Принятый Конгрессом США и подписанный президентом Дональдом Трампом законопроект о введении санкций против России в энергетической сфере может оказаться наиболее опасным для интересов Европы шагом американской стороны за последние четверть века. Если вплоть до недавнего времени антироссийские санкции сами по себе имели опосредованное (по сравнению с российскими ответными санкциями) влияние на европейскую экономику, то сейчас под ударом оказывается энергетическая безопасность всего Европейского союза, причем в тот момент, когда европейские потребители активно наращивают прием и потребление российского газа.
Согласно имеющейся информации, включение в законопроект, посвященный усилению американских санкций против Ирана и КНДР, раздела, посвященного российским газовым проектам, отнюдь не случайно. Администрация Дональда Трампа сознательно провела через Конгресс «пакетный документ», содержащий как военно-политические, так и экономические аспекты и касающийся трех различных стран. Ссылки на Иран и КНДР выступают в данном случае политическим обоснованием документа. Что же касается санкций, которые США могут наложить на европейские компании, сотрудничающие с Россией по таким проектам, как «Северный поток – 2», то здесь речь идет о продвижении в политической «обертке» чисто экономических и финансовых интересов американских производителей сжиженного природного газа (СПГ). Бизнес-подход в хорошо продаваемой политической упаковке – вот как может быть охарактеризован данный законопроект в контексте традиционной методологии Дональда Трампа. Речь идет о том, что США могут вводить санкции против финансирования работ над трубопроводами для экспорта энергоресурсов из России. Они подразумевают сокращение срока кредитования для уже находящихся под санкциями российских банков с 90 дней до 14, а для российских энергетиков - до 30 дней. Отдельный параграф законопроекта предусматривает возможность введения санкций относительно компаний, которые инвестируют в строительство трубопроводов из России или поставляют для них оборудование, трубы, информацию или просто оказывают любые услуги на сумму более 1 млн. долларов. Особое внимание в документе уделено проекту «Северный поток – 2», который, по мнению американских законодателей, «пагубно влияет» на энергобезопасность Евросоюза.
Однако для Европы именно американские санкции в сфере энергетики являются приоритетными по сравнению с целями сдерживания Ирана или КНДР, поскольку напрямую затрагивают повседневные интересы европейских правительств и их традиционного электората. «Из-за ввода новых санкций США в отношении России возрастет неопределенность на газовом рынке Европы», – справедливо констатирует в этой связи международное рейтинговое агентство S&P Global Ratings, указывая при этом, что вследствие действий Вашингтона может быть прерван экспорт российского газа в Европу. «Если санкции приведут к значительным задержкам со строительством новых трубопроводов или отмене этих проектов, то это может обусловить рост цен на газ, увеличение риска перебоев в поставках российского газа и повышение коэффициента использования хранилищ и мощностей сжиженного газа», - говорится в соответствующем докладе агентства.
Аналогичного мнения придерживаются и в другом рейтинговом агентстве из «большой тройки» - Moody`s. «Закон о санкциях ставит под угрозу партнеров, инвесторов, кредиторов и подрядчиков «Газпрома» и создает риски того, что строительство обоих газопроводов будет задержано», - говорится в сообщении агентства.
Что характерно – тревогу поспешили забить даже в Киеве – где традиционно приветствуют любое санкционное давление на Россию. Для украинской стороны неожиданно может оказаться на повестке дня проблема, которая, казалось бы, потеряла свою актуальность еще несколько лет назад: влияние переговоров с Россией по новому транзитному договору на ситуацию в Европе, поскольку в случае срыва реализации газопровода «Северный поток – 2» (в также, возможно, и «Турецкого потока») максимально возрастет значимость заключения нового соглашения с Россией на период после 2019 года. Украинская сторона попросту не готова к подобным переговорам, как и к неизбежному в этом случае увеличению нагрузки на собственные газотранспортные мощности. Как уже признал министр энергетики и угольной промышленности Украины Игорь Насалик, новые антироссийские санкции могут сказаться также и на украинских потребителях. По его словам, ограничительные меры со стороны США фактически блокируют строительство газопровода «Северный поток – 2», что приведет к усилению давления на украинскую газотранспортную систему.
Имеющая информация позволяет утверждать, что момент для принятия соответствующего законопроекта выбран американской стороной как раз исходя из экономических, а не политических соображений. В настоящее время ПАО «Газпром» транспортирует газ в Европу в нехарактерных не только для летнего, но даже и для зимнего периода объемах. В частности, на 100% оказались загруженными мощности трубопровода OPAL – восточного ответвления от «Северного потока» (что стало возможным благодаря снятию ограничительных мер по иску польской компании PGNiG). Кроме того, транзит российского газа через Украину увеличен до максимальных значений, начиная с февраля текущего года. Как сообщил председатель правления ПАО «Газпром» Алексей Миллер, 9 августа суточная загрузка транспортных мощностей для экспорта газа в дальнее зарубежье составила 562 млн. кубометров». Это на 23 млн. кубометров больше пикового показателя зимы 2015–2016 гг., составлявшего 539 млн. кубометров газа. В сравнении с аналогичными показателями 2016 года экспортный прирост «Газпрома» превысил 12%.
Как пояснили в российской компании, в сложившейся ситуации она максимально задействует все имеющиеся экспортные маршруты – а именно «Северный поток», газопровод Ямал – Европа, проходящий через территорию Белоруссии и Польши, а также украинскую газотранспортную систему. «На украинском коридоре наблюдалось даже увеличение объема транзита через пункт Вельке-Капушаны на украинско-словацкой границе», – напомнил Алексей Миллер. (vedomosti.ru)
Увеличение экспорта российского газа в Европу базируется также на росте собственной добычи «Газпрома». За первые семь месяцев 2017 года она составила свыше 266 млрд. кубометров, что на 43,1 млрд. кубометров, или примерно на 20% превышает соответствующие показатели 2016 года. (vedomosti.ru)
В Европе хорошо понимают, что возможное введение американских санкций против компаний, взаимодействующих с Россией, ставит под угрозу снабжение европейцев энергоресурсами, более дешевыми, по сравнению с американским СПГ (средняя экспортная цена российского газа по состоянию на 2016 год составляла 176 долларов за тысячу кубометров). При этом стоимость транзита через территорию Украины примерно на 20% превышает соответствующий показатель в случае использования инфраструктуры «Северного потока - 2».
Председатель Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер уже заявил, что законопроект о санкциях против России ставит под угрозу европейские интересы, в том числе энергетическую безопасность Европы, и высший исполнительный институт ЕС готов принять ответные меры: «Члены Еврокомиссии выразили свои опасения, в частности из-за возможного влияния закона на энергетическую независимость ЕС. В зависимости от применения закона он может повлиять на инфраструктуру подачи энергоресурсов в Европу». (vestifinance.ru)
В сложившейся ситуации перед Евросоюзом открывается уникальное «окно возможностей» для того, чтобы со своей стороны переосмыслить собственные взаимоотношения как с Россией, так и с США. Соответствующая политико-правовая лазейка в тексте законопроекта, подписанного 2 августа Дональдом Трампом, имеется. В документе подчеркивается, что американский президент может ввести соответствующие санкции «в координации» с союзниками Вашингтона.
Среди указанных союзников наибольший опыт взаимодействия с Россией в сфере транспортировки газа имеют Германия и Австрия. Первый контракт СССР с западной страной – Австрией – был подписан в 1968 году. В 1970 году договор «газ-трубы» был подписан с тогдашней ФРГ. Данные соглашения легли в основу развития экспортных магистралей в Европу для российского газа – в том числе проходящего через территорию Украины трубопровода Уренгой – Помары – Ужгород.
Неудивительно, что именно Германия и Австрия наиболее четко выражают свою приверженность продолжению сотрудничеству с Россией в энергетической сфере. В частности, председателя правления нефтегазового концерна Wintershall Марио Мерен пообещал, что его компания продолжит сотрудничество с российским газовым гигантом «Газпром», несмотря на возможные санкции со стороны США: «Даже в непростые с точки зрения политики времена мы дорожим германо-российским экономическим партнерством». По словам Марио Мерена, ради санкций нельзя пренебрегать собственными экономическими интересами, «в частности, продвигая американский СПГ на европейском рынке». Такие действия противоречат правилам свободного рынка. Газпром и Wintershall были и остаются партнерами, заверил он: «Газпром» может на нас положиться». (faz.net)
«Экстерриториальное применение таких национальных законов совершенно неприемлемо. Насколько нам известно, запланированные санкции могут быть также направлены против европейских компаний, работающих в сфере развития европейской энергетической инфраструктуры. Они могут затронуть и крупные австрийские компании», - в свою очередь, подчеркнули в ведомстве федерального канцлера Австрии. (vestifinance.ru)
Бьют тревогу и в странах Центральной и Восточной Европы, которые особенно сильно зависят от поставок российского газа. «Правительства могут использовать санкции для проведения торговой политики и с их помощью поддерживать собственные фирмы в борьбе с конкурентами. Именно такое намерение может скрываться за последними американскими санкциями против России», - указывает в данной связи чешское издание Tiscali.cz и делает вывод: «Эти санкции экстерриториальные, то есть затрагивают не только Россию, но и фирмы из «третьих стран», которые торгуют с Россией. Пострадать от этих санкций может и Чешская Республика». (zpravy.tiscali.cz)
Источники в Брюсселе говорят о том, что руководство Евросоюза, в свою очередь, намерено пытается максимально выгодно использовать ситуацию вокруг антироссийских санкций для того, чтобы со своей стороны «надавить» на США и выторговать для себя соответствующие уступки. В частности, особый интерес для ЕС представляет возможность снижения или даже ликвидации таможенных барьеров во взаимоотношениях с США, а также использования финансирования из Вашингтона для сооружения на континенте терминалов по приему СПГ. И та, и другая опции теоретически могут быть реализованы и потому заслуживают пристального внимания со стороны России.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs