ГЛАВНАЯ > Экспертная аналитика

Бомбы для... президента

11:52 16.04.2017 • Сергей Филатов, обозреватель журнала «Международная жизнь»

Что толкает американцев на третью подряд военную авантюру в Азии за несколько дней?

Да-да – ракетный залп из «Томагавков» по Сирии, швырок мощнейшей «матери всех бомб» на Афганистан, а теперь и угрозы стратегического удара по ядерному оружию КНДР – из этих зловещих деталей складывается картина военной активности США вдоль наших границ за неполных 10 дней апреля. Ракеты и бомбы начали ложиться в «ряд» прямо по лекалам вытягивания англосаксонской «петли Анаконды» вокруг периметра их «основного противника», то есть – России, о чем мы здесь не раз уже писали.

 

Причем, с каждой бомбежкой последних дней ставки и риски повышаются – от «Томагавков» через «супербомбу» (GBU-43 – самая мощная из неядерных бомб США) к нападению на страну, имеющую ядерное оружие и готовую ответить… Логика нагнетания событий, как видите, трагична и проста.

Оценок много, и все – разные. Одни военные эксперты полагают, что американцы все-таки будут по Северной Корее бить. Другие политологи пытаются найти объяснения американскому перевозбуждению и агрессивному ражу янки, анализируя эпическую битву «грудью в груди» внутри самого Вашингтона, где разгорелась ожесточенная борьба местных кланов – борьба, практически, за выживание. Предположения наблюдателей расходятся, хотя, как поступит Вашингтон на самом деле, от обозревателей и комментаторов не зависит.

А напряжение растет по экспоненте. Мудрые китайцы заявили устами своего министра иностранных дел Ван И: «В последнее время трения усилились. Складывается впечатление, что конфликт может разгореться в любой момент. Если будет война, проиграют все — победителей при таком исходе быть не может».[i]

Трамп, конечно, не в покер сел играть, но ставки повышает регулярно. Хотя по ходу роста «военного градуса» возникают многие вопросы. О странностях ракетного удара по Сирии мы писали в материале «Агрессия США против Сирии: время вопросов, бремя вопросов». Теперь и с ударом по Афганистану «непонятки».

В районе Ачин провинции Нангархар была сброшена мощнейшая неядерная бомба GBU-43. Заявленная цель – горный укрепрайон ИГИЛ/ДАИШ. Отчитались американцы о том, что сходу уничтожили аж 36 боевиков. Почему так мало? Да никакого скопления бандитов там не было. Теперь выясняется, что удар был нанесен по… несуществующему противнику и без особого военного смысла, но с большим политическим смыслом.

Дело в том, что в марте 2017 года президент Афганистана Ашраф Гани рассказал о победе его солдат (при американской воздушной поддержке) над ИГИЛ в районе Ачин и в других районах провинции Нангархар.[ii] Территория была уже месяц назад как очищена от ИГИЛовцев. Так в кого метили янки? В горный массив? Поначалу сказали даже, что убили три десятка «боевиков ИГИЛ», потом дорисовали ещё 60 человек погибших – стало их почти сто. Для отчета…

Видимо, смысл удара по горам – желание Трампа показать крутость! Сначала – долбанули кассетными шариками по ВПП аэродрома в Сирии с чудовищными потерями ракет на подлете (из 59 долетели 23), теперь жахнули супер-бомбой по горному массиву… Громко! Грозно! Show must go on! Видимо, было желание пугнуть. Кого? Всех, кто испугается.

И испуг сразу проявился в Сети Интернет. Озабоченность выразили многие блогеры. Из столицы Южной Кореи (РК), Сеула, пошла эвакуация американских граждан. При этом напомним, что в Республике Корея (РК) сегодня нет главы государства – прежний президент только что убран через импичмент за разного рода нарушения, а новый будет избран только в мае. Ядерные конфликт в период безвластия. Возможно, именно из-за этого янки и пошли в атаку на КНДР, когда в Сеуле просто некому им сказать: «Стоп!»

Да, в Корее стало сейчас очень опасно. Ведь, испытание сверхмощной бомбы в Афганистане, как представляется, это – демонстрация намерений и возможностей США. В горах американцы потренировались – теперь могут и по КНДР ударить. Тем более что в американской прессе прозвучал «прозрачный намек», что решение о бомбежке может быть принято даже не Трампом, а… его генералами, что сразу поднимает градус напряженности.

Вы не верите? Но администрация Трампа реально «побуждает военачальников принимать больше самостоятельных решений»: «В среде военачальников появилось ощущение, что они могут делать немного больше, и они действительно могут», — сказал изданию «The Wall Street Journal» один из высокопоставленных военных чиновников.[iii] По данным этой столичной газеты, командующий американскими войсками в Афганистане Джон Николсон принял решение о применении сверхмощной бомбы GBU-43 самостоятельно (sic!).

«Свобода инициативы» - это что-то новенькое в американской армии. Подумайте, что могут предпринять генералы против КНДР, если будут принимать решение «самостоятельно»? И Трамп, типа, «не-при-чём»? Алиби? Они в какую Игру собрались «баловаться»? Они, что, не понимают: северо-корейцы ответят по-настоящему на любой «демонстративный» акт агрессии со стороны US Navy & US Air Force? И мало тогда никому из региональных стран и народов не покажется.

Куда ситуация-то разворачивается? Трампа оттесняют от власти? Кому будет предназначена следующая американская бомба: корейцам или Трампу? Мы же недаром назвали этот комментарий «Бомбы для… президента». Для Трампа. А Вы подумали, о ком речь?

С американской стороны поступило «в последний час» заявление, распространенное «Associated Press» о том, что США в настоящее время не планируют наносить удары по КНДР в случае, если эта страна проведет новое ядерное или испытание ракет. При этом есть и оговорка: эти планы могут измениться, «если Северная Корея попытается запустить ракеты по территории Южной Кореи, Японии или США».[iv]

Ничего хорошего нет в том, что Штаты опять прибегают к своей любимой «политике канонерок», подогнав к берегам Корейского полуострова авианосную армаду, и грозят КНДР «возмездием». Третий за неделю военный удар в исполнении нового президента США Дональда Трампа это уже будет – Система.

Тем не менее, попробуем представить себе два сценарий: катастрофический для Мира и катастрофический для… США. Удивлены?

Но, ведь, все ракеты «Томагавк», плюс «матерь всех бомб», плюс нагнетание напряжения в Корее в связи с возможным ядерным ударом – это всё те самые «бомбы для президента США». В первых двух случаях американцы уже занесли агрессии против Сирии и Афганистана в свой актив – «Ну, и крут же у нас президент Трамп!». А в третьем случае, который ещё из Возможности не превратился в Реальность, «бомба» может прилететь назад к Трампу бумерангом, если он «даст слабину» в глазах американской публики. А подобный «разворот сюжета» легко может устроить многочисленные враждебные Трампу американские же СМИ – от CNN до «Washington Post», - там есть, кому глумиться над ошибками POTUSa – только дай повод.

И то, что сегодня «Washington Post» в статье «Trump’s North Korea policy is ‘maximum pressure’ but not ‘regime change’» - «Политика Трампа по отношению к Северной Корее это “максимальное давление”, но не “смена режима”» - информирует читателей о том, что «Белый дом изберет стратегию «максимального давления» на КНДР в надежде вернуться к переговорам по ядерному арсеналу Пхеньяна»,[v] не означает, будто завтра она не обрушится на Трампа за его «слабость»: не «осадил, мол, корейского агрессора». А ярлыки-то клеить там – мастаки.

«Washington Post» пока замечает: администрация Д.Трампа попытается добиться от северокорейского руководства прекращения разработок и испытаний ядерных вооружений. При этом США не планируют применять военную силу. Источники подчеркивают, что «США не ставят перед собой цели смены режима в КНДР, а стремятся к переговорам». Добиваться этого Вашингтон планирует дипломатическими средствами, в том числе, с помощью санкций. Трамп понижает тон. Пэрэмога? Хотя, слишком уж большой замах был им сделан…

Впрочем, имея перед глазами неуступчивую КНДР, Трамп в любой момент своей каденции может накрутить вокруг неё кризис, что в стратегической перспективе дает ему возможность «давить на эту педаль» в любом необходимом для него случае, когда потребуется «поднять ставки». Опасно? Безусловно. Дальновидно? Ну, уж лучше так, чем Третья Мировая.

И все-таки, в связи с жесткой вилкой, куда привело Трампа стремление выиграть бой внутри Вашингтона, свобода маневра – что политического, что военного – сузилась для него до минимума. Он сам, в связи с политической неготовностью к Большой Игре, выстроил такую линию, что становится не по себе от оценок её перспектив.

А какие у него варианты? Либо бить по Корее – и тогда можно спасти репутацию, но вздыбить всю Восточную Азию – северо-корейцы терпеть не станут и уже заявили о целях ответных ударов: американские базы в Южной Корее и в Японии, армада американских ВМС у берегов во главе с авианосцем «Карл Винсон», а также правительственные центры РК на юге полуострова. Причем, бить обещают атомным оружием. В Сеуле уже паника, японцы перенапряглись – и зачем им такой «стратегический союзник», как Америка, от безумств которого можно собственную голову потерять?

Другой вариант для Трампа – «спустить на тормозах» ситуацию, но с угрозой попасть под удар внутреннего врага в Вашингтоне. Ничего негативного для нас не было бы от разборок в американской столице в стиле Паниковского и Балаганова: «А ты кто такой?», если бы этот скандал ограничивался только вашингтонскими стенами. Но, уже видно, как из окон Белого дома, раскачивающегося в связи с внутренней сварой, вылетают то «Томагавк» в сторону Сирии, то «мать всех бомб» в сторону Афганистана. Не хватало, чтобы из этих окон вылетела и ядерная ракета в сторону Азии.

Есть, правда, предположения о том, что Трамп пытается хитро переключить внимание американцев на заморские дела в те дни, когда уже началась подготовка закона об… аудите Федеральной резервной системы (ФРС).[vi] Издание «The Hill» сообщает, что закон об «аудите ФРС» получает при Трампе «второе дыхание» - «Audit the Fed’ Bill Gets New Push Under Trump».

В случае прохождения документа через Конгресс Трамп исполнит свое предвыборное обязательство, и закон подпишет. А вот, с каким грохотом пройдет этот аудит, можно только догадываться. Поэтому процессу подготовки никто мешать не должен – публика должна переживать за ядерную программу КНДР, поиски баз ИГИЛ в горах Афгана, расследование химатаки в Сирии и о других не менее значимых для жизни рядового американца мировых проблемах… А деньги любят тишину.

У Трампа возникла ещё одна проблема. Он разбередил Китай. То, что Трамп, принимая председателя КНР Си Цзиньпина, сообщил ему за обедом в своем доме в США о ракетной атаке на Сирию, вызвало тихую, но очень жесткую реакцию в Пекине. Там такого не прощают. И вот, Китай – в самый разгар нынешнего кризиса выдает заявление с требованием вывести из Южной Кореи американские ракеты ПРО.[vii]

И это – свидетельство не китайской «покорности» или даже «испуга», о чем начали писать некоторые комментаторы, усмотревшие в политике Пекина последних часов намеки на «уступки перед давлением Трампа». Это ровно наоборот: Пекин не так часто демонстрирует норов – культура политическая не та, что у ковбоев, но здесь позицию выразил прямо и резко. Война, да ещё ядерная, ему «под боком» совсем не нужна. И с этим китайским отпором Трампу тоже надо что-то делать – «наскок» не проходит, обида зафиксирована и будет дан ответ.

Китайцы же видят, что за история начинается у их границ: северо-корейцы, как специально сговорившись с Трампом, день в день с нагнетанием американских угроз, провели в Пхеньяне военный парад с десятками ракет разных классов. Они откровенно продемонстрировали на весь мир, чем готовы встретить агрессора.

Это – несколько снимков с парада 15 апреля, поступивших из Пхеньяна:

 

В Вашингтоне этот парад, наверняка, увидели.

Относительно сделанных выводов – пока вопрос.

 

«Что день грядущий нам готовит?»

В любом случае, эта прошедшая неделя для расстановки сил в мировой политике бесследно не прошла.

Уже вспоминают про Карибский кризис 2.0, и – кто озабоченно, а кто – и с вызовом, ждут развязки.

Уже заметили, как госсекретарь Тиллерсон прямо заявил в Москве о наличие двойных стандартов у руководства США: кибератака на иранскую ядерную программу – «хорошо», а кибератака на избирательную кампанию в США – «плохо». Писали про это журналисты часто, а шеф госдепа сказал откровенно, возможно, впервые: «Я на самом деле провожу различие между теми случаями, когда киберинструменты используются для вмешательства в процесс принятия решений внутри страны относительно того, как проводятся выборы. Это один вариант использования киберинструментов. Применение киберинструментов против программ, задействованных в вооружениях, — это другое использование этих инструментов».[viii] А далеко ли с такой откровенной политикой до беды? Тем более, что и президент Трамп легко меняет свои позиции от проблемы к проблеме. Подробности, например, здесь – «Trump Flips On Five Core Campaign Promises In Under 24 Hours» («За 24 часа Трамп переобулся в отношении пяти ключевых обещаний»).

Уже в США пошли писать – в пику Трампу – о том, что в Белом доме, мол, склонны недооценивать своих соперников, в том числе, и северокорейского лидера Ким Чен Ына, который «имеет ряд преимуществ перед (sic!) американским президентом Дональдом Трампом»: «Trump vs. Kim: A fight the US President can't win». «Было бы глупо полагать, что Трамп сможет обыграть Ким Чен Ына», — пишет для CNN Джонатан Кристол (Jonathan Cristol). «…Непредсказуемость и изменчивость ситуации на Корейском полуострове вызывает серьезную обеспокоенность. При Трампе, который почти ничего не может сделать, положение дел и вовсе "устрашающее"», - откровенничает Джонатан Кристол. А это – не только удар по самолюбию Трампа. Это – похоже, может стать сигналом к новой атаке на POTUSa. Так что, угроза американской агрессии против КНДР не снимается ни на час – Трампа провоцируют «на слабо». А характер у него «огненный».

Уже вопрос о стратегическом сотрудничестве, если не о союзе, России и Китая перешел из области пожеланий в область близкого оформления.

Уже ясно, что Дональд Трамп решил поиграть ракетами и бомбами, но может попасть в положение, когда «его бомба для Азии» трансформируется в «бомбу для президента США». Почувствует ли он этот коварный миг… «перехода» качества?

 

Благодатный огонь сошел. Пасха – время Мира.

 

Фото Марии Захаровой из Twitter

 

А Эпоха наша, как не раз приходилось отмечать, – время проЯВЛЕНИЯ, и прошедшая неделя проЯВИЛА новые опасности и угрозы.

Трамп хотел, «как лучше»? А получилось, что впервые за десятилетия вопрос, во всяком случае, на Корейском полуострове и вокруг него, поставлен именно так: «Доживем до понедельника?»



Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати