Фото: myfest.ru
27 января 1967 года в Москве, Вашингтоне и Лондоне государствами-депозитариями – СССР, США и Великобританией был подписан Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела. Среди принципов, оговоренных в этом документе, особое значение имеет запрет для государств-участников размещения ядерного оружия или любого оружия массового уничтожения на орбите Земли, установки его на Луне или другом небесном теле, или на станции в космическом пространстве. Тем самым был поставлен заслон переносу ядерных технологий и связанной с их развитием гонки вооружений за пределы планеты Земля, а космос был объявлен пространством мира, свободным от военных баз и маневров. Договор вступил в силу в октябре 1967 года. По данным на январь 2017 года, государствами-участниками Договора являются 105 стран, а еще 24 подписали договор, но не завершили ратификацию.
Однако в современных условиях, когда на наших глазах происходит пересмотр архитектуры безопасности, выстраивавшейся благодаря, в том числе, усилиям советской дипломатии, начиная с первых лет после окончания Второй мировой войны, заставляет нас обратиться к предыстории подписания этого важнейшего документа, положившего начало современному космическому праву.
Предыстория заключения Договора
Можно с уверенностью сказать, что гонка вооружений в космосе между двумя крупнейшими сверхдержавами ХХ века началась еще в 1957 года, сразу же после того, как Советский Союз запустил на орбиту первый искусственный спутник Земли. Отправной точкой использования космического пространства в качестве ядерного полигона стала операция «Аргус», которая в условиях повышенной секретности готовилась в США с лета 1958 года. Оригинальной целью разработчиков стал запуск в течение месяца двух ракет, которые должны были взорваться на высотах от 300 до 5000 км вблизи геомагнитного экватора. Основной целью проведения эксперимента являлось изучение поражающих эффектов ядерного взрыва в условиях космического пространства, на земные радиолокаторы, системы связи и электронную аппаратуру спутников и баллистических ракет. Испытания проводились в южной части Атлантического океана между 33 и 55 градусами южной широты. Все взрывы – 27 августа, 30 августа и 6 сентября - сопровождались запусками геофизических ракет с измерительной аппаратурой из различных районов земного шара как непосредственно перед взрывами, так и после них. Интересно, что советским специалистам удалось по горячим следам получить информацию о первом из проведенных испытаний. 27 августа с полигона Капустин Яр были проведены запуски трех геофизических ракет, измерительная аппаратура которых зафиксировала изменения в магнитном поле Земли. Причины этого стали ясны несколько позже, когда 19 марта 1959 года в газете «Нью-Йорк таймс» появилась статья, в которой было рассказано о проведенных испытаниях[1].
Несмотря на все эти события, поначалу соперничество двух сверхдержав в космосе носило скорее мирный характер. Ситуация в корне изменилась в 1962-1963 годах, когда США в рамках санкционированного президентом Джоном Кеннеди так называемого проекта «Доминик» провели серию из 103 атмосферных ядерных испытаний[2]. Международная обстановка в этот период была накаленной: в 1961 году на территории Турции, в районе города Измир, были размещены американские ракеты средней дальности «Юпитер», представлявшие собой угрозу не только территории СССР, но и странам социалистического лагеря. В апреле того же года Белый дом предпринял попытку свержения на Кубе режима Фиделя Кастро и предпринял высадку десанта кубинских эмигрантов в заливе Кочинос, которая закончилась их разгромом у Плайя-Хирон. Не мог остаться в стороне и Советский Союз. 30 августа 1961 года первый секретарь ЦК КПСС Н.Хрущев заявил о выходе СССР из моратория на ядерные испытания, которого страна придерживалась с 3 ноября 1958 года, и вскоре были развернуты подготовительные работы на Семипалатинском полигоне и Новой Земле.
Поражение, которое США потерпели на Кубе, а также тот факт, что одно из проведенных в Тихом океане испытаний вывело из строя ряд искусственных спутников Земли, заставило Вашингтон пойти в 1963 году на подписание Договора о запрете ядерных испытаний в трех средах (в атмосфере, космическом пространстве и под водой). В 1967 году новый этап переговоров был ознаменован подписанием Договора о космосе, ставшего одним из предшественников политической разрядки и международного сотрудничества в космическом пространстве.
Проблема противоспутникового оружия в космосе
Гонка вооружений в космосе продолжилась, но теперь Вашингтон и Москва делали акцент на разработке противоспутникового оружия. Согласно данным известного военного эксперта Владимира Щербакова, которые он озвучил в своем интервью интернет-изданию «Свободная пресса», наиболее перспективными советскими разработками в этой области была работа в конструкторском бюро В.Н.Челомея над созданием пилотируемой космической станции «Алмаз». В её состав входили орбитальная станция, корабль снабжения и два многоразовых спускаемых аппарата. На вооружении станции находилась пушка «Щит-1», предназначенная для стрельбы в вакууме. Ей на смену со временем пришла система «Щит-2», оснащенная двумя ракетами типа «космос-космос». Комплекс мог сбивать спутники на орбите, вести разведку и наносить бомбовые удары по объектам на поверхности планеты[3]. Наконец, в рамках работ по укреплению системы ПРО уже в 80-х годах СССР вел разработку орбитальных комплексов «Скиф» и «Каскад».
В то же время с конца 1970-х годов Москва и Вашингтон вели консультации по ограничению стратегических вооружений в рамках противоспутниковых вооружений. Серьезных подвижек долго не происходило: сначала не могли договориться об общих терминах, а затем в Вашингтоне по инициативе президента США Рональда Рейгана была запущена Стратегическая оборонная инициатива (СОИ), задачей которой стала разработка масштабной системы противоракетной обороны с элементами космического базирования. Разработка этой программы, представлявшей собой прямое нарушение Договора по ПРО 1972 года, была вскоре свернута из-за чрезвычайной технологической сложности и дороговизны. Однако уже в декабре 1987 года в Вашингтоне состоялась советско-американская встреча, на которой советский лидер М.Горбачев и президент США Р.Рейган подписали Договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности. Вскоре распался СССР, и противостояние в космосе на время затихло.
Современные проблемы соблюдения Договора о космосе
К сожалению, целый ряд международных договоров и соглашений не имеет прозрачного механизма контроля за их соблюдением и санкционных мер в отношении их нарушителей. Это стало особенно очевидным, когда в 2002 году США вышли из договора по ПРО под лукавым предлогом, что технологии, оговоренные в этом документе, стали повсеместно доступными. Этот шаг, а также активное втягивание стран Центральной и Восточной Европы в размещение элементов новой ПРО в Европе, заставили ряд аналитиков задуматься, не предстоит ли новый виток милитаризации космоса. Собственную программу разработок противоспутникового оружия стал разрабатывать и Китай. Примечательным событием стало сообщение пресс-службы Белого дома от 26 мая 2016 года, в котором сообщалось, что правительство США разработало и передало на рассмотрение Конгресса доклад о сдерживании противников в космическом пространстве. Такой шаг администрация президента США Барака Обамы объясняла обеспокоенностью разработкой Россией и Китаем противоспутникового оружия.
Серьезным вызовом для незыблемости Договора становится активное втягивание в экономическое освоение космоса ряда стран Европы. 3 февраля 2016 премьер-министр Люксембурга Этьен Шнайдер на пресс-конференции заявил о начале программы промышленного освоения астероидов и прочих небесных тел, из которых собираются добывать ценные минералы. По мнению ряда экспертов, подобное решение будет иметь большой макроэкономический эффект. Ответственность за осуществление проекта собирается взять на себя люксембургская компания SES – один из крупнейших глобальных сетевых операторов. Ее партнерами выступают американские компании Deep Space Industries и Planetary Resourses, причем разведка богатых полезными ископаемыми астероидов уже ведется[4]. Впрочем, г-н Шнайдер во время своего визита в Москву, состоявшегося 18 февраля 2016 года, сделал аналогичное предложение и своему российскому коллеге заместителю Председателя правительства России Дмитрию Рогозину (очевидно, из расчета на технологическую помощь Москвы)[5].
Согласно Договору о космосе от 1967 года, полезные ископаемые космоса являются достоянием человечества. Если проект, предложенный Люксембургом, будет осуществлен, несмотря на свою дороговизну и техническую сложность (по предварительным данным, цена вопроса составляет несколько десятков миллиардов долларов), то собственники пока еще не существующего рынка получат благодаря этому особые преимущества.
В условиях многочисленных проблем и вызовов, которыми сопровождается соблюдение Договора о космосе, российское политическое руководство последовательно выступает за соблюдение Договора о космосе 1967 года и согласование юридически обязывающего договора о неразмещении оружия в космосе. В настоящее время российско-китайский проект такого соглашения в настоящее время находится на рассмотрении Конференции по разоружению в ООН.
[1] Подробнее см.: Железняков А.Б. Испытания ядерного оружия в космосе http://www.proatom.ru/modules.php?file=print&name=News&sid=39
[2] Данные по проекту «Доминик» см.: http://nuclearweaponarchive.org/Usa/Tests/Dominic.html
[3] Полунин А. Обама готовится к «звездным войнам» http://svpressa.ru/war21/article/149477/
[4] Мануков С., Рогожников М. Полный улёт// Expert Online http://expert.ru/2016/02/3/lyuksemburg-nameren-dobyivat-na-asteroidah-poleznyie-iskopaemyie/
[5] Рогозину предложили осваивать астероиды http://www.interfax.ru/russia/495336
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs