Фото автора
Многие российские египтологи и дипломаты, бывшие военные советники СССР в Египте и журналисты были приглашены в резиденцию посла Арабской Республики Египет в России Мохаммеда Эль-Бадри на конференцию, посвященную памяти выдающих советских, российских и египетских дипломатов, внесших особый вклад в дело развития и укрепления дружеских отношений между нашими странами.
Перед собравшимися выступили заместитель министра иностранных дел РФ, специальный представитель Президента Российской Федерации по Ближнему Востоку и странам Африки Михаил Богданов, почетный президент Ассоциации российских дипломатов, Чрезвычайный и Полномочный посол Павел Акопов, Чрезвычайный и Полномочный посол, советник заместителя председателя Совета Федерации, заместитель председателя Ассоциации российских дипломатов Андрей Бакланов и внук Е.М.Примакова известный политолог и телеведущий Евгений Примаков, а также другие участники встречи.
Приветствуя многочисленных гостей, посол Египта Мохаммед Эль-Бадри отметил: «Очень рад, что вы все сегодня к нам пришли. Мы хотим вспомнить тех выдающих людей, который внесли очень большой вклад в установление и развитие отношений между нашими странами в течение десятилетий. Здесь у нас сегодня присутствуют те наши коллеги, кто хорошо знал этих великих людей».
«Мы собрались сегодня, чтобы почтить память выдающихся советских, российских и египетских государственных деятелей и дипломатов – Евгения Максимовича Примакова, Сергея Александровича Виноградова, Мурада Галеба и Махера ас-Сейда. Этих разных по характерам и биографиям людей объединяет одно – они внесли личный вклад в становление и развитие отношений между нашими странами, основа которым более 73 лет назад была создана в годы Второй Мировой войны, в августе 1943 года. Тогда были заложены принципы дружбы, невмешательства во внутренние дела, уважение к суверенитету и взаимовыгодное сотрудничество в различных областях», - отметил Михаил Богданов.
Сергей Александрович Виноградов был назначен послом СССР в Объединенной Арабской Республике (государство, существовавшее в 1958-1971 годах, создано Египтом и Сирией – С.Ф.) в 1967 году и проработал на этом посту три года. Михаил Богданов подчеркнул, что это назначение «произошло на переломном историческом этапе и было нацелено на укрепление координации совместных действий СССР и АРЕ в интересах мира на Ближнем Востоке».
Сам факт назначения С.А.Виноградова на пост в Египте сразу по следам «шестидневной войны» с Израилем свидетельствовал о том огромной значении, которое советское руководство придавало укреплению отношений с Египтом, ведь он уже работал послом СССР в Турции и во Франции, был одно время председателем Комитета по радиовещанию при Совете Министров СССР, членом ЦК КПСС.
Говоря о Е.М.Примакове, Михаил Богданов напомнил, что Евгений Максимович связал свою профессиональную судьбу с Ближним Востоком и арабским миром, закончив арабское отделение Московского института Востоковедения. Напомнил также о том, что Евгений Примаков проработал несколько лет в Каире в качестве собственного корреспондента ведущей в то время советской газеты «Правда» и много писал о тех «горячих, судьбоносных событиях, которые происходи тогда в регионе Ближнего Востока». В должности директоров таких знаменитых академических институтов, как Институт Востоковедения и ИМЭМО, а затем на посту министра иностранных дел России Е.М.Примаков вносил большой личный вклад в дело развития и укрепления отношения нашей страны с арабскими государствами и, прежде всего, с Египтом, в лице которого он всегда видел лидера арабского мира, друга и надежного партнера России, подчеркнул Михаил Богданов.
Он также назвал Мурада Галеба и Махера ас-Сейда «выдающими египетскими дипломатами» и поблагодарил посла Египта Мохаммеда Эль-Бадри и Ассоциацию российских дипломатов «за реализацию благородной идеи – воздать должное выдающимся людям», дипломатам двух стран. Подобные встречи могут быть полезны и поучительны для новых поколений дипломатов, сказал Михаил Богданов.
«Моя первая встреча с Египтом произошла в 1957 году – тогда мы посетили египетского посла в Москве господина Эль-Куни. А всего мне посчастливилось проработать в Египте 16 лет, и я был свидетелем, а в какой-то степени и участником, исторических событий того времени на различных этапах развития Египта, в том числе, и в развитии отношений между нашими странами», - начал свой рассказ Павел Акопов.
Он отметил, что работал в Египте с шестью послами СССР – это были блистательные дипломаты: Е.Е.Киселев, В.Я.Ерофеев, Д.П.Пожидаев, С.А.Виноградов, В.М.Виноградов, А.А.Поляков. А также назвал ещё многие имена выдающихся отечественных МИДовцев, в разное время работавших в Египте. После встречи Павел Семенович рассказал мне, что по его подсчетам, из плеяды дипломатов, работавших в Каире в последние десятилетия, вышли 27 послов Российской Федерации.
Вспоминая о Е.М.Примакове, Павел Акопов говорил о том, что Евгений Максимович выступил в 1960-е годы на страницах газеты «Правда» со статьями, в которых раскрывал социально-экономические и политические преобразования, происходившие в Египте во времена президента Насера. И эти статьи, несомненно, оказали определенное влияние на формирование отношения советского руководства к Египту. В последующем, став министром иностранных дел, Е.М.Примаков «вернул политику в отношении арабского мира в русло национальных интересов нашей страны».
Сергей Александрович Виноградов был назначен послом в Египет в 1967 году после «шестидневной войны» с Израилем, и, насколько мне известно, подчеркнул Павел Акопов, это было сделано по личной просьбе президента Насера к советскому руководству. Потому что Насер считал С.А.Виноградова влиятельным человеком, послом, входящим в состав ЦК КПСС.
«В тот год я только что вернулся из Египта после первой командировки, и С.А.Виноградов пригласил меня к себе и попросил рассказать о Египте, в целом, и об экономике страны, – воспоминал Павел Акопов. – Дело в том, что мне незадолго до этого довелось быть в составе советской делегации, изучавшей экономическое положение Египта. Он выслушал меня и предложил вместе с ним ехать на работу в Египет. Поначалу я отказался и сказал, что уже был там и хотел бы поработать в другой арабской стране. Но он настоял и подчеркнул, что подбирает команду из дипломатов, которые знают Египет и любят Египет. Короче, через месяц я оказался вновь в Египте и проработал там с Сергеем Александровичем Виноградовым три года – до конца его жизни.
Хочу отметить исключительно важную роль, которую С.А.Виноградов сыграл в то время. После «шестидневной войны» 1967 года Египет не раз подвергался атакам израильских ВВС. Страна была в тяжелом состоянии. Насер настоятельно просил Москву направить в Египет советский военный контингент, а советское руководство несколько раз ему отказывало. И вот однажды Насер пригласил С.А.Виноградова и заявил, что не может дольше оставаться на своем посту, и вынужден будет уйти в отставку, а новый президент «способен будет договориться с американцами». На следующий день наш посол на спецсамолете вылетел в Москву, а когда доложил это на Политбюро и встретился с Генеральным секретарем ЦК КПСС Л.И.Брежневым, то было принято решение о вводе советского военного контингента в Египет – ПВО и авиации. И как только мы сбили несколько израильских самолетов, налеты и бомбежки прекратились. Конечно, к такому результату привели усилия и действия С.А.Виноградова», - подчеркнул Павел Акопов, вспомнив ещё несколько ситуаций, в которых проявился высокий профессионализм советского посла в Каире. Он процитировал слова С.А.Виноградова, сказанные в стенах посольства: «Кто не любит Египет, собирайте чемоданы и уезжайте домой, не мучайте ни себя, ни нас».
Мне было очень приятно, что Павел Семенович в самом конце своего выступления, вспоминая многих отечественных специалистов, работавших в те годы в Египте – военных, строителей Асуана, сотрудников торгово-экономической миссии, назвал и нескольких журналистов – корреспондентов центральных изданий в Каире, многих из которых я знал в те годы лично: Станислава Кондрашева, Павла Демченко, Игоря Беляева, Юрия Глухова и других.
«Прекрасная инициатива дала возможность собраться в этом зале людям, которые причастны к развитию наших дружеских связей. Здесь присутствует группа наших военных специалистов, которые в 1970 году прибыли в Египет, – так начал свое выступление Андрей Бакланов. – Эта военная миссия позволила Египту в те годы набрать такую силу, что усилила его политические позиции».
Андрей Бакланов также привел один интереснейший, но малоизвестный пример, когда Египет помог нашей стране. В 1998 году Е.М.Примаков, будучи тогда председателем Правительства России, в условиях, когда западные «партнеры» отказались вкладывать инвестиции в нашу экономику, обратился к египетским друзьям и договорился о том, чтобы они сделали большой заказ на закупку российских самолетов ТУ-204. Нужно было показать всем: даже среднее по размерам экономики государство готово инвестировать в Россию. На заводе в Ульяновске в 1998 году я был лично и видел, что работали только те цеха, где собирали ТУ-204 по заказу египтян. И египетские друзья не только помогли тогда выстоять этому заводу – в том году Египет был на первом месте по объему инвестиций в Россию. Когда мы вместе, когда мы друг другу помогаем, то можно творить чудеса!»
«Мы традиционно говорим о том, как наша страна не раз помогала арабским странам, в том числе, Египту, - продолжал Андрей Бакланов. – Но и Египет в тяжелое время для России проявил себя как искренний друг. В 1991 году, когда СССР уже не мог поставлять свою продукцию в Египет по клирингу, правительство АРЕ приняло специальное решение о том, что встречные поставки продуктов питания и других важных для нашего населения товаров будут продолжены. Тогда египтяне оказывали нам и существенную гуманитарную помощь».
«Хотелось бы рассказать, как важен был с эмоциональной стороны Египет для Евгения Максимовича Примакова. Он был молодым специалистом, когда уехал в загранкомандировку в экзотичную, красивую страну, язык которой изучал. И он влюбился в Египет, он полюбил Каир – и остров Замалек, и тенистые улицы столицы. Безусловно, Каир остался для него на всю жизнь один из самых любимых городов, – сказал Евгений Примаков. – Как ученый он также вырос на изучении Египта – его первые научные работы были связаны именно с этой страной. Тот поворот Советского Союза к арабскому Востоку происходил на его глазах и с его участием. И, конечно, он внес свой вклад в то, чтобы Советский Союз, Россия относились с огромным вниманием к тому, что происходит на Ближнем Востоке, и изучали его. До последних дней своей жизни он наблюдал и размышлял о событиях, происходящих там, о событиях «арабской весны».
Посол АРЕ Мохаммед Эль-Бадри, завершая встречу, вспомнил несколько эпизодов из истории своей работы с послом Египта в Москве Мурадом Галебом. Этот очень яркий египетский дипломат впервые приехал работать сюда, в посольство, в начале 1950-х годов, а затем сам был послом в СССР с 1961 по 1972 год и внес большой вклад в дело развития дружеских отношений между странами. В дальнейшем он был назначен на пост министра иностранных дел Египта. «Я много раз встречался с ним по работе, бывал в зарубежный поездках, и всегда он очень тепло и с любовью отзывался о России, которая была в его сердце и в его памяти до конца жизни», - сказал Мохаммед Эль-Бадри.
Во встрече приняли участие послы ряда арабских стран.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs