Министры иностранных дел России и Франции – Сергей Лавров и Жан-Ив Ле Дриан.
Фото НТВ.
В МИД России состоялись российско-французские переговоры на уровне министров иностранных дел России и Франции Сергея Лаврова и Жан-Ив Ле Дриана. Основное внимание было уделено продвижению договоренностей, достигнутых главами наших государств 29 мая с.г. в Версале.
Министр иностранных дел России Сергей Лавров высоко оценил результативность двусторонних переговоров со своим коллегой – министром Европы и иностранных дел Франции Жан-Ив Ле Дрианом, назвав их «хорошими» и «полезными». Встреча продлилась значительно дольше намеченного времени, завершившись итоговой пресс-конференцией лишь к девяти часам вечера. В качестве главы внешнеполитического ведомства своей страны г-н Ле Дриан впервые посещает Москву и МИД России. Переговоры проходили в контексте тех договоренностей, которые обозначили Президент России Владимир Путин и Эммануэль Макрон в ходе встречи в Версальском дворце 29 мая с.г. Основным в повестке встречи глав государств тогда стоял вопрос о борьбе с терроризмом, а также об укреплении гуманитарного сотрудничества между Москвой и Парижем. По словам Сергея Лаврова, переговоры с Ле Дрианом в МИД России позволили «обстоятельно и подробно рассмотреть немалый спектр вопросов, наметить приоритетные направления совместного приложения усилий, включая график дальнейших контактов на различных уровнях».
Российский Министр напомнил, что наши страны в этом году отмечают знаменательную дату в истории двусторонних отношений – 300 лет назад состоялся визит императора Петра I во Францию. И таким дипломатическим и торгово-экономическим капиталом опыта надо дорожить. В этой связи на пресс-конференции Сергей Лавров отметил, что стороны договорились приложить максимум усилий для продвижения тех механизмов сотрудничества, которые были приостановлены в последние четыре года. Кроме того, несмотря на то, что ни одна из 500 французских компаний, работающих на российском рынке, не «свернула» сотрудничество с Россией в связи с антироссийскими санкциями ЕС, торгово-экономический оборот упал в 2016 году по сравнению с 2010-2013 гг. вдвое, т.е. с более 22 млрд.долларов до 11, 6 млрд. И это надо исправлять. «С российской стороны готовы вновь возобновить работу тех механизмов межгосударственного сотрудничества, которые были заморожены последние четыре года». – подтвердил Сергей Лавров.
В свою очередь Жан-Ив Ле Дриан высказался в том же духе: «Хотел бы подчеркнуть, что мы не стремимся ни к изоляции России от Европы, ни к финансово-экономическому ослаблению России – мы собираемся работать конкретно, прагматично над урегулированием тех проблем, которые наносят удары и по интересам России и по интересам Франции».
Министры обсудили пути реализации выдвинутой французским президентом Э.Макроном инициативы о создании на постоянной основе структуры по линии гражданских обществ под названием «Диалог Трианона». (Трианон – деревня близ Версаля). Аналогом этому может служить «Петербургский диалог» между Россией и Германией. По этому поводу Сергей Лавров сказал: «Я абсолютно согласен с Министром иностранных дел Франции Ж.-И. Ле Дрианом в том, что общественный диалог должен быть всеохватным. В нем, наверняка, необходимо присутствие гражданского общества во всех его ипостасях, в т.ч. правозащитников, лиц, заинтересованных в сближении культур, бизнесменов, заинтересованных в укреплении фундамента отношений между нашими народами».
Международная проблематика переговоров в МИД России
Особое внимание стороны уделили обсуждению ситуации в Сирии. По словам Сергея Лаврова, министры едины в том, что решение сирийского кризиса возможно «исключительно через инклюзивный национальный диалог при активной поддержке мирового сообщества, как это предусмотрено решениями СБ ООН, при абсолютно бескомпромиссной борьбе с террористическими структурами ИГИЛ, «Джабхат ан-Нусрой» и прочими организациями, которые признаны террористическими Советом Безопасности ООН». Да, стороны едины в этом, что подтвердили и слова Ж.-И. Ле Дриана: «Мы намерены бороться с этим злом и собираемся делать это совместными усилиями». Однако в речи французского министра Европы и иностранных дел четко была обозначена позиция Франции, которая не расходится с консолидированной позицией ЕС, а именно – «режим Асада» повинен в развязывании гражданской войны в Сирии и в «использовании химического оружия». Вот, что сказал Жан-Ив Ле Дриан на совместной пресс-конференции по итогам переговоров: «У нас есть общий враг – террористические группировки, которые подготавливают в военном и идеологическом плане будущих боевиков». Министр также подтвердил общую нацеленность на примирение в Сирии через политическое урегулирование: «Мы считаем, что возвращение к стабильности в Сирии должно происходить через политический процесс. Россия и Франция заинтересованы в том, чтобы гражданской войне в Сирии пришел конец, и пришел конец тем массовым убийствам, за которые несёт ответственность «режим Асада». И здесь единство мнений расходится. Так кто решил, что «режим Асада» несёт всю полноту ответственности за массовые убийства на своей территории? - США, Евросоюз, трибунал, отдельные оппозиционные силы в Сирии и которые из них? Кто, наконец, возьмёт на себя ответственность за такое обвинение? Далее г-н Ле Дриан заявил: «В том, что касается хаоса в Сирии, продолжается распространение химического оружия, «режим» не выполняет взятые на себя обязательства, это, считаю, является новой угрозой для всего мира». Между тем «режим» выполнил взятые на себя обязательства по вывозу химического оружия из Сирии еще три года назад, в июне 2014 года. И это официально подтвердила международная организация по запрещению химического оружия ОЗХО. Так от кого исходит угроза миру?
В этой связи хотелось бы отметить двусмысленное положение журналистов. Вопросы, которые поставлены в данном материале и в данном контексте, конечно, надо было бы адресовать министру Франции непосредственно на пресс-конференции, но ведь – главное и в нашей профессии – «не навреди!». А переговоры в МИД России были в тот день непростыми, долгими, неформатными, они едва наметили контуры двустороннего взаимодействия по выходу из сложной ситуации, в которой оказалась Франция, в том числе, и как член Евросоюза, обременённая консолидированной ответственностью. Поэтому, многие вопросы к г-ну Ле Дриану не прозвучали, но они остались. Осталось ощущение, что даже политики столь высокого уровня могут быть не в курсе того, какую гуманитарную помощь населению всех регионов Сирии, независимо от религиозной принадлежности, оказывает на протяжение военного конфликта Россия по линии гражданского общества, общественных организаций. Иначе бы г-н Ле Дриан не призывал к этому Россию в ходе пресс-конференции.
Российская сторона сообщила также о ходе переговоров по Сирии в формате Астаны. Они включают, как пояснил Сергей Лавров, обсуждение формирования «конкретных параметров концепции «зон деэскалации» с целью консолидации режима прекращения боевых действий, обеспечения свободного доступа гуманитарной помощи, создания благоприятных условий для политического процесса». «Понятно, что мы с особым вниманием готовимся к возобновлению межсирийских переговоров, очередной раунд которых откроет 10 июля в Женеве спецпредставитель Генерального секретаря ООН Стеффан де Мистура, а перед этим 4-5 июля состоится очередная встреча в Астане», - сказал руководитель МИД России.
Позднее, отвечая на вопрос журналистов, Сергей Лавров подчеркнул ключевую роль зон деэскалации: «В случае, если инициативы, которые сейчас продвигаются в виде зон деэскалации, будут реализованы, то мы, наконец, впервые за всю историю сирийского кризиса, будем иметь ситуацию, когда произойдет размежевание между участниками режима прекращения боевых действий и террористами, а также теми, кто с ними заодно, если не хочет присоединяться к прекращению огня», - сказал глава МИД России. По мнению Сергея Лаврова, при определённых условиях («если мы все будем честными, будем руководствоваться целью борьбы с терроризмом»): «У нас есть все основания не допустить скатывания ситуации к хаосу и непредсказуемым инцидентам».
По Украине, как показали итоги мидовской встречи, стороны имеют общую позицию, ключ которой - необходимость полного выполнения «Минских договорённостей». По словам Сергея Лаврова, для реализации «минского комплекса мер» «необходимо больше доброй воли со стороны властей в Киеве». В общих усилиях по Украине важен и «нормандский формат», в котором участвуют и Киев, и представители ДНР и ЛНР. Министры России и Франции обсудили сотрудничество по урегулированию конфликтов в других регионах мира, в том числе в Ливии и Йемене. «Условились сформировать устойчивый консультативный процесс между нашими министерствами», - сообщил Сергей Лавров.
По итогам переговоров Сергей Лавров сообщил, что принял приглашение Жан-Ив Ле Дриана посетить Париж в ближайшее время, чтобы сохранить набираемый темп в реализации президентских договоренностей от 29 мая с.г. в Версале. Начато обсуждение параметров Перекрёстного года русского и французского языков и литературы. Согласован график дальнейших политических и межведомственных контактов. Главное – взят курс на активизацию российско-французских отношений.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs