Президент Ирана Хасан Роухани по приглашению президента России Владимира Путина 27-28 марта посетил Россию с официальным визитом. Каковы итоги переговоров на высшем уровне в Москве? Каково значение этого визита?
Это девятая встреча президентов двух стран, начиная с 2013 года, когда Хасан Роухани стал президентом. Но, прямо скажем, эта встреча - особенная. И момент встречи был выбран не случайно.
Ситуация на Ближнем Востоке, где и Россия, и Иран играют ведущие роли, продолжает оставаться напряженной и непредсказуемой практически во всем регионе от Афганистана до Северной Африки. Лидерам двух стран необходимо было сверить часы в это сложное время, когда события развиваются с космической скоростью.
Особенно это касается Сирии, где Москва и Тегеран, находясь по одну сторону баррикад в борьбе с террористами, имеют некоторые различия в понимании процессов, которые происходят в этой стране, а также во взглядах на будущее Сирии. В этой связи большое значение имеет деятельность России, Ирана и Турции в трехстороннем формате, которая создала условия для проведения межсирийского диалога в Астане и обеспечила возможность установления эффективного и устойчивого режима прекращения огня в Сирии. И, несомненно, эти темы обсуждались в Кремле.
Также как проблемы Афганистана, Ирака, Йемена, Ливана – наиболее горячих точек региона.
Кроме того, стороны обменялись мнениями по широкому кругу вопросов международной политики, включая роль ООН в современном мире, борьбу с терроризмом и наркобизнесом, сохранение режима нераспространения ядерного оружия, и в этом контексте лидеры приветствовали Совместный всеобъемлющий план действий (СВПД) между ИРИ и шестью странами международными посредниками и подтвердили исключительно мирный характер ядерной деятельности Ирана.
Президенты двух стран заявили о расширении сотрудничества на Каспийском море во всех сферах и о готовности к взаимодействию по упрочению стабильности в Центральной Азии и Закавказье.
То есть международный аспект переговоров президентов Путина и Роухани охватывал практически весь комплекс глобальных и региональных проблем. Пожалуй, такой широкой повестки дня не удостаивалась ни одна предыдущая встреча.
И этому есть причина – слишком взрывоопасная и запутанная обстановка в мире и на Ближнем Востоке, требующая скрупулёзной, четко выверенной работы для достижения главной цели – обеспечения предсказуемости, стабильности в регионе с учетом интересов всех участников.
В этой ситуации Иран чрезвычайно заинтересован в сближении с Россией. Не секрет, что ИРИ находится в сложных условиях резкой активизации антииранской деятельности со стороны Саудовской Аравии, Израиля, некоторых других ближневосточных стран. Эти оппоненты Ирана не приемлют его ближневосточную политику, прежде всего, в Сирии, а также ядерную сделку, то есть СВПД. По этим вопросам с ними солидарна новая администрация США во главе с президентом Трампом. Его политика, которую поддерживает большинство американского истеблишмента, пронизана жестким антииранским стержнем. Недавно в Сенат США внесен законопроект, обязывающий Белый дом ввести санкции против лиц, имеющих отношение к ракетной программе Ирана.
Немаловажным для Тегерана является и тот факт, что Москва имеет хорошие, а иногда и дружеские отношения со многими региональными оппонентами Ирана. Представляется, что президенты двух стран обсуждали и эту проблему так значимую для ИРИ.
Выбор времени визита иранского президента пал на март не в последнюю очередь и из-за внутриполитических проблем в Иране. До выборов президента ИРИ остается меньше двух месяцев. Хасан Роухани будет баллотироваться на второй срок. В стране разворачивается острая борьба между сторонниками нынешнего президента и его противниками. Поэтому для Роухани очень важно набрать как можно больше очков на международной арене. И этот визит в Москву, конечно, повысит его предвыборный рейтинг.
Российско-иранская встреча и переговоры на высшем уровне в политическом и дипломатическом плане были крайне важны и для России, поскольку Иран – это очень серьезный региональный игрок на Ближнем Востоке, без которого невозможно решить ни одну актуальную проблему. Москва не может игнорировать политический вес и экономическое значение Ирана. В связи с этим торгово-экономические вопросы занимали большое место в повестке дня визита президента Роухани.
Торговые контакты Московии и Персии имеют более чем 500-летнюю историю, которая дает нам примеры и взлетов и падений наших отношений. Сегодня важно изучить этот опыт, особенно опыт последних лет и сделать выводы, позволяющие устранить препятствия на пути развития российско-иранских связей.
Если лидерам удалось в Москве нивелировать хотя бы часть существующих сложностей, то в перспективе отношения между двумя странами будут способны развиваться в позитивном и взаимовыгодном плане высокими темпами. Москве и Тегерану предстоит очень большая работа, поскольку в последние годы товарооборот между двумя странами находится в районе 2 млрд. долларов, что является крайне низкой цифрой для таких серьезных экономик, как Россия и Иран.
В нынешней ситуации Россия может с успехом работать на иранском национальном рынке и представлять там свои бизнес интересы. Особенно учитывая ту заглавную роль, которую РФ сыграла в принятии сторонами СВПД, о чем говорил в Москве президент Роухани. Благодаря активной позиции России на ядерных переговорах с ИРИ были сняты международные санкции, и эта страна сейчас расправляет экономические плечи, становится лакомым кусочком для международного бизнеса и центром конкурентной борьбы для многих ведущих мировых компаний. Учитывая уникальное геополитическое положение и потенциал ИРИ, туда устремились компании и бизнесмены многих стран. С Ираном хотят работать Евросоюз и Китай, Индия и Сингапур, Пакистан и арабские государства, Австралия и Новая Зеландия и многие другие страны. В прошедшем году Иран посетили более 200 торгово-экономических делегаций со всей планеты. Однако антииранская политика администрации Д. Трампа может затормозить процесс развития сотрудничества Ирана не только с США, но и с другими странами, зависимыми от них.
В этой связи отношения Ирана с Россией приобретают особую ценность для Тегерана, прежде всего в тех областях, где партнерство с Россией носит для Ирана безальтернативный характер. Это энергетика (ядерная и тепловая), нефтегазовая отрасль, электрификация и модернизация железных дорог, автотранспорт, космос и связь, сельское хозяйство, в перспективе – военно-техническое сотрудничество.
И Россия стремится укрепиться на иранском рынке. В Бушере, где первый блок АЭС уже дает электроток, Россия начала строительство двух новых энергоблоков. Запуск блока № 2 запланирован на осень 2024 года, а блока № 3 – на весну 2026 года.
Российская компания «Технопромэкспорт» приступила к строительству в городе Бендер-Аббас на юге Ирана теплоэлектростанции «Сирик», состоящей из 4 энергоблоков мощностью по 350 МВт каждый. Ввод ее эксплуатацию запланирован на 2021 год. Для возведения ТЭС РФ предоставила ИРИ кредит в 1,2 млрд. долларов.
Два проекта в нефтяной сфере, которые курируются российскими компаниями «Зарубежнефть» и «Росгеология», находятся в высшей степени готовности. В настоящее время российские «Газпром», «Роснефть», «Газпром нефть», «Татнефть» ведут переговоры с иранской стороной о новых нефтегазовых проектах общей стоимостью около 10 млрд. долларов.
Идет работа и в железнодорожной отрасли Ирана. Россия предоставила кредит в размере 1 млрд. евро для электрификации железнодорожного участка Гармсар ‑ Инче Бурун, протяжённостью порядка 495 км. Предстоит модернизация дорог и подвижного состава. Планируется поставка в Иран рельсов, разнообразных вагонов, локомотивов и электровозов. Корпорация «Уралвагонзавод» уже отправила в Иран 600 вагонов под кредит «Внешэкономбанка», еще тысячу единиц планируют поставить до конца года.
Заинтересованы иранцы и в продукции российского автопрома, прежде всего в большегрузных автомобилях.
Хорошие перспективы российско-иранского сотрудничества наблюдаются и в исследовании космоса. Иран традиционно благожелательно относится к российскому оружию и боевой технике.
Существуют другие перспективные проекты. Но, безусловно, в силу многих причин используются не все возможности.
Поэтому на переговорах в Москве российская и иранская стороны, подчеркнув совместные усилия по дальнейшему развитию взаимовыгодных хозяйственных связей, заявили о необходимости в полном объеме задействовать потенциал сотрудничества на таких перспективных направлениях, как энергетика, транспорт, промышленность, авиакосмическая и другие наукоемкие и инновационные области, прежде всего путем реализации совместных проектов.
В ходе визита президента Роухани Россия и Иран подписали 16 совместных документов о сотрудничестве в различных областях деятельности: в атомной энергетике, в газовой сфере, в геологоразведке, в области железнодорожного транспорта, связи и информационных технологий, строительства и ЖКХ, торговли электроэнергией, юриспруденции, в сфере туризма и спорта.
И дай бог, чтобы эти соглашения воплотились в жизнь. Ведь в последние годы между двумя странами было заключено множество различных меморандумов, соглашений о намерениях, но превращены в конкретные дела и контракты оказались лишь немногие.
Нет сомнений, сотрудничество России и Ирана на международной арене чрезвычайно важный фактор обеспечения стабильности и безопасности в регионе и мире. Взаимовыгодные связи во всех сферах защищают интересы обеих стран.
Визит президента Ирана Хасана Роухани в Москву и его переговоры с президентом Владимиром Путиным придадут необходимый импульс развитию и ускорению российско-иранских отношений.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs