Фото: Е. Педанов
«Нужно создать единую архитектуру безопасности от Лиссабона до Владивостока и единое экономическое пространство в Евразии», – уверен сенатор Игорь Морозов. С распадом СССР мировой порядок перестраивался, но теперь, по словам члена Общества международной политики мира Йохена Шольца, он снова должен стать полицентричным.
В мультимедийном пресс-центре МИА «Россия Сегодня» прошел видеомост Москва-Берлин, где политики и эксперты из Германии и России обсудили тенденции в сфере безопасности, которые продемонстрировала Мюнхенская конференция 2017 года. С российской стороны в конференции участвовали член Комитета Совета Федерации по международным делам Игорь Морозов и генеральный директор Центра политической информации Алексей Мухин, с немецкой – депутат бундестага от партии «Левые» Александр Ной и член Общества международной политики мира Йохен Шольц.
Участник Мюнхенской конференции Александр Ной рассказал, что главными темами мероприятия были: внешняя политика новой американской администрации и финансирование НАТО. Эти вопросы стали вызывать обеспокоенность после интервью Дональда Трампа газете The Times, в котором он назвал НАТО устаревшим и обвинил членов альянса в недостаточном финансировании. Речь идет о том, что еще в 2014 году страны североатлантического альянса на саммите в Уэльсе договорились довести оборонные расходы до 2%. По словам немецкого участника, на прошедшей конференции в Мюнхене широко обсуждался вопрос, каким образом страны Европы будут повышать свои затраты на оборону.
Среди тем требующих выработки четкой позиции мирового сообщества сенатор Игорь Морозов назвал: международный терроризм, изменение климата и отношения НАТО с РФ. Он отметил, что ни по одному из вопросов диалог Европы и России не продвинулся. По мнению сенатора, вся повестка Мюнхенской конференции свелась к отношениям Европы и США, в то время как война в Сирии и борьба с терроризмом остались без внимания. Игорь Морозов подчеркнул, что, несмотря на успехи сирийской армии при поддержке ВКС России и подразделений Ирана, «Исламское государство» контролирует половину территории Сирии. «Мюнхенская конференция впервые не произвела никакого впечатления на политический класс и экспертное сообщество», - заключил член комитета Совета Федерации по международным делам.
Йохен Шольц уверен, что Мюнхенскую конференцию нельзя отделять от той общей атмосферы беспокойства, которая царит в мире.
По словам Алексея Мухина, вопрос снятия санкций и выстраивания отношений между РФ и Европой беспокоят Россию в меньшей степени, чем «западное сообщество». Эксперт считает, что вопросами международной безопасности сейчас занимаются три страны: США, Китай и Россия, а Европейский союз теряет свою политическую идентичность. Алексей Мухин отметил, что ЕС слишком часто оглядывается на США: «Хотелось, чтобы было четыре центра силы, потому что 4 лучше, чем 3». По его мнению, дело в том, что европейские страны не хотят брать на себя ответственность и самостоятельно решать свои проблемы (увеличение потока мигрантов, обострение отношений с Турцией).
После видеомоста участники ответили на вопросы журналистов.
«Международная жизнь»: Что может сблизить Евросоюз и Россию?
Игорь Морозов: Одна и первых точек соприкосновения у России и ЕС – это борьба с международным терроризмом. Это вызов и угроза номер один. Проблему международного терроризма мы можем решать вместе именно в Сирии, потому что там сформировался халифат и джихадистские группировки, которые являются внушительной военной силой. Их активность в Германии, во Франции, в Бельгии представляет общую угрозу для европейцев.
У нас накоплен богатый опыт предотвращения террористических актов. Мы видим почти еженедельные задержания диверсионных групп на территории РФ на стадии их подготовки, а не проведения. Этим опытом мы готовы делиться с нашими европейскими коллегами во избежание новых террористических атак на города Европы.
Мы понимаем, чем ближе мы будем взаимодействовать на сирийском направлении, тем больше у нас появится других точек соприкосновения. К ним относится борьба с инфекционными заболеваниями. Россия вышла на одно из первых мест по локализации вируса Эбола. У нас есть инновационное фармацевтическое производство. Есть вакцина, которую мы можем усовершенствовать в условиях эпидемиологического взрыва.
Найдутся и другие вопросы, по которым мы можем сотрудничать. Для этого необходимо забыть проблемы, которые созданы искусственно на Украине в 2014 году и на Ближнем Востоке. Нужно продвигаться навстречу друг другу, создавая единую неделимую архитектуру безопасности в Евразии: от Лиссабона до Владивостока, а также единое экономическое пространство, которое выгодно и нам, и европейцам. Только при этих условиях мы сможем стать ближе.
«Международная жизнь»: Сможет ли коалиция России, Ирана и Турции урегулировать сирийский конфликт без участия США?
Игорь Морозов: Без США урегулировать конфликт в Сирии будет сложно, потому что нельзя победить «Исламское государство» (ИГ) в одной стране. А Ирак, кто там будет воевать? Кто будет наносить удары по их подразделениям и инфраструктуре? ИГ – это такой монстр, который уничтожается в одно время на одном пространстве. Сегодня оно находится на территории двух стран (Сирия и Ирак). Мы видим, что упускается время, потому что американские военные не хотят с нами контактировать. В США принят закон о запрещении взаимодействия Пентагона и Министерства обороны РФ. «Исламское государство» уже продвигается на юг и переходит на территорию Иордании. Только все вместе мы сможем завершить разгром террористов, не допуская их распространения.
«Международная жизнь»: Спасибо за Ваши ответы!
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs