Фото: Е. Педанов
Немецкий политолог Александр Рар считает, что с помощью новых санкций США стремятся устранить конкурента на энергетическом рынке Европы. Российский аналитик Ирина Поминова уверена, что принятые меры ударят не только по российским, но также по американским и европейским компаниям.
В пресс-центре МИА «Россия сегодня» прошел видеомост Москва – Берлин, посвященный новым санкциям США и их влиянию на сотрудничество России и Европы. Российскую позицию представляли заместитель начальника Управления по ТЭК Аналитического центра при Правительстве РФ Ирина Поминова и заведующая сектором экономики науки и инноваций ИМЭМО Наталья Тоганова. В Берлине с ними на связь вышли политолог Александр Рар и экономический аналитик Андреас Вер.
Дональд Трамп 2 августа подписал закон об ужесточении санкций в отношении 3 стран: России, Ирана и КНДР. Согласно сообщению, которое американский сенат опубликовал на своем сайте, причинами расширения антироссийских санкций стали:
-
«нарушение территориальной целостности Украины и Крыма»,
-
«кибератаки»,
-
«вмешательство в президентские выборы США»,
-
«агрессия в Сирии».
Документ закрепляет ограничительные меры, принятые еще во время президентства Барака Обамы, а также переводит санкционную программу в отношении России из полномочий президента США в ведение американского конгресса. Экономический аналитик Андреас Вер считает, что американский президент одобрил законопроект под давлением. Сам Дональд Трамп в своем аккаунте в Twitter охарактеризовал уровень российско-американских отношений как «очень опасный» и «наиболее низкий за всю историю» и возложил ответственность за эту ситуацию на конгресс. Так как основной удар санкции нанесут энергетическому сектору и, в частности, газопроводу «Северный поток – 2», будут затронуты не только российские интересы, но также интересы европейских партнеров России, в первую очередь Германии.
По словам политолога Александра Рара, после событий на Украине и в Крыму в США господствовали две позиции по отношению к России:
-
одни считали, что ошибки были совершены с обеих сторон, поэтому необходимо найти мирное решение и договориться с Россией, а санкции использовать для мотивации;
-
другие обвиняли во всем Россию и стремились нанести вред российской экономике.
Сейчас, согласно мнению политолога, доминирующее положение занимают те, кто придерживаются второй точки зрения. «США вмешиваются в экономику Германии, вводя санкции против немецких фирм, сотрудничающих с Россией, хотят контролировать Европу и вбить клин в российско-европейских отношениях», – отметил Александр Рар. Он полагает, что санкции выполняют две задачи:
-
ослабляют Дональда Трампа,
-
устраняют конкурента на энергетическом рынке Европы.
Противоречие заключается в том, что США хотят заблокировать «Северный поток – 2», а Германия и Италия хотят участвовать в его строительстве. Тем не менее, немецкие эксперты констатировали, что европейские компании зависят от американской политики благодаря действию той финансовой системы, которая существует еще с конца Второй мировой войны, когда США играли ключевую роль в восстановлении Европы. «Те, кто выступают за российско-европейское сотрудничество, будут в меньшинстве, СМИ будут называть Россию агрессором – таким образом, мы войдем в новый виток конфронтации», – заключил Александр Рар.
Победу в парламентских выборах в Германии в сентябре этого года Наталья Тоганова также прогнозирует тем партиям, которые лояльны политике США. Согласно ее мнению, о том, как будет развиваться ситуация в дальнейшем говорит комментарий главы Еврокомиссии Жан-Клода Юнкера. Он выразил удовлетворение тем, что после консультаций с представителями ЕС окончательный текст американского законопроекта по санкциям был смягчен.
Главным отличием новых ограничительных мер аналитик Ирина Поминова назвала то, что они затрагивают страны и компании, сотрудничающие с государствами, против которых были введены санкции. По словам российского эксперта, подобные санкции в прошлом очень сильно ударили по энергетике Ирана, и многие компании были вынуждены уйти из иранской нефтяной отрасли. Она заметила, что относительно российских трубопроводов в принятом законе есть оговорка о том, что все решения должны приниматься в диалоге с партнерами США. Ирина Поминова считает, что подобные уточнения оставляют место для переговоров. Тем не менее, оглядываясь на последствия предыдущих санкций, эксперт предполагает, что новый закон подорвет инвестиционные сотрудничество не только в России, но и за ее пределами. Проекты, где доля участия России превышает 33%, согласно новым ограничениям, станут закрытыми для американских компаний и других потенциальных участников. «Интересно посмотреть, как будет реализовываться на практике изменение формулировок с «президент будет» на «президент может» накладывать санкции», – заметила Ирина Поминова. – То, что это создает определенные риски не только для российских проектов и не только для энергобезопасности РФ – это факт».
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs