Председатель Европейского совета, бывший премьер Польши Дональд Туск прибыл в Варшаву для дачи показаний в деле о крушении президентского авиалайнера Ту-154 Леха Качинского 10 апреля 2010 г. под Смоленском.
На вокзале его встречали многочисленные поклонники и противники. Фигура Д. Туска вызывает в польском обществе разнонаправленные эмоции, как отражение внутриполитической борьбы между двумя ведущими партиями - правящей партией "Право и справедливость" (ПиС) и оппозиционной "Гражданской платформой" (ГП).
ПиС и ГП буквально дышат друг другу в затылок, поочередно оказываясь то в роли правящей силы, то в роли оппозиции. На данный момент ПиС вырвалась далеко вперёд: по данным соцопросов, её поддерживают 38% граждан, в то время как ГП пользуется поддержкой 19% (1).
Такие случаи в истории противостояния двух партий уже бывали, но позже ГП удавалось наверстать упущенное, и обойти ПиС.
Согласно соцопросам, 49% поляков проголосовали бы за Д. Туска, если бы на президентских выборах он вышел во второй тур вместе с действующим президентом, ставленником ПиС Анджеем Дудой (2).
Президентские выборы стартуют в Польше через два года, и приезд Д. Туска на родину многие наблюдатели считают подготовкой к выборам.
"Я уверен..., что Туск готовится к выдвижению своей кандидатуры на пост президента Польши. Если президент Дуда будет президентом номинальным, а не реальным, то проиграет выборы", - заявил представлен оппозиционной партии "Кукиз-15" Марек Якубяк (2).
Оппозиционные партии, уступающие по политическому весу ГП, придерживаются риторики о том, что необходимо положить конец бесконечной борьбе двух политических кланов - ГП и ПиС. Польское общество устало смотреть один и тот же спектакль с одними и теми же действующими лицами. Польская политика нуждается в новых лицах и новых подходах в решении актуальных проблем.
Такие заявления риторикой и остаются, потому что польская внешняя политика накладывает на себя добровольные ограничения, руководствуясь пресловутым "польским комплексом" - идеей перманентного противостояния с Россией и, частично, с Германией, с опорой на США и Великобританию.
В Польше любая оппозиционная сила, придя к власти, проводит ту же внешнюю политику, что и её предшественник. Косметические изменения не в счёт.
История показывает, что кардинально свой внешнеполитический курс Польша меняет только в условиях радикальных изменений мирового масштаба, как это было после Великой Отечественной войны и появления на месте Второй Речи Посполитой Польской Народной Республики.
Внутриполитическое противостояние ПиС и ГП имеет внешнеполитическое измерение. Противостояние между этими партиями - это скрытое противостояние между Вашингтоном и Берлином.
ГП и Дональд Туск, как бывший лидер этой партии, воспринимаются как люди Берлина. Соответственно, ПиС и её лидеры - люди Вашингтона. Закон о реформе СМИ, который затронет их финансирование и о котором объявил лидер ПиС Я. Качинский в январе 2017 г. - это попытка ПиС ослабить германское информационное влияние (3).
Германский капитал стоит за многими польскими ведущими СМИ. Как раз Берлин особенно энергично критиковал действия Варшавы и ПиС, в частности, в то время как Вашингтон отделывался обтекаемыми фразами.
Грядущие президентские выборы в Польше снова актуализируют вопрос американо-германского соперничества в этой стране. Польша обладает ярко выраженными чертами регионального лидера, и влияние на Польшу - это не просто влияние на отдельно взятую страну. Это влияние на государство, претендующее на ведущую роль в рамках всей Восточной Европы.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs