Чрезвычайный и Полномочный посол Арабской Республики Египет в РФ Мохаммед Эль-Бадри.
Интервью Чрезвычайного и Полномочного Посла Арабской Республики Египет Мохаммеда Эль-Бадри журналу «Международная жизнь».
«Международная жизнь»: Ваше Превосходительство г-н Посол, как Вы оцениваете уровень российско-египетских отношений на данном этапе, в частности уровень политического диалога?
А.М.Эль Бадри: Отношения между нашими странами в данный период дошли до уровня стратегического партнерства. Образно говоря, Президенты наших стран смогли заложить «первый камень» в основание такого партнерства в ходе их встречи в 2014 году. Наметившиеся договоренности между лидерами России и Египта свидетельствуют об их убежденности, что отношения наших государств должны были приобрести характер стратегического партнерства уже давно. В формирующемся многополярном мире Россия представляет собой один из мировых полюсов, а Египет как влиятельная региональная держава – региональный полюс. Оба эти полюса во взаимодействии должны удваивать свою мощь, дополнять друг друга.
«Международная жизнь»: По итогам переговоров президентов наших стран – Владимира Путина и Абделя Фаттаха ас-Сиси (в 2015 г.) было подписано соглашение о строительстве в Египте российскими специалистами первой египетской АЭС. Насколько продвинут этот проект? Как Вы оцениваете его с точки зрения перспективы сотрудничества с Росатомом?
А.М.Эль Бадри: Что касается перспектив сотрудничества в этой области, то они определены двумя соглашениями, которые мы подписали для создания атомной станции по производству электроэнергии в Египте. Мы сейчас вместе работаем над подготовкой к осуществлению этой идеи. Хочу подтвердить всем, что данный проект уже действует и будет представлять собой базу для продолжения нашего стратегического партнерства, какой в свое время была высотная Асуанская плотина, построенная в конце 50-х – начале 60-х годов XX века.
«Международная жизнь»: К вопросу об Асуанской плотине, она действительно стала символом эффективного сотрудничества между нашими государствами, наряду с Хелуанским металлургическим комбинатом, алюминиевым заводом в Наг-Хаммади. Есть ли предпосылки к тому, чтобы достичь такого уровня сотрудничества между нашими странами и если да, то каковы перспективы по вашему мнению?
А.М.Эль Бадри: Когда я говорил о ядерной станции для производства энергии в Египте, то имел в виду, что этот проект по масштабу больше, чем высотная плотина в Асуане. Мы должны понимать, что строительство АЭС у нас в Египте - это не просто проект, который осуществляется между двумя странами. Он ведет к расширению сотрудничества во многих областях - в науке, технике, новейших технологиях, в промышленном производстве. В связи с реализацией данного проекта в Египте будет работать очень много экспертов из России, а египетские эксперты будут консультироваться и стажироваться в России. С этим проектом связано очень много отраслей синергетически.
«Международная жизнь»: Евразийский экономический союз стартовал в первых числах 2015 года, в том же году были намечены предпосылки для формирования возможной зоны свободной торговли между Египтом и ЕАЭС. Как Вы оцениваете предпринятые усилия, и насколько обнадеживают первые результаты?
А.М.Эль Бадри: В отличие от сотрудничества между несколькими странами, идея о создании зоны свободной торговли между одной страной и сообществом стран выглядит трудной. Я не говорю о проблемах, - я говорю о трудности, которая заключается в том, что мы должны договориться с каждой из этих пяти стран ЕАЭС. Нам предстоит обсудить вместе 99 статей, которые отмечены в соглашении о свободной международной торговле. С каждой из стран мы должны пройти через промежуточные периоды и согласование условий, которые бы совпадали. Предстоит много переговоров. Надо будет обсудить детали договоров с каждой из стран ЕАЭС, чтобы изучить рентабельность этого соглашения, насколько оно будет полезным для каждой из этих стран-участниц ЕАЭС и для Египта. Этот документ мог бы распространиться на отрасль, например, предоставления каких-то из видов услуг или на поставку оборудования, которое можно освободить от пошлинных тарифов на товары, либо других каких-то номинаций.
Первый этап таких согласований мы уже прошли. Все страны ЕАЭС убедились в рентабельности зоны свободной торговли, и готовы к тому, насколько переход к такому партнерству станет болезненным для каждой из этих стран. Сейчас мы пришли к этапу практического обсуждения. Я уже был знаком ранее с подобным процессом, когда работал вторым секретарем египетского МИД. Тогда я принимал участие в делегации по обсуждению партнерства между Египтом и Европейским союзом. Обсуждение началось немного ранее 1994 года, а заканчивали мы его в 2001 году. Это очень сложный процесс гармонизации интересов всех стран-участниц данного союза и данного сообщества. Приводя такой пример, я хочу напомнить, что на тот момент в ЕС состояло всего 15 стран, а сегодня их уже 27. Это не означает, что согласование о зоне свободной торговли между Египтом и странами ЕАЭС займет столько же времени. Рассчитываю, что мы завершим эту работу в течение одного – полутора лет.
«Международная жизнь»: Внешнеторговый оборот России и Египта имеет большой потенциал, однако сегодня его нельзя назвать высоким. К какому росту взаимного торгового обмена стремятся наши страны в намерениях поднять эту планку?
А.М.Эль Бадри: Товарооборот между нашими странами в прошлом году немного уменьшился, едва достигнув 4 млрд. долларов. Это было связано с определенными условиями, которые не касаются стремления обеих наших стран развивать взаимный торговый обмен. На международной арене в целом наблюдался спад торговых оборотов. Убежден, что наши страны прилагают немало усилий к развитию и наращиванию взаимной торговли. Как известно, Египет является первым импортером пшеницы в мире, а Россия является первым партнером Египта в торговле этим товаром. Мы стремимся наращивать наш экспорт сельскохозяйственной продукции в Россию. Поэтому я ожидаю в этом году определенного уровня стабилизации товарообмена, который станет прологом к развитию и наращиванию его оборотов уже в следующем году.
«Международная жизнь»: Строительство второй «нитки» Суэцкого канала было запущено в 2014 году. Рассчитанные на этот проект иностранные инвестиции оправдали ли себя? В частности, российские?
А.М.Эль Бадри: Перспективы сотрудничества в этой области очень широки. Египет предоставляет России не только инвестиционные привилегии с точки зрения капиталов и технологий. Египет предоставляет вашей стране также две очень важные привилегии. Первая привилегия – это когда мы совместно производим какой-то продукт, и этот продукт имеет преференции, находясь близко ко всем мировым рынкам. И даже не потому, что этот продукт будет рядом с одним из самых важных транспортных коридоров в мире – с Суэцким каналом. Этот продукт вместе с тем оказывается в центре других рынков, поскольку географическая локальность – это тоже привилегия. Итак, совместный продукт находится близко к рынкам сбыта.
Вторая привилегия состоит в том, что Египет близко связан со многими экономическими блоками соглашениями о свободной торговле, это МЕРКОСУР, СААРК, НАФТА и другие экономические союзы, в том числе и в Европе. Правила организации свободной торговли дают нам право, согласно которому, если совместный продукт на 40% исходит из местного элемента, то он может использовать привилегии, которые прописаны в тех соглашениях, с которыми связан Египет. Это означает, что я могу отдать этот наш совместный продукт на рынок, заявляя, что он сделан в Египте. Тогда он будет освобожден от пошлин на рынке, где мы являемся участниками свободной торговли, т.е. связаны соглашениями о свободной торговле.
Чтобы вы представляли себе огромность этого – мы связаны с рынками свободной торговли, население которого превышает 1,8 миллиарда человек. Это во много раз добавляет значение для ваших технологий и продуктов. Когда вы совместно с нами производите какой-то продукт, то он беспошлинно попадает на другие рынки, с которыми у нас есть соглашение о свободной торговле. Третий момент заключается в том, что у нас есть и другие привилегии – это рабочая сила, эффективная и дешевая. И услуги у нас и хорошие, и дешевые.
«Международная жизнь»: Российский бизнес намерен наладить в странах Ближнего Востока и Северной Африки, в частности, в Египте производство автомобилей, - насколько это актуально для вашей страны? Выдержит ли российский производитель конкуренцию на этом рынке автомобилей в Египте?
А.М.Эль Бадри: По-моему, ваши специалисты могут выдерживать конкуренцию. Если мы смогли согласовать формулировку «цена и качество» и она абсолютно сбалансирована, то могу заверить, что продукция российских специалистов сможет выдерживать конкуренцию на авторынке Египта.
«Международная жизнь»: Д-р Маххамед Эль-Бадри, энергетика всегда была, вслед за поставками зерна из России в Египет, одной из основных сфер двустороннего взаимодействия. Какие перспективы открывает сотрудничество российского «Газпрома» и египетской NGPC в связи возрастающими потребностями в энергоресурсах?
А.М.Эль Бадри: В последнее время в Египте обнаружены очень большие запасы природного газа. Мы хотим развивать эту отрасль в нашей стране. «Газпром» же имеет большую историю и опыт в этой области. И поэтому, конечно, имеет большой спектр услуг в этом деле. У «Газпрома» очень широкие возможности и большой потенциал. Обе наши страны изучают перспективы для сотрудничества в данной сфере. Я большой оптимист в этом деле. «Газпром», несомненно, надежный и ответственный партнер на мировом газовом рынке.
«Международная жизнь»: Представители деловых кругов России и Египта сетуют, что чиновничьи барьеры снижают активность взаимодействия? Если это действительно так, то предпринимаются ли меры по устранению таковых? Какую роль в этом играет Межправительственная российско-египетская комиссия?
А.М.Эль Бадри: Мы принимаем во внимание тот факт, что в правительстве России и в правительстве Египта есть большой интерес для развития малого и среднего бизнеса, - это наше убеждение. Поэтому все вопросы, связанные с этим, должны быть всегда «на столе» переговоров между Россией и Египтом. Я понимаю, что наши договоренности, которые были достигнуты относительно взаимодействия и развития большого, среднего и малого бизнеса в наших странах, сравнимы по значению с большими проектами в плане развития взаимной торговли. Могу подтвердить, что сам Президент Египта возглавляет Высший совет по инвестициям в нашей стране. Скоро в Египте будет издан новый закон об инвестициях, и этот закон отвечает на многие вопросы, относящиеся к бюрократическим барьерам. Будет претворен в жизнь проект «одного окна». Когда все эти базовые законодательства реализуются в России и в Египте, они дадут большой импульс для развития большого, малого и среднего бизнеса.
«Международная жизнь»: Г-н Эль-Бадри, кандидатура на должность нового Генерального директора ЮНЕСКО предложена от Египта – это г-жа Мушира Хаттаб. Как Вы оцениваете эту кандидатуру в плане развития данной организации в структуре ООН? Известно, что наша страна поддерживает эту кандидатуру.
А.М.Эль Бадри: Конечно, я могут подтвердить, что Египет никогда не забывает страны, которые поддерживали наше государство или стояли за ним. Но самая большая польза для Египта и для России не в том, что есть такой пост, а в человеке, который занимает этот пост. Мушира Хаттаб, как бывший министр, имеет видение, опыт и понимание для стратегического развития самой ЮНЕСКО, как очень важной организации. Если мы говорим о борьбе с терроризмом, например, то эта борьба опирается на несколько стержней. Два из них находятся в ЮНЕСКО – это образование и культура. Мушира Хаттаб имеет свои взгляды на будущее этой Организации и богатый опыт для реализации своих взглядов. В январе 2017 года Мушира Хаттаб посетила Россию и детально говорила о своих планах и взглядах, получив большое одобрение ото всех, кто ее слушал. Поддерживать Муширу Хаттаб в качестве кандидата на должность Генерального директора ЮНЕСКО – это значит поддерживать те страны, которые стремятся развивать культурные и образовательные программы в мире. Когда я говорил о терроризме в этой связи, я давал лишь маленький пример об общем взгляде Муширы Хаттаб на развитие организации ЮНЕСКО.
«Международная жизнь»: Ранее г-жа Мушира Хаттаб была впечатлена высоким уровнем сосуществования религий в России, оценив это как достойное состояние культурного диалога внутри страны с многообразием конфессий.
А.М.Эль Бадри: В качестве посла Египта я жил «в объятиях вашей страны» три с половиной года, позвольте мне добавить немножко от себя. Эпоха Президента Владимира Путина характеризуется как период мирного сосуществования, гармонии между всеми религиями и всеми национальностями. Г-н Путин, принимает историю своей страны такой, какая она есть, не стараясь «стирать» или «обеливать» какие-то этапы истории, учитывая понимание разных этапов истории данной страны. Руководство России создает условия в своей стране, где все конфессии взаимно сосуществуют и взаимодействуют в гармонии. Великолепна история России, ее прошлое, современность и будущее. Очень важно, что в России гражданин не столько принимает во внимание свою религиозную принадлежность, сколько принимает во внимание принадлежность к своей Родине.
«Международная жизнь»: Как Вы оцениваете уровень сотрудничества между нашими странами в сфере образования, в Египте славятся своей историей университеты аль-Азхар, Каирский университет, открываются новые вузы? Какое внимание в вашей стране уделяется изучению русского языка?
А.М.Эль Бадри: У нас еще есть и Русский университет. Последние три года углубляется интерес нашего студенчества к изучению и обучению в российских вузах. Это очень важный вопрос для нашего государства. Это говорит о душевном и духовном сближении между народами России и Египта. Мы наблюдаем содружество между двумя церквами в Египте и в России, имея в виду ту роль, которую играет исламский университет аль-Азхар в России и Египте. Азхар проповедует умеренный ислам, настоящую душу ислама. Мы уделяем большое внимание сотрудничеству в области образования в целом. Год от года растет обмен студентами, магистрантами и бакалаврами между вузами наших стран.
В начале марта я направил письмо Министру образования РФ Васильевой О.Ю., в котором написал о возможности расширения сотрудничества между Россией и Египтом в области образования, а именно, в тех отраслях, которые востребованы в Египте. Прежде всего, это медицина. Россия предоставляет нам хорошие возможности для стажировок специалистов. Мы обнаружили, например, что стажировки в области искусства не находятся в списке востребованных дисциплин, так же как и медицина. А ведь Россия – это маяк, светоч в области искусства для всего мира. Лев Толстой, Александр Пушкин, Антон Чехов – это столпы мировой литературы. Искусство, живопись, архитектура, - Россия в этих областях играет свою значительную роль в мире. Поэтому Россия должна быть открыта миру в своих достижениях. Многие люди, приезжая в Россию, восхищаются великолепной архитектурой ваших православных церквей, она, конечно, вышла из византийской традиции, но она получила иное развитие на русской почве, она одухотворена и развита русской душой. Когда египтяне бывают здесь, в Москве или Санкт-Петербурге, они восхищаются архитектурными творениями ваших городов. Архитектура - это очень важная часть культуры России, это душа России. Архитектурное богатство России ослепляет как вспышка, когда мы идем по улице. Поэтому Россия, полагаю, должна открыть эту сторону культуры для сотрудничества. Культура – это продукт, а продукт должен быть экспортирован. И мы хотели бы сотрудничать в этой области.
Мое желание, чтобы наши студенты приезжали в Россию и изучали все без исключения виды искусства - рисование, танцы, оперу, архитектуру, балет. Хочу сказать, что наш душевный строй очень близок к русскому вкусу. Его хорошо передали русские писатели и поэты – Ф. Достоевский, А.Чехов, М.Лермонтов, Ф.Тютчев. Наши предпочтения в искусстве очень близки, многие из художественных произведений русской литературы были переведены в Египте на арабский язык. Мы экранизировали роман Толстого «Анна Каренина» и многие другие великие произведения русских писателей и поэтов. Все это - очень важная и прочная база, на которую мы должны опираться в развитии сотрудничества.
«Международная жизнь»: По числу приезжавших в Египет туристов Россия в последние годы держала «пальму первенства», но после 2013 года их поток стал значительно сокращаться. Как вы полагаете, сумеем ли мы восстановить прежний уровень и вообще, какова перспектива развития туризма между нашими странами?
А.М.Эль Бадри: Мы очень уважаем решения Президента РФ В.Путина о прекращении авиаперелетов между нашими странами. Но без полетов нет и больших возможностей для сотрудничества, особенно в туризме. Однако и мы в Каире, и наши коллеги в Москве стремительно работаем для скорейшего возобновления полетов между Россией и Египтом. Как только – надеюсь, скоро, - они возобновятся, так сразу развитие сотрудничества между нами будет очень широким. Наши египетские продукты в области туризма (услуги, экскурсии и т.п.) на сто процентов удовлетворяют потребностям российского гражданина. Короткий перелет, нормальная цена и самое важное – это качество. Нам важен и «пляжный» туризм, но он будет возможен лишь при возобновлении авиасообщений.
Взаимопонимание и добрая воля – лучший путь к сотрудничеству.
Спасибо, д-р Мохаммед Эль-Бадри!
Беседу вела Елена Студнева, обозреватель журнала «Международная жизнь»
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs