Фото: polittech.org
23 апреля с.г. во Франции состоится первый тур президентских выборов. Эту страну иногда называют «республиканской монархией», поскольку специфика режима Пятой Республики заключается в том, что президент страны обладает весьма обширными полномочиями. События этого года предвещают много различных и весьма любопытных трансформаций, поскольку правящая партия не выставила столь же сильного кандидата, как нынешняя оппозиция. Это означает, что, вне зависимости от того, кто победит на предстоящих выборах, он вынужден будет внести существенные изменения во внутреннюю и внешнюю политику. В России предстоящей президентской кампании во Франции уделяют особое внимание, поскольку отношения между Москвой и Парижем традиционно имеют приоритетный характер. Так было всегда, даже в самые тяжелые годы холодной войны.
После последних праймериз определился круг основных претендентов на пост президента Франции. Так, 29 января в ходе второго тура праймериз Социалистической партии победил Бенуа Амон. В настоящее время Франсуа Фийон и Эммануэль Макрон имеют почти равные рейтинги, причём кандидат от правоцентристской партии «Республиканцы» Франсуа Фийон потерял часть голосов из-за скандала с фиктивным трудоустройством супруги в бытность его депутатом. Неустойчивое положение и у лидера Национального фронта Марин Ле Пен.
Перспективам предвыборной кампании во Франции был посвящен круглый стол, состоявшийся в Москве. В нем приняли участие известные отечественные аналитики, специалисты по российско-европейским отношениям.
В отличие от Великобритании, во Франции не актуален вопрос о правомочности пребывания этой страны в Европейском союзе, поскольку она считается его фактическим основателем. Однако вопрос о том, какой хотят видеть Европу современные французы, остается злободневным, и на него не так-то просто найти нужный ответ, особенно с учетом резкой неприязни современного избирателя к представителям политического истеблишмента.
Известный политолог, автор книг о Марин Ле Пен и Дональде Трампе Кирилл Бенедиктов заметил, что среди основных противников кандидата в президенты от Национального фронта Марин Ле Пен: большая часть политического класса Франции, финансовые круги и аффилированные с ними средства массовой информации. По выражению эксперта, они фактически отвечают за тотальный интеллектуальный контроль и осуществление своего рода леволиберальной цензуры. В таких крупных городах, как Париж и Лион, наличие подобного доминирования совершенно очевидно. Пока сложно понять, как и в какой форме этот контроль затрагивает сельскую Францию. Не исключено, что на предстоящих выборах могут проявить свою активность «скрытые избиратели», то есть представители тех социальных страт, которые минимум с начала 1990-х годов не ходили на выборы, не доверяя ни одному из кандидатов. Кроме того, при оценке результатов социологических опросов нужно учитывать, что респонденты не всегда бывают искренними в своих заявлениях. Часть из них стесняются и боятся выразить симпатию к политическому движению, которое ославлено в медиа-сфере как фашистское.
К.Бенедиктов предположил, что Марин Ле Пен, невзирая на оказываемое на нее давление, вполне могла бы выйти во второй тур выборов. Это объясняется не только фактором «скрытого избирателя», но и возможной поддержкой ее кандидатуры со стороны Белого дома. Известно, что в начале января текущего года она ездила в США, а 12 января ее видели в Башне Трампа. Возможно, речь шла о получении кредитов, поскольку французские банки не спонсируют избирательную кампанию кандидата от Национального фронта. Но, может быть, обсуждались и иные вопросы. Администрация президента США традиционно держит под контролем выборные процессы в Европе, и в настоящее время как никогда заинтересована в появлении здесь резерва политиков, с которым можно было бы иметь дело. Поддержка Вашингтона могла бы дать консервативному кандидату значительное преимущество и привнести интригу в предстоящее голосование. Кроме того, в отличие от своего отца, сделавшего в свое время немало просчетов, Марин Ле Пен грамотно подготовилась к предстоящим выборам: за не вполне может отдать голоса значительная часть оппозиционно настроенного рабочего класса.
По словам директора Института русского зарубежья Сергея Пантелеева, применительно к предстоящим выборам во Франции уместно говорить о борьбе двух тенденций – национальных антиглобалистских сил и глобалистов, интересы которых в настоящее время представляет бывший министр экономики, лидер движения «En marche» («Вперед») Эммануль Макрон. Сила и слабость этого кандидата в том, что он сделал себе политическую карьеру в окружении президента Франсуа Олланда, с которым современный французский избиратель связывает свои разочарования во внутренней и внешней политике страны.
С.Пантелеев предположил, что, если Марин Ле Пен выйдет во второй тур президентских выборов, против нее будет работать своего рода «антирейтинг», создаваемый официальными СМИ. Ровно то же самое произошло с Франсуа Фийоном, который выступал за улучшение отношений с Россией и переформатирование европейского пространства. Активное использование в предвыборной риторике фактора «российских хакеров», якобы оказывающих влияние на ход избирательной кампании, а также характеристика самой Ле Пен как «кандидата Кремля», наглядно свидетельствуют об этом. Сторонниками «авторитарной демократии» на Западе называют Дональда Трампа и Владимира Путина. Сюда же европейские и американские аналитики нередко вписывают фактор Brexit в Великобритании, а также результаты выборов в Болгарии, то есть те события, которые неизбежно влекут за собой ресуверенизацию политических режимов и ослабление роли транснациональных корпораций.
По оценке журналистки Натальи Копосовой (Париж), слабость Франсуа Фийона заключается в том, что он почти не использовал и даже не пытался использовать компромат против своих оппонентов. В результате он уступил свое лидирующее положение. Однако остается вопрос: кому отойдут голоса его сторонников?
Н.Копосова считает, что в лице Ф.Фийона мы видим яркий пример сторонника политического наследия Шарля де Голля. Однако современное положение голлистов журналистка оценила как весьма тяжелое. Не в меньшем кризисе находятся сейчас левые, и прежде всего социалисты. Избиратель не простил им промахов во внешней политике. Принятие же закона об однополых браках было оценено значительной частью общества как претензия на изменение самой природы человека. Кроме того, современное французское общество сильно расколото по всем актуальным политическим и социальным вопросам.
Влияют ли на выборы во Франции российский и украинский факторы? Н.Копосова отвечает на этот вопрос положительно, но считает, что их не стоит переоценивать. Большинство французских политиков крайне слабо представляют себе реальный расклад на Украине, а антироссийские настроения нивелируются частыми контактами французских парламентариев со своими коллегами в Москве.
В то же время научный сотрудник Центра евроатлантических и оборонных исследований Российского института стратегических исследований (РИСИ) Наталья Узунова отметила, что Марин Ле Пен также апеллирует к опыту генерала де Голля и считает именно себя подлинным голлистом - политиком, который способен на новом этапе развития страны восстановить классическую доктрину «Европы отечеств». К консерваторам тянутся представители традиционных и левых ценностей, работники полиции и спецслужб. Все они выступают против чрезмерной открытости границ, что представляет собой угрозу ценностям, лежащим в основе европейской идентичности.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs