Иллюстрация: Клео Паскаль
Китай укрепляет своё присутствие в Азиатско-Тихоокеанском регионе, в т.ч., в Океании, что вызывает обеспокоенность у стран, традиционно считающих регион зоной своего влияния – США, Австралии, Новой Зеландии. Также в последнее время геополитическая динамика в АТР становится все чаще темой для обсуждения среди канадских экспертов (1).
Аналитики едины во мнении, что в изменяющейся геополитической картине мира возрастает стратегическое значение малых островных государств Океании, например, о. Фиджи, Вануату, Тувалу, Папуа - Новой Гвинеи. Многие островные государства Океании избрали курс на сближение с Китаем, что заставляет вспомнить о т.н. американской «стратегии островных цепей» (Island Chain Strategy).
Изначально эта стратегия была направлена против СССР, но сегодня она полностью ориентирована на сдерживание Пекина.
Суть стратегии в том, чтобы взять под политический, экономический и иной контроль три цепи островов. Первая из них тянется от Курил через Тайвань до Индонезии и Филиппин; вторая – от Японии до Марианских островов; третья – от Алеутских островов через Гавайи до Океании.
Эти три цепи – три заслона на пути китайцев в Тихий океан. Они замыкают перед Китаем тихоокеанское геополитическое пространство, ограничивают его Желтым и Восточно-китайским морем.
Для предотвращения такого сценария Пекин наращивает дипломатическое и экономическое присутствие в третьей островной цепи, как крайней «линии обороны» Запада против КНР, постепенно проникая в государства второй и первой цепи.
Так, заметно укрепилось влияние Пекина в Королевстве Тонга, от которого до Новой Зеландии – 1800 км. Китай не утомляет тонганские власти правозащитной риторикой, и готов развивать сотрудничество по всем направлениям.
На подъёме находятся отношения Пекина с о. Фиджи. Достигнута договорённость о строительстве китайцами на Фиджи военно-морской базы. Некоторые государства трёх островных цепей граничат с колониями западных стран в Океании (Соединённых Штатов Америки, Франции, Великобритании).
Приход туда Китая означает, что союзники Пекина становятся ближайшими соседями Запада, и появление там китайских войск, как это может произойти на Фиджи или Папуа – Новой Гвинее (переговоры с властями этой страны о размещении военных баз Пекин ведёт с 2014 г.), вселяет в коллективный Запад ещё большие опасения. Особенно после заявлений Пекина о готовности предоставить властям Фиджи материальную и военную помощь в охране морских границ этого государства.
Очевидно, что прежняя дипломатическая парадигма, при которой Австралия и Новая Зеландия представляли в Океании политику всего Запада, в целом, себя изжила. Канберра и Веллингтон не справились с главным для Запада вызовом XXI в. – усилением геополитической мощи Поднебесной. Американские эксперты прогнозируют непростое будущее американо-китайским отношениям (2).
Некоторые видят возможность подправить ситуацию привлечением Канады к дипломатическим усилиям в АТР (1). На фоне отчуждения островных государств от Австралии, США и Новой Зеландии, Канада, не отягощенная колониальным прошлым в отношении Океании, могла бы начать разговор с жителями региона с чистого листа. Возможно, следует ожидать неформального присоединения Канады к Тихоокеанскому пакту безопасности ANZUS (Австралия – Новая Зеландия – США).
Задачей Оттавы было бы консолидация островных государств, обладающих важным стратегическим положением, для достижения союзниками регионального лидерства вопреки желанию Пекина. Западу приходится мириться с мыслью, что Китай пришёл в Океанию, чтобы остаться, и нужно создать новый формат отношений и правил политической игры в регионе, чтобы заставить Пекин играть по этим правилам (3).
В пользу Китая складывается миграционная картина в регионе. Из множества океанических государств и атоллов только на Токелау, Ниуэ и Тувалу в истории не было китайских поселенцев. В остальных государствах проживает более-менее заметная китайская диаспора. В Папуа - Новой Гвинее, Кирибати и на Соломоновых островах этнические китайцы проникали в органы власти (4). Увеличивается доля этнических китайцев в Индонезии, Малайзии, Тимор-Лешти.
Вопрос не в том, будет ли Китай играть какую-либо роль в АТР, а в том, какую именно роль он будет играть.
1) https://www.asiapacific.ca/fr/blog/making-case-canadas-engagement-oceania
3) http://www.eastwestcenter.org/system/tdf/private/pip002_1.pdf?file=1&type=node&id=32210
4) http://russiancouncil.ru/inner/?id_4=6157#top-content
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs