ГЛАВНАЯ > События, факты, комментарии

Что угрожает российской стратегии урегулирования в Сирии?

17:45 13.04.2017 • Евгений Педанов, специальный корреспондент

Фото: Е. Педанов

Мария Захарова заявила, что авиаудар США по сирийскому аэродрому может стать негативным примером для участников межсирийских переговоров и подорвать коллективные основы принятия решений в целом. Кроме того, она убеждена в том, что вопрос о применении химического оружия в Сирии должен быть в ведении ОЗХО.

В своем выступлении Мария Захарова уделила особое внимание обострению ситуации в Сирии после американского авиаудара по аэродрому Шайрат. Она напомнила, что Россия считает действия США агрессией против суверенного государства. «Это серьезный вызов не только региональной, но и международной безопасности», – подчеркнула пресс-секретарь. Ее беспокойство вызывает то, что начинания России и спецпосланника ООН Стаффана де Мистуры последовательно разрушаются «антироссийскими силами». Мария Захарова вспомнила, как много усилий потребовалось, чтобы усадить за стол переговоров тех, кто привык отстаивать свои интересы с помощью оружия. Авиаудар США, по ее мнению, может стать негативным примером для участников межсирийских переговоров и подорвать коллективные основы принятия решений в целом.

Мария Захарова не стала подтверждать озвученную ранее позицию, согласно которой ВВС Сирии нанесли удар по цехам, где террористы производили и хранили химическое оружие. Тем не менее, она назвала клеветой сообщение Associated Press о том, что Россия знала заранее о предстоящей химической атаке сирийской армии. По словам пресс-секретаря это так же неправдоподобно, как предположение о том, что США знали о готовящейся террористами провокации и поэтому заранее навели прицелы своих крылатых ракет на сирийский аэродром Шайрат.

На заседании в Совете Безопасности ООН Россия по праву постоянного члена заблокировала проект резолюции по Сирии, который был предложен США, Великобританией и Францией. На фоне противоречий в ООН российская делегация достигла некоторых успехов в сотрудничестве по Сирии на уровне парламентов. Межпарламентский союз на ассамблее в столице Бангладеш Дакке принял выдвинутую Россией резолюцию о роли парламента в соблюдении принципа невмешательства во внутренние дела государств. Кроме того, была поддержана российская инициатива по созданию рабочей группы Исполкома Межпарламентского союза по Сирии. Группа будет поддерживать урегулирование в Сирии и борьбу с терроризмом, а также получит возможность выезжать на места событий. По словам Марии Захаровой, участием в проекте заинтересовались Франция, Нидерланды, Иран и Намибия. Координатором рабочей группы станет председатель Комитета Совета Федерации по международным делам Константин Косачев.

После выступления Мария Захарова ответила на вопросы журналистов.

«Международная жизнь»: Как бы Вы могли прокомментировать заявление Минздрава Турции о применении зарина в сирийском Идлибе?

Мария Захарова: Полагаю, что турецкое министерство в преддверии сезона должно заниматься анализом воды в море на предмет наличия там бактерий, проверять качество пищевой продукции, в том числе в курортных зонах.

Вопрос химического оружия находится в компетенции соответствующих международных организаций: не только созданной много лет назад ОЗХО, но и соответствующего подразделения в ее составе, занимающегося расследованием инцидентов с использованием химического оружия непосредственно на территории Сирии. Там есть квалифицированные специалисты, чья работа сфокусирована исключительно на расследовании подобных инцидентов. Именно их, а не Минздрав Турции или Минкульт какой-либо еще страны нужно подключать к решению этих вопросов. На это была рассчитана российская инициатива о срочном направлении туда инспекторов.

«Международная жизнь»: Министр иностранных дел Турции Мевлют Чавушоглу призвал Россию отказаться от поддержки президента Сирии Башара Асада. Как это заявление повлияет на отношения с Россией и на роль Турции в коалиции?

Мария Захарова: Российская позиция по этому вопросу остается актуальной. Вопрос режима не только в Турции, но и в любой другой стране – это вопрос внутренней политики страны. Не мы это придумали. Это записано в Уставе ООН.

Второй момент касается того, что в рамках Международной группы поддержки Сирии, куда входит Турция, были приняты документы, которые затем прошли соответствующую легализацию в Совете Безопасности ООН. В них говорится о безальтернативности мирного решения сирийского вопроса, а также о том, что судьба Сирии находится в руках самих сирийцев. Поставив подписи под этим документом, согласившись с его формулировками, страны взяли на себя определенные обязательства. Думаю, что нужно исходить из этого.

«Международная жизнь»: Спасибо за Ваши ответы!

Тем не менее, следующая встреча с участниками Международной группы поддержки Сирии, назначенная на 14 апреля, пройдет в Москве без представителя Турецкой Республики. По словам Марии Захаровой, главы МИД России, Сирии и Ирана будут обсуждать меры по «трехсторонней координации» в условиях «военной агрессии США против сирийского правительства». Турция, в свою очередь, 11 апреля приняла участие в специальном заседании по Сирии с главами МИД G7, ОАЭ, Саудовской Аравии, Иордании и Катара.

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати