которой входили в свое время около десяти различных палестинских фракций. ООП и ФАТХ возглавлял в свое время лидер палестинского движения сопротивления Ясир Арафат. Теперь – это ведущая политическая сила Палестины. Партия светская. И именно на этой почве светскости (хотя, и не только поэтому) у неё созрел разлад с ХАМАС.

ХАМАС же – «Исламское движение сопротивления», это палестинское исламистское движение, руководствующееся соответствующей идеологией.

Раскол между ними произошел – а его провоцировали недруги – в 2007 году, когда в секторе Газа захватили власть боевики ХАМАС после вооруженных стычек с бойцами ФАТХ. Хотя по всем международным договоренностям, власть в Газе должна была контролироваться с Западного берега реки Иордан, из административного центра Палестинской автономии – города Рамалла.

 

Со временем всплыла информация, что американцы активно подталкивали ХАМАС к этому разрыву с ФАХТ. Госсекретарь Кондолиза Райс требовала «проведения демократических выборов» в секторе Газа, участвовала в «нарезке избирательных округов» и в результате добилась того, что ХАМАС выборы выиграл и… силой вытеснил ФАТХ из сектора.

Раскол палестинцев приобрел не только политический, но и территориальный характер. И это, в свою очередь, стало одним из факторов дезорганизации арабов, чьи симпатии разделились между двумя палестинскими фракциями. В общем, к «арабской весне» в Вашингтоне готовились основательно.

Десять лет шел этот спор двух фракций – кто прав, а кто не прав в двусторонних отношениях. Такое складывалось впечатление, что палестинцы просто тянут паузу, ожидая, как самая уязвимая сторона ближневосточных разборок, «чем же это всё кончится». Поддерживавшие их всегда Саддам Хусейн и Муаммар Каддафи находились уже в мире ином, Египту и Сирии было явно не до палестино-израильского урегулирования, Йемен горел в огне гражданской войны и интервенции. И куда палестинцу податься? Вот и ждали…

Вот и дождались.

 

Победа в Сирии – залог палестинского единства

 

После разгрома ИГИЛ в Ираке и Сирии, после начала реализации астанинских договоренностей, после того как Россия с Турцией, Ираном и уже другими заинтересованными странами региона начала подводить черту под сирийской войной, палестинцы поняли, что пробил их час.

Уже в середине сентября пошла информация о том, что переговоры двух фракций вполне возможны. Да, говорили и том, что фракции выдвигают достаточно жесткие условия, которые могут сорвать примирение, но… процесс уже пошел. Время поджимало. И вот 17 сентября от имени ХАМАС пришло сообщение о том, что началась подготовка к переговорам с ФАТХ. Об этом сообщил телеканал «Al Arabiya».

Тогда же появились первые контуры будущей договоренности. В заявлении «Исламского движения сопротивления» было сказано, что ХАМАС выражает готовность «распустить управляющую администрацию» в секторе Газа и «разрешить правительству национального единства выполнять свои полномочия в прибрежном анклаве, провести всеобщие выборы и начать подготовку к прямым переговорам с ФАТХ».[i]

Месяц готовились, и, наконец, на прошедшей неделе, в Каире – под патронажем Египта и при активном закулисном участии Израиля – состоялись, наконец, прямые переговоры двух фракций. Причем, с египетской стороны на обмене мнениями был замечен глава Управления общей разведки, что показывает уровень даже предварительных встреч.

Если не ошибаемся, инициатором соглашения об урегулировании выступил, все-таки, ХАМАС. Его руководство в те дни сентября выразило «готовность без промедления организовать в столице Египта встречу с ФАТХ с целью заключения двустороннего соглашения и выработки механизмов его исполнения». Также исламское крыло палестинцев предложило провести в Каире расширенную конференцию всех палестинских фракций, на которой будет сформировано правительство национального единства, имеющее полномочия как в Газе, так и на Западном берегу реки Иордан.

Показательно, что ФАТХ снял к ХАМАС требование признать Израиль, что сам сделал ещё в период переговоров о создании Палестинской автономии. В прежние годы в этом было, чуть ли, не основное разногласие двух фракций. Нынешнюю позицию ФАТХ высказал член революционного совета ФАТХ Ахмад Гюним: «Мы, ФАТХ, никогда не станет требовать, чтобы ХАМАС признал Израиль. И даже напротив. Мы будем требовать, чтобы ХАМАС не признавал Израиль до тех пор, пока Израиль не признает Государство Палестину и право палестинцев на свою собственное государство...

ООП признала Израиль, но Израиль никогда не признавал Палестинское государство».[ii] Так что в этом – ключевом вопросе палестинцы свой Modus Vivendi нашли.

Второй вопрос не менее важен – вопрос о власти в Палестинской автономии. Договорились вот о чем.

Палестинское руководство в Рамалле восстановит контроль над сектором Газа до 1 декабря 2017 года. Уполномоченный палестинского руководства сказал, что приблизительно 3000 служащих милиции от Палестинской администрации должны быть переведены в Газу в рамках «Соглашения о единстве».

Соответствующие договоренности были подписаны 12 октября в Каире. Представители палестинских фракций заключили соглашение о политическом примирении, сообщил глава ХАМАСА Исмаил Хания в своем заявлении: «ФАТХ и ХАМАС сегодня достигли соглашения на рассвете при египетской поддержке».[iii]

Для переговоров о формировании нового руководства представители палестинских фракций приглашены на встречу в Каире 21 ноября.[iv] ФАТХ и ХАМАС договорились о формировании баланса в правительстве, чтобы создать основу для национальных выборов.

А, чтобы не откладывать вопрос в долгий ящик, уже условились, что палестинский президент Махмуд Аббас совершит в течение месяца поездку в сектор Газа. Этот визит в прибрежный анклав станет для Аббаса первым за последние 10 лет.

Остаются ещё нерешенные вопросы, в частности, о переходе вооруженных формирований ХАМАС под контроль президента Палестинской автономии, о снижении влияния в секторе Газа «братьев-мусульман», враждебных Египту, который прилагает силы для преодоления конфликта, и проч.

Кстати, в свое время бывший эмир Катара и сторонник «братьев» давал много денег ХАМАС, но власть в Дохе переменилась, и новый эмир этими делами уже не занимается. То есть ХАМАС «сняли с довольствия»…

Как передает Палестинский информационный центр, правительство Палестинской автономии «стремится взять под свой контроль пограничные переходы сектора Газа и включить местные налоги в свой бюджет… Но оно должно также выплатить зарплату работникам, в том числе, за сентябрь и октябрь».[v]

 

Президент Палестины Махмуд Аббас: «Раскол преодолен»

 

А теперь – мнения заинтересованных сторон.

- Председатель палестинской администрации и лидер партии ФАТХ Махмуд Аббас заявил о том, что в ходе двухдневных переговоров в Каире палестинский раскол был преодолен. Он поблагодарил президента Египта ас-Сиси за содействие в организации и проведении переговоров.

- Со стороны ХАМАС звучат заявления о том, что переговоры прошли успешно.

- Израиль ожидает, что Палестинская администрация не даст возможности ХАМАС продолжать «какую бы то ни было террористическую деятельность» с подконтрольных ей территорий, включая сектор Газа.

- Премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху заявил, что Израиль возражает против любого примирения с Палестиной, которое не включает в себя признание Израиля и разоружение ХАМАС. Нетаньяху сказал, что сближение ФАТХ и ХАМАС сделает достижение мира «намного более трудным».[vi]

- Соглашение поддержали США, Египет, Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты, Франция.

- Бывший глава правительства Великобритании Тони Блэр признался, что он и другие мировые лидеры ошиблись, поддавшись давлению Израиля и согласившись на немедленный бойкот ХАМАС, сообщает британское издание «Гардиан». В то время Блэр, «без капли сомнения», поддержал решение Джорджа Буша – прекратить помощь и разорвать отношения с вновь избранной палестинской администрацией ХАМАС, если она не согласится признать Израиль, не откажется от сопротивления и не будет соблюдать соглашения ФАТХ с Израилем.[vii]

- Деклан Уолш и Дэвид М.Хэлбфинджер в американской газете «The New York Times»[viii] дают свои оценки произошедшему: «Соглашение о примирении открывает многообещающую перспективу объединенного палестинского фронта… Многие предыдущие палестинские инициативы провалились. Однако можно надеяться, что на этот раз все будет иначе, отчасти потому, что ставки намного выше… Для палестинского руководства замаячила перспектива переговоров с Израилем единым фронтом, хотя самые радикальные боевики на этой территории будут вынуждены пойти на болезненные уступки…»

 

Москва приветствует договоренности

 

«В Москве приветствуют достигнутые при активной роли Египта межпалестинские договоренности», – говорится в «Комментарии Департамента информации и печати МИД России о соглашении между ФАТХ и ХАМАС по преодолению внутрипалестинского раскола», опубликованном на официальном сайте МИД России.[ix]

В МИД РФ считают, что эти договоренности «отвечают законным национальным чаяниям палестинского народа».

«Призываем палестинские стороны к выполнению всех намеченных шагов с конечной целью достижения единства на политической платформе Организации освобождения Палестины и существенного улучшения гуманитарной ситуации в секторе Газа.

Рассчитываем, что такое развитие должно способствовать выходу ближневосточного мирного процесса из нынешнего тупика и помочь возобновлению прямых переговоров по окончательному палестино-израильскому урегулированию на известной международно-правовой основе».

В эти же дни специальный представитель президента Российской Федерации по Ближнему Востоку и странам Африки, заместитель министра иностранных дел России Михаил Богданов принял исполнительного секретаря ФАТХ, председателя Олимпийского комитета Палестины Джибриля Раджуба, находящегося в Москве с рабочей поездкой, а также провел телефонный разговор с председателем политбюро ХАМАС Исмаилом Ханией.

Основное внимание в ходе беседы с Джибрилем Раджубом было уделено проблематике палестино-израильского урегулирования, а также положению дел на палестинских территориях с акцентом на задачу окончательного преодоления внутрипалестинского раскола с учетом произошедших на этом направлении в последнее время при содействии Египта заметных позитивных сдвигов.

Обсуждались также некоторые практические вопросы дальнейшего укрепления традиционно дружественных российско-палестинских отношений.[x]

В телефонной беседе, состоявшейся по инициативе палестинской стороны, Исмаил Хания информировал о деталях подписанного 12 октября в Каире соглашения о межпалестинском примирении между движениями ХАМАС и ФАТХ, подтвердив твердую нацеленность руководства ХАМАС на реализацию достигнутых договоренностей. При этом была выражена признательность России за ее последовательную позицию по вопросу восстановления палестинского национального единства на политической платформе ООП.

«С российской стороны была акцентирована готовность продолжать оказывать содействие усилиям, предпринимаемым, в том числе, Египтом, с целью завершения процесса межпалестинского примирения. Подтверждена также принципиальная позиция России в пользу двухгосударственного решения палестинской проблемы на известной международно-правовой основе, включая Арабскую мирную инициативу, предусматривающую создание независимого государства Палестина в границах 1967 г., которое сосуществовало бы в мире и безопасности с Израилем»[xi].

 

Такое впечатление, что палестинское урегулирование получает новое дыхание. И, более того, к перелому, если не к закату, подходит та стратегическая операция «арабская весна», которая была затеяна американцами и их партнерами на Ближнем Востоке.

Конечно, США просто так не отпустят ситуацию в Евразии, ослабление которой стало с некоторых пор их геостратегической целью ради собственного выживания в кризисе и сохранения однополярной мировой гегемонии. Сейчас удар будет нанесен в районе Юго-Восточной Азии, где американская агентура резко активизируется, и пошла на раскачку таких стран, как Мьянма, Индонезия, Филиппины.

Это – следующая задача по наведению порядка странами самого региона, вопреки вмешательству вашингтонских сил. Но там, в ЮВА – только разгорается. А, вот, ближневосточный плацдарм борьбы янки, похоже, могут покинуть «на щите». И оживление палестинцев – свидетельство важных перемен, которые, как полагаем, продолжат нарастать.

Не зря Владимир Путин только что – на открытии 137-й Ассамблеи Межпарламентского союза в Санкт-Петербурге подчеркнул: «Полагаю, мировому сообществу уже стоит задуматься о послевоенном восстановлении государства (Сирии – С.Ф.), о том, как, в каких формах, объёмах оказать помощь этой и другим странам региона, как эффективнее содействовать их социально-экономическому развитию, укреплению государственных институтов, в том числе и законодательной ветви власти».[xii]

Это – политическая оценка положения в регионе и констатация уже заметных перспектив.

Ситуация на Ближнем Востоке начинает разворачиваться в новую реальность. Палестинский came back – тому свидетельство.



Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати