20 ноября во Франции прошел первых тур общенациональных праймериз правоцентристов. Впервые принять участие в голосовании смогли все граждане страны, вне зависимости от партийных пристрастий, а также несовершеннолетние французы, которые достигнут дающих право голоса 18-ти лет к проведению выборов президента весной 2017 года. По итогам этого голосования бывший президент Франции Николя Саркози занял третье место. Его опередили бывшие премьер-министры Франсуа Фийон и Ален Жюппе. Этот результат многие сочли неожиданным. «Какой шквал эмоций! Фийон впереди, и с огромным отрывом! Саркози исключен, хотя он в течение нескольких месяцев говорил и писал, что, "разумеется", выйдет во второй тур! В этой большой игре в демократию в эпоху кризиса избиратели снова все перевернули вверх дном. Невероятный народный успех предварительных выборов одновременно является поражением авторов сценария "неизбежности"», - написала Le Figaro. http://www.lefigaro.fr/
Но избиратели стали в очередной раз инструментом. Трудно сказать, кто именно реанимировал давний скандал, связанный с подозрениями в том, что Саркози получал деньги на свою предвыборную кампанию 2007 года от Муаммара Каддафи. Но факт остается фактом: за пять дней до предварительного голосования, сайт журналистских расследований Mediapart публикует откровения ливийского бизнесмена Зияда Таккедина, который утверждает, что лично участвовал в передаче Николя Саркози нескольких чемоданов наличных денег. По словам ливийца, в конце 2006-го и начале 2007 года он передал Саркози (на тот момент министр внутренних дел Франции) и Клоду Геану (начальник канцелярии МВД страны, ближайший соратник и друг Саркози) в общей сложности пять миллионов евро от лидера Ливийской джамахирии Муаммара Каддафи. https://www.mediapart.fr Скандал этот не новый, Mediapart опубликовал первые разоблачения еще в 2012 году. Но вряд ли кто-то всерьез сможет утверждать, что новая волна обвинений накануне голосования была случайностью. Так или иначе, но один из главных претендентов на президентское кресло от правых из игры выбыл. Теперь, судя по опросам общественного мнения, у избирателей – новый фаворит Франсуа Фийон. Хотя новые «сюрпризы» от французов исключать нельзя.
Что касается левых, то их предварительное голосование, и соответственно выдвижение кандидата на президентский пост состоится лишь в январе. Впрочем, один левоцентристский кандидат уже имеется, это бывший министр экономики Эммануэль Макрон, который выдвинулся от собственного движения «Вперед!». Но у него шансов на победу, как и вообще у социалистов в этом избирательном цикле, почти нет. Французы вряд ли простят им теракты в Париже и Ницце, скандальную реформу трудового законодательства и небывалый наплыв беженцев, вызвавший откровенное раздражение французов.
В итоге, правому кандидату, вероятнее всего придется конкурировать с «третьей силой». А именно – лидером «Национального Фронта» Марин Ле Пен. Ее партия после изгнания основателя, ее отца Жан-Мари Ле Пена, отреклась от наиболее одиозных тезисов и лозунгов, типа «Франция – для французов» и приобрела вполне респектабельный имидж. Кроме того, «Фронт» получил хороший опыт политической борьбы и участия в избирательных кампаниях разного уровня. Чего стоит хотя бы их успех в первом туре на недавних региональных выборах. Впрочем, во втором туре произошло то же самое, что случилось с Жан-Мари Ле Пеном в 2002 году. Тогда в ходе президентской кампании Ле Пен-старший вышел во второй тур вместе с Жаком Шираком. В ходе итогового волеизъявления, победил Ширак – за него свои голоса отдали левые, и правые, и коммунисты с одной лишь целью – не допустить Ле Пена к президентству.
Аналитики BFMTV подметили интересную деталь. Фийон хорошо знаком с российским президентом Владимиром Путиным, неоднократно бывал в России и в качестве премьера, и уже после, в качестве эксперта дискуссионного клуба «Валдай». Французский политик не раз публично говорил о необходимости выстраивания отношений с Москвой и пагубности изоляционистской политики в отношении России. Его программные высказывания с одной стороны, отвечают ожиданием части избирателей, тех, кто наиболее пострадал от антироссийских санкций. С другой – Фийон практически повторяет позицию Марин Ле Пен, которая также выступает за развитие отношений с Россией. А, значит, Фийон будет сражаться с ней за привлечение одних и тех же избирателей, разделяющих эти идеи.
О том, что Марин может пройти во второй тур президентских выборов заявил нынешний глава французского правительства Мануэль Вальс. «Все опросы общественного мнения показывают, что Ле Пен проходит во второй тур президентских выборов. Это означает, что баланс в политической жизни страны изменится полностью», — подчеркнул он. При этом Вальс снова напомнил, что крайне правые политики в случае их прихода к власти представляют опасность. http://www.bfmtv.com
Впрочем, в данном случае упоминание об опасности «крайне-правых», может лишь добавить им популярности. Дело в том, что французское общество, очень устало от несменяемости власти. Кто бы из правых ни попытался составить конкуренцию Марин Ле Пен, Фийон или Жюппе, они давно уже находятся во властной обойме, их стаж на высших государственных постах исчисляется десятками лет.
В этой связи интересны выкладки букмекеров, которые уже сейчас предлагают делать ставки на исход французских выборов. Сейчас победа Марин Ле Пен оценивается ими с вероятностью 40%. Что в отсутствии внятного конкурента из любого другого лагеря делает выигрыш лидера «Национального Фронта» вполне реалистичным.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs