Прошло более четверти века после распада Советского Союза, но, как и прежде, некоторые российские востоковеды рассматривают развитие отношений Королевства Саудовская Аравия с другими странами, в том числе с Российской Федерацией, сквозь призму отношений с Западом, особенно с Соединенными Штатами. Некоторые востоковеды идут так далеко, что связывают уровень торгово-экономического сотрудничества между Королевством и Россией с влиянием Соединенных Штатов.
Без сомнения, это не соответствует действительности, и это не только Саудовская точка зрения, но и мнение многих официальных и неофициальных сторон. В нашем случае мы берем российскую точку зрения. Если наблюдатель рассматривает видение российского правительства относительно вопросов региона Ближнего Востока, особенно арабских стран Залива, то находит его положительным и отражающим глубокое понимание трансформаций, происходящих в мире и в регионе, баланса сил в нем. Этот подход отличается от некоторых аналитических центров, которые, теоретически, должны быть лидерами в подготовке стратегических исследований, поддерживающих принятие решений и формирование политики в свете вызовов, рисков и угроз, с которыми сталкивается мир.
Несмотря на взаимную удовлетворенность со стороны Саудовской Аравии и России на официальном уровне относительно развития двусторонних отношений, это не отражается, к сожалению, должным образом в анализе и оценках некоторых российских востоковедов. Чаще всего это проявляется после визитов Саудовских чиновников в Россию, результатам которых не уделяется должное внимание. В некоторых случаях даже делается сравнение отношений Саудовской Аравии с другими странами не в пользу России, что не справедливо ни по отношению к Королевству, ни к двусторонним отношениям с Россией.
Думаю, те, кто рассматривает Королевство с этой точки зрения, не знают или игнорируют тот факт, что Королевство в течение десятилетий развивало и продолжает развивать многосторонние отношения со многими странами мира на основе уважения и взаимной выгоды независимо от появления иногда различий в позициях по тому или другому вопросу, которые решаются в рамках диалога. Например, в период пребывания у власти предыдущей администрации США отношения между Королевством Саудовская Аравия и США продолжали развиваться несмотря на различия в позициях двух стран относительно Ирана и его ядерной программы. Это подтверждает, что стратегические принципы Королевства не зависят от каких-либо событий и от отношений с другими странами.
Переговоры принца Мухаммеда Бен Салмана Преемника Наследного Принца с Президентом РФ Владимиром Путиным в Москве 30 мая 2017 года еще раз подтверждают эти принципы. Во время этих переговоров Президент РФ дал положительную оценку успешно развивающимся двусторонним отношениям. Важность этих переговоров в Москве заключается не только в их содержании, но и также во времени, выбранном для их проведения. Переговоры состоялись менее чем через две недели после трех саммитов: "Саудовская Аравия - США", "Арабские страны залива - США" и "Арабские и мусульманские страны - США", которые прошли в столице Королевства Саудовская Аравия Эр-Рияде.
Безусловно, визит Преемника Наследного Принца в Россию, взаимная удовлетворенность относительно развития двусторонних отношений на политическом и военном уровнях, совместные действия в урегулировании кризисов в регионе и плодотворное сотрудничество в деле поддержания стабильности на мировых рынках энергоресурсов отражает заинтересованность Королевства в намерении расширять и разнообразить свои отношения со всеми странами. Этот визит подтверждает, что Королевство - значимое государство, независимое в своих решениях, член группы двадцатки, играющее лидирующую роль в мусульманском мире, которое двигается в соответствии со своим стратегическим видением на основе расширения своих отношений со всеми странами.
Возможно, наблюдатель также заметил, как Королевство до трех саммитов в Эр-Рияде укрепило свои экономические связи со странами Азии, заключив ряд соглашений стоимостью в десятки миллиардов долларов США. Это было во время визита Хранителя двух святынь Короля Салмана Бен Абдель Азиза Аль Сауда в конце февраля по странам региона, в том числе в Китай, Японию и Индонезию. Разве эти отношения направлены против других сторон, или, как некоторые пытались охарактеризовать это как попытку формировать Заливо-Азиатскую ось, направленную против Западного веса, особенно США, в регионе? Конечно же, нет! Королевство, исходя из своего стратегического курса, стремится разнообразить свои взаимовыгодные отношения со всеми странами.
Возвращаясь к вопросу трех саммитов в Эр-Рияде, в целом большинство аналитических выводов экспертов в России были близки к реалиям, но оценки некоторых аналитиков были намеренно или не намеренно не точны. Возможно, причина заключается в закоренелости их сознания касательно отношений Королевства Саудовской Аравии с США. Также были не точны те, которые считали, что результаты саммитов направлены против третьих сторон, и то, что выгоду от них получили США через соглашения, которые были подписаны.
Чтобы разъяснить этот аспект, достаточно отметить, что в результате соглашений, экономически выгодных для КСА и США, появятся десятки тысяч рабочих мест для граждан обеих стран. Cоглашения содержали договоренности о том, что производство американской военной техники будет осуществляться в КСА, кроме того, предусмотрено участие в крупных инвестиционных проектах в области инфраструктуры и других перспективных областях в обеих странах.
Некоторые аналитики опираются на точку зрения недружественных сторон, которые всегда используют свои СМИ для нападок на Королевство и обвиняют его в том, что оно стремится изолировать Иран без причин, используя свои отношения с США. Но реалии говорят о том, что Иран сам изолировал себя поведением, дестабилизирующим безопасность и стабильность в регионе, вмешательством в дела других стран, поддержкой терроризма и другими враждебными поступками.
Королевство Саудовская Аравия никогда не было инициатором эскалации напряженности, наоборот, проявляло максимальную сдержанность. Исходя из ответственности и убеждений о важности сохранения единства в мусульманском мире, старалось всячески избежать конфронтации с Ираном, насколько это было возможно. Иран, со своей стороны, злоупотреблял этим и продолжал свою деструктивную и дестабилизирующую политику.
Думаю, что все это требует от некоторых российских востоковедов и экспертов усилий пересмотреть свои оценки при анализе дел Королевства и его отношений с другими странами, особенно, если учесть большую роль, которую играют эксперты в подготовке объективных исследований для общества и лиц, принимающих решения.
Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции
Орфография и пунктуация автора сохранены
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs