Китай идёт в Восточную Европу. Инициированный китайским руководством экономический проект Нового Шёлкового пути должен связать Азию и Европу по сухопутным и морским транспортным артериям.
Морской Шёлковый путь соединит Китай с Португалией через Малайзию и Индонезию, Шри-Ланку, Персидский залив и Египет, и далее, через Средиземное море. Сухопутная ветка Нового Шёлкового пути проляжет через Казахстан, Россию, Белоруссию, Польшу и далее в европейскую часть Атлантики.
Балканы и регион Балтики Пекин рассматривает как важные логистические и транспортные звенья. Об этом свидетельствует проведение саммита Китая и стран Центрально-Восточной Европы (ЦВЕ) в формате 16+ с участием премьер-министра КНР Ли Кэцяна 4 ноября с.г.(1). Эксперты прогнозируют, что данный формат останется площадкой для дальнейшего взаимодействия ЦВЕ и КНР. Пекину нет необходимости отказываться от столь удобного переговорного механизма (2).
Потенциальные экономические взаимные выгоды для Европы и Азии от данных проектов очевидны. Почему же Евросоюз не спешит в них участвовать в полной мере? Скорее, Пекин идёт навстречу Европе, чем Европа навстречу Пекину. Вышеупомянутый формат 16+ тоже инициатива Китая.
Во-первых, проект Нового Шёлкового пути – это первый глобальный проект Пекина, одновременно, и экономический, и геополитический. В прежние эпохи, начиная со Средневековья, законодателем в области масштабных преобразований планеты, будь то сфера культуры, политики или экономики, был Запад. Появление НАТО, ЕС и других глобальных структур было делом рук и ума западного человека.
Новый Шёлковый путь показал, что в Китае тоже умеют думать, и не менее масштабно, чем в Европе или Америке. Запад теряет роль интеллектуального монополиста. Китайские идеи оказались не хуже западных. Азия уже интеллектуально ориентируется на Поднебесную. Запад пока сопротивляется, но утеря им прежних позиций неизбежна.
Торговые коммуникации поставляют не только товары, но и политические, религиозные и иные идеи. Вместе с китайскими товарами в Европу придут азиатские идеи, азиатское понимание и толкование политики, экономики, религии. В 1990-х Восточная Европа буквально растворилась в идеологии западной демократии, капитализма и т.п. В будущем Европа также может воспринять восточный взгляд на мир. Грядет жёсткая конкуренция двух мировоззренческих систем – восточной, которую можно в значительной степени воспринимать как синоним слова «китайская», и западной. Всё говорит о том, что победа достанется первой из них, но для этого потребуется время.
Торговые пути – пути мира. Торгующим государствам невыгодна война. Новый Шёлковый путь – это путь сотрудничества и перемещения капитала. Таким образом, Пекин заинтересован в стабильности государств и морей, через которые пролегают маршруты Нового Шёлкового пути. Пекину нужна стабильная Средняя Азия, отсутствие деструктивных идеологий в уйгурском движении, спокойная Восточная Европа, не выполняющая роль «зоны отчуждения» между Западом и Россией.
Новый Шёлковый путь обходит Украину стороной, следуя в Европу через Белоруссию. Это пример того, как демократизация стран бывшего СССР под руководством Запада лишает их солидной доли в мировой экономике. Благодаря «евромайдану» Украина осталась в стороне от Нового Шёлкового пути. Рисковать и пролагать товарные маршруты через воюющую страну Пекин не намерен.
У рубежей Евразии образовалась дуга нестабильности, протянувшаяся от Восточной Европы (Украина), через Ближний Восток (Сирия, Ирак) до Южно-Китайского моря, где интересы США и КНР сталкиваются напрямую. В ответ на американскую «петлю Анаконды» (окружение Евразии проамериканскими буферными государствами и американскими военными базами) Пекин выдвигает «Жемчужное ожерелье» (создание зоны китайского доминирования от Южно-Китайского моря до Ближнего Востока) (3).
Континентальный шельф Южно-Китайского моря хранит 20-30 млрд. т. нефти и 16 трлн. куб.м. газа. На Южно-Китайское море приходится 60% перевозок в мировой торговле. Расположение военных баз США в регионе удачно совпадает с маршрутами доставки товаров и нефтяными и газоносными артериями (3). Контроль над этим регионом дал бы Вашингтону не только политические, но и экономические дивиденды. В этом вся логика действий США, обвиняющих Пекин в экспансионистских замашках в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР).
1) http://bnn-news.ru/v-rigu-na-sammit-16-1-pribyil-premer-ministr-kitaya-156262
2) http://www.pism.pl/publikacje/biuletyn/nr-78-1428
3) http://dergachev.ru/geop_events/301016-01.html#.WDACyXGg_cs
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs