Министры иностранных дел России, Ирана и Сирии – Сергей Лавров, Джавад Зариф и Валид Муаллем.
В МИД России 14 апреля состоялись – двусторонняя встреча Министров иностранных дел Российской Федерации и Исламской Республики Иран - Сергея Лаврова и Мохаммада Джавада Зарифа и трехсторонняя встреча глав внешнеполитических ведомств России, Ирана и Сирии – С.Лаврова, М.Дж.Зарифа и Валида Муаллема. По итогам трехсторонних переговоров министры провели совместную пресс-конференцию.
Важными назвал Министр иностранных дел Сергей Лавров состоявшиеся переговоры в двустороннем и трехстороннем форматах в МИД России, позволившими «сопоставить позиции» в контексте недавней агрессии США против Сирии и процесса урегулирования конфликта в этой стране. При обсуждении инцидента 7 апреля – нанесения ракетных ударов ВВС США по авиабазе Шайрат, министры были едины в том, что, как сказал Сергей Лавров, «речь идет об акте агрессии, грубом нарушении принципов международного права и Устава ООН». В этой связи заместитель Председателя Совета министров, Министр иностранных дел и по делам эмигрантов Сирии Валид Муаллем на пресс-конференции назвал трехстороннюю встречу «очень веским посланием» международному сообществу после американской агрессии против Сирии. Министры призвали США и союзные им страны уважать суверенитет Сирии, не допуская актов агрессии в нарушение международного права, грозящих региональной и глобальной безопасности.
Россия, Сирия и Иран также договорились и настаивают на том, чтобы под эгидой Организации по запрещению химического оружия (ОЗХО) провести объективное и тщательное расследование о применении химического оружия в Хан-Шейхуне 4 апреля. При этом, как подчеркнул Сергей Лавров, команда должна быть сформирована «на сбалансированной, в том числе с географической точки зрения, основе». Это было сказано в связи с тем, что закономерное предложение о независимом расследовании инцидента уже встретило сопротивление. «Мы ощущаем сопротивление предложению о проведении независимого и объективного расследования, что проявилось вчера (13.04.2017) на специальной сессии Исполнительного совета ОЗХО, - сказал глава МИД России. - Мы не смиримся с такими попытками и будем добиваться установления истины».
Стороны обсудили процесс политического урегулирования конфликта в Сирии и подтвердили его безальтернативность. «Мы убеждены в безальтернативности политико-дипломатического урегулирования сирийского кризиса через инклюзивный национальный диалог с участием представителей всего спектра оппозиции на основе резолюции 2254 Совета Безопасности ООН, в которой, напомню об этом еще раз, четко зафиксировано, что только сирийской народ будет решать судьбу Сирии», - сказал Сергей Лавров. М.Дж.Зариф на пресс-конференции подчеркнул важность формата Астаны в котором принимают участие Россия, Иран и Турция. А Сергей Лавров сообщил, что следующий этап переговоров в столице Казахстана состоится в начале мая, а на следующей неделе в Тегеране пройдут предварительные консультации к встрече в Астане.
Впервые три страны высказались в поддержку создания широкого антитеррористического фронта. «В целом мы высказываемся за объединение усилий всего мирового сообщества в интересах создания широкого антитеррористического фронта», - заявил глава МИД России Сергей Лавров .
Заместитель Председателя Совета министров, Министр иностранных дел и по делам эмигрантов Сирии Валид Муаллем на пресс-конференции сказал: «Подтверждаю, что мы продолжим работу, чтобы очистить нашу землю от террора, который распространился в Сирии». Иранский министр иностранных дел Мохаммад Джавад Зариф высказался в том духе, что «односторонние действия, которые предпринимаются сегодня, неприемлемы в международном сообществе, если они сопряжены с силой и подрывают независимость и суверенитет стран». Глава МИД Ирана подчеркнул, что в трехстороннем формате – Россия, Сирия и Иран – и по трем направлениям стороны будут «увеличивать степень сотрудничества». В числе первого направления министр назвал расследование факта агрессии с применением химоружия в Сирии. «Нужно провести независимое международное расследование, чтобы установить факт этой трагедии в Хан-Шейхуне. Иран и Россия будут очень серьезно заниматься тем, чтобы этот инцидент расследовать в Гааге, - заявил Мохаммад Джавад Зариф. - Думаю, это очень ясное послание для международного сообщества, чтобы показать, каким будет метод противодействия подобным действиям».
Второе направление – это необходимость международного сотрудничества в борьбе с терроризмом и экстремизмом. «Мы ожидаем, что и другие члены международного сообщества осудят злоупотребление подобных инцидентов в качестве инструментов давления», - сказал министр иностранных дел Ирана. Третье направление связано с политическим процессом урегулирования сирийского кризиса. «Важно вернуть процесс в Сирии в политическое русло», - подчеркнул М.Дж.Зариф. По словам иранского министра, «необходимо пресекать попытки, направленные на то, чтобы выбор народа Сирии был предпринят вне ее территории». М.Дж.Зариф высоко оценил эффективность астанинского процесса. «Мы будем действовать вместе с Россией и надеемся, что Турция будет сотрудничать с нами в этом деле, чтобы переговоры могли достичь своего результата и своих целей», - отметил М.Дж.Зариф.
Вокруг химического оружия
Ответы всех трех министров на вопрос иранского журналиста, «Каким будет послание трех министров иностранных дел после этой встречи для Правительства США в свете недавнего визита в Россию Госсекретаря США и американской военной агрессии на территории Сирии»? развеяли всякие сомнения в недопустимости нарушений международного права. Мир уже неоднополярен – не признавать этого, значит, жить иллюзиями.
Сергей Лавров сказал: «По-моему, очевидно для всех: нарушение международного права недопустимо. Подобные агрессивные акции направлены на то, чтобы подорвать предусмотренный мирный процесс». Министр напомнил, что резолюция Совета Безопасности ООН о том, что только сирийский народ будет решать судьбу Сирии, принята единогласно. Однако недавние инциденты в Сирии – это новые попытки «найти предлоги для перехода к смене режима». В этой связи С.Лавров заявил: «Эти попытки не увенчаются успехом, такого - не будет. Мы будем настаивать на строгом выполнении всех без исключения обязательств, которые заложены в резолюции СБ ООН, включая полное уважение суверенитета и территориальной целостности САР».
Валид Муаллем добавил, что Сирийская Арабская Республика неоднократно повторяла, что у сирийцев нет химического оружия, тому есть свидетельство ОЗХО от 2014 года. А то, что произошло в Хан-Шейхуне, Валид Муаллем квалифицировал, как сфабрикованную акцию. «Мы не используем химического оружия против террористов и не использовали тем более против своего народа, - заявил В.Муаллем. - Мы осуждаем любое использование химоружия, где бы оно ни было и откуда бы не происходило». Министр САР предложил сформировать рабочую независимую международную следственную группу и пригласить ее на авиабазу Хан-Шейхун и в Шайрат. «Со своей стороны мы сделаем все, чтобы облегчить успешную работу такой комиссии, чтобы по ее результатам подготовить доклад», - сказал журналистам В.Муаллем.
Министр Сергей Лавров отметил очевидную закономерность в действиях представителей ОЗХО: когда происходят инциденты, подобные ситуации в Хан-Шейхуне 4 апреля, то реакция представителей Организации следует в течение двух-трех дней, однако на место происшествия никто из них не выезжает, аргументируя это небезопасностью обстановки. На что Сергей Лавров заметил: «Таким дистанционным образом анализировать происходящее мы считаем недопустимым».
Комиссия по расследованию – кто против?
Журналистов интересовал вопрос, почему США отказываются поддержать предложение России и Ирана по созданию специальной комиссии, чтобы было проведено полноценное расследование всех фактов применения химического оружия в Идлибе с участием представителей ООН и ОЗХО. По словам Сергея Лаврова, такие намерения «говорят только о том, что у тех, кто такие попытки предпринимает, совесть нечиста». Кто хочет спрятать истину и почему? Поскольку тема не уходит на периферию, то, как отмечают в российском МИД, «множатся свидетельства того, что инцидент с применением химического оружия в провинции Идлиб был инсценировкой». Об этом сказал и Сергей Лавров на пресс-конференции, о том, что в публикациях профессиональных экспертов из США и Великобритании выражается мнение о наличии многих нестыковок в той версии, которой пытаются оправдать ракетную агрессию 7 апреля и «протащить в резолюцию СБ ООН».
В итоге, рассмотрев факты и обстоятельства нарушения международного права Сирийской Арабской Республике, министры России, Сирии и Ирана договорились координировать свои усилия по противодействию таким попыткам в трехстороннем формате. Свою позицию в этой связи высказал министр иностранных дел Ирана М.Дж.Зариф: «Ответ терроризму должен быть усилен при международном сотрудничестве». Стороны условились поддерживать мирные переговоры в Астане и в Женеве под эгидой ООН для скорейшего разрешения кризиса в Сирии.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs