В Мультимедийном пресс-центре МИА «Россия Сегодня», в связи с обострением сирийского кризиса, активизацией действий России, Международной коалиции и сирийской армии, прошёл круглый стол: "Сирия: возобновление операции ВКС РФ и перспективы разрешения кризиса". Главным участником круглого стола стал Чрезвычайный и Полномочный Посол Сирии в России Рияд Хаддад. Он представил официальную позицию сирийского руководства, отметив роль США в развязывании большинства конфликтов на Ближнем Востоке. По словам посла, американское руководство использует террористические группировки для свержения «неугодных режимов».
Рияд Хаддад обеспокоен тем, что боевики используют перемирие, инициированное международной коалицией, для укрепления своих позиций, при этом они продолжают миномётный обстрел путей для эвакуации раненых. Посол утверждает, что у российских военных есть доказательства применения террористами запрещённого химического оружия. Тем не менее, по его словам, Международная коалиция отказалась посылать специалистов для проверки образцов.
Посол напомнил, что сирийское правительство отвергло план спецпосланника Генерального секретаря ООН Стаффана де Мистуры: «Мы будем противостоять любым попыткам создать автономный район внутри Сирии. Мы не можем принять решение, которое будет поощрять террористов». Рияд Хаддад также отметил, что на конференциях в Вене и в Женеве делегаты настойчиво подчёркивали позицию о сохранении единства Сирии.
Главным фактором решения сирийской проблемы посол назвал боевой союз Сирии, РФ и «Хезболлы». Он высоко оценил усилия, которые предпринимает Россия в борьбе против терроризма и назвал её стратегическим союзником.
Следующим на конференции выступил замдиректора Института стран СНГ Владимир Евсеев. По его убеждению продолжение войны невыгодно ни одной из сторон «даже США». Он надеется, что новоизбранный президент Дональд Трамп будет способствовать прекращению конфликта. Эксперт поддержал позицию посла в том, что именно вмешательство США породило хаос в регионе, большое число жертв и беженцев.
Владимир Евсеев уверен, что необходимо предоставить приоритет военной целесообразности в решении сирийского вопроса. Останавливать военную операцию, когда это выгодно террористам, по его словам, значит продолжать войну «до бесконечности». Говоря о будущем Сирии, он напомнил слова президента РФ Владимира Путина о том, что после урегулирования конфликта в Сирии должен завершиться процесс восстановления государственности и только потом можно переходить к внутриполитическим процессам таким, как смена руководства и новое устройство страны.
С позицией предыдущих ораторов не согласился президент Академии геополитических проблем Леонид Ивашов. По его мнению, не всё сводится к роли США: «Каждое государство, которое мешало урегулированию сирийского кризиса, внесло свою лепту». Ответственность за продолжение конфликта он возложил на антитеррористическую коалицию, в особенности на Францию и Турцию. Эксперт призывает разделять разные части Сирии. Он согласен с тем, что для урегулирования ситуации в Алеппо осталось только силовое решение. В других частях, особенно на юге, нужно пытаться договариваться. В качестве положительного примера он привёл успешный вывод боевиков с оружием в Идлиб.
Леонид Ивашов предположил, что американское участие будет неуклонно снижаться в связи с тем, что США стало сложнее поддерживать Турцию и сохранять хорошие отношения с сирийскими курдами, а ресурсы американскому руководству нужны для поддержания собственной экономики и сдерживания Китая. В то же время военное сотрудничество России и Сирии прошло проверку временем, и у эксперта нет сомнений в том, что террористы будут побеждены.
Президент Центра стратегических исследований «Россия – исламский мир» Шамиль Султанов осудил оптимистический подход относительно разрешения сирийского кризиса. По его мнению, речь идёт о сложном конфликте, который нельзя упрощать, сводя к взаимоотношениям США и России, Турции и курдов. По словам эксперта, сирийский кризис – это лишь часть Ближневосточного конфликта, в который вовлечены все страны региона. Именно поэтому, он убеждён, что позиция, согласно которой вести переговоры нужно только после военного поражения террористов, глубоко ошибочна.
Шамиль Султанов утверждает, что Россия будет сдерживать действия своих ВКС, боясь испортить отношения с Дональдом Трампом, поэтому он связал срок освобождения Алеппо с инаугурацией нового президента США. При этом он призывает не ждать больших перемен в американской политике с избранием Дональда Трампа, говоря о том, что США – это, прежде всего, «система», которая реализует свои стратегические интересы.
Следующий спикер, эксперт Российского совета по международным делам (РСМД) и доцент кафедры востоковедения МГИМО Николай Сурков, предостерёг от главной опасности военного решения конфликта: «Вслед за Алеппо последует операция в Идлибе». На это, по его словам, указывает переброска сил «Хезболлы», иранских подкреплений и набор дополнительных подразделений из местного населения. Возможная операция в Идлибе сильно повлияет на перспективу политического урегулирования, потому что именно с её участниками придётся договариваться в Женеве.
Николай Сурков уверен, что военного решения конфликта нет просто потому, что ни у одной из сторон не хватит ресурсов для окончательной победы. «Всё равно, всё закончится переговорами, но перед ними будут попытки (именно это мы сейчас и наблюдаем) улучшить своё положение и получить преимущество», – охарактеризовал ситуацию в Сирии эксперт РСМД.
Комментируя слова военных экспертов и востоковедов, Рияд Хаддад заявил, что сирийское руководство добьётся успеха операции в Алеппо. «Если будет закрыта граница Сирии с Турцией, мы победим и начнём восстанавливать страну, как СССР после Великой Отечественной войны» - подытожил посол.
В заключение пресс-конференции Рияд Хаддад ответил на вопрос журнала «Международная жизнь».
«Международная жизнь»: Пан Ги Мун назвал Сирию главным провалом ООН. Что не учтено в плане Стаффана де Мистуры о перемирии «без предварительных условий»?
Рияд Хаддад:В разрешении сирийского кризиса есть два пути: военный и политический. ООН поощрила переговоры, и сирийский министр иностранных дел заявил, что готов договариваться с оппозицией в Женеве или в Дамаске – где угодно. Однако с террористами за стол переговоров мы не сядем. Кроме того, во всех международных договорённостях Сирия должна оставаться единым государством. Вопрос о сирийском устройстве должны решать сами сирийцы без какого-либо внешнего вмешательства.
Фотографии Е. Педанова
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs