Обломки самолета U-2 везут в Гавану. Куба, октябрь 1962г.
В Москве на площадке Фотоцентра на Гоголевском бульваре открылась выставка «На грани ядерной войны. Куба -1962», которая рассказывает историю Карибского кризиса. Основу экспозиции составили фото и документы из личных архивов и собраний ветеранов, проживающих как в России, так и за ее пределами. В подготовке этого масштабного проекта приняли деятельное участие Посольство Республики Куба в России, информационное агентство «Ветеранские вести», Ассоциации сотрудников силовых структур «Воин», Межрегиональной ветеранов воинов-интернационалистов «кубинцев» (МООВВИК) и ряда других общественных структур.
История дружбы российского и кубинского народов насчитывает многие десятилетия. Кубинские добровольцы рядом с советским солдатом и офицером воевали на фронтах Великой Отечественной войны. Среди них – воспитанники знаменитого Ивановского Интердома им. Е.Д.Стасовой. Недавно в Дмитровском районе Московской области им была открыта памятная доска. В 1964 году было создано Общество Советско-Кубинской Дружбы, у истоков которого стояли Первый летчик-космонавт СССР Юрий Гагарин и Эрнесто Че Гевара.
Встреча первого заместителя Председателя Совета Министров СССР А.И.Микояна. На переднем плане член Национального руководства и экономической комиссии объединенных революционных организаций Эрнесто Че Гевара. Куба, октябрь 1962 г.
Открывая выставку, генеральный директор Фотоцентра Валерий Никифоров отметил, что она стала четвертой в рамках масштабного проекта, посвященного участию советских Вооруженных сил в локальных войнах и конфликтах второй половины ХХ столетия. Предыдущие экспозиции были посвящены событиям в Египте, Анголе и участию отечественных летчиков в Корейской войне 1950-1953 годов.
Высокую оценку работе, проделанной организаторами выставки, дали зарубежные дипломаты. Военный атташе Республики Куба в России Роберто Гарсиа Йоссеф принес благодарность российской стороне за возможность вспомнить события полувековой давности и встретиться с ветеранами советских Вооруженных сил, которых на Кубе считают своими братьями по оружию.
Напомним, что предпосылки к росту внешнеполитической напряженности между Москвой и Вашингтоном назревали еще с конца 50-х годов. Советский Союз неоднократно предупреждал США о недопустимости эскалации напряженности вокруг Кубы, где после свержения местного диктатора, ставленника американцев Ф.Батисты 1 января 1959 года к власти пришли участники «Революционного движения 26 июля» во главе с Ф.Кастро Рус. Руководство СССР заявляло, что в случае обострения обстановки СССР окажет любую помощь Гаване.
Последней каплей стало несогласованное размещение США ракет средней дальности на территории Турции и Италии. Советское правительство, оценив соотношение сил в мире, и понимая недостаточную защищенность страны от возможного ракетно-ядерного нападения США и их союзников по НАТО, приняло решение разместить на Кубе – с разрешения кубинского руководства – свои ракеты малой и средней дальности. Тем самым предполагалось создать ракетно-ядерный противовес и стратегический паритет с США.
Так началась секретная операция Министерства обороны СССР «Анадырь» (на Военно-морском флоте СССР ей присвоили кодовое наименование «Кама»). Около 43 тыс. советских военнослужащих с самым современным, по тем временам, вооружением были скрытно отправлены на Кубу.
По словам генерал-полковника в отставке, начальника Главного штаба Ракетных войск стратегического назначения (1994-1996) Виктора Есина, советские Вооруженные силы в крайне сжатые сроки (не более шести месяце) провели и осуществили стратегическую операцию по передислокации в условиях скрытности на остров Куба 50-тысячной группировки войск. На предложенной зрителю фотовыставке, целые разделы подробно рассказывают о том, как происходила переброска людей и техники.
В. Есин отметил, что в результате событий Карибского кризиса мир оказался у пропасти ядерной войны. Избежать ее удалось благодаря благоразумию, проявленному тогдашними руководителями СССР, Республики Куба и США. Однако ведущую роль в том, что катастрофы не произошло, сыграли не только действия политиков, но и та выдержка, которая была проявлена советским и кубинским лидерами, самим кубинским народом. Эти факторы в своей совокупности позволили отрезвить американских военных, заставить их взять на себя обязательство не нападать на Кубу и удержать от этого шага своих союзников. Советский Союз вывел свои ракетно-ядерные силы с Кубы, однако и США демонтировали пусковые установки, ранее развернутые в Турции и Италии, непосредственно угрожавшие СССР.
Президент Российского общества дружбы с Кубой Игорь Куринной в ходе открытия выставки подробно рассказал о своем личном участии в операции «Анадырь». В мае 1962 года в расположение 43-й ракетной дивизии стратегического назначения, которая тогда дислоцировалась в городе Ромны (Сумской области Украинской ССР), прибыл заместитель командующего ракетными войсками генерал-полковник Владимир Толубко, и на состоявшемся секретном совещании объявил, что воинская часть будет направлена на учения, которые предполагается провести далеко на севере страны. «Все мы дали подписку о неразглашении полученной нами информации, - подчеркнул И.Куринной. - Я тогда был лейтенантом. Была проведена тщательная работа соответствующих органов по отбору личного состава, который составлял боевые расчеты наших стартовых батарей, дивизионов, полков. Треть личного состава не прошла этой проверки и была отчислена из дивизии. Они были заменены военнослужащими из других подразделений ракетных войск».
На Кубу вылетела группа обеспечения во главе командующим 43-й дивизией генерал-майором Игорем Стаценко и провела рекогносцировку в районе предполагаемой дислокации советских частей.
В своем выступлении И.Куринной напомнил, что по данным на 1962 год, советские ядерные силы в 300 раз уступали по своему количественному составу силам США. Тем не менее, руководство СССР действовало решительно. Задача была неимоверно сложной: расстояние до Кубы составляло 12 тыс. километров. Фактически на выполнение правительственного поручения был мобилизован весь гражданский флот страны. Номер дивизии, в которой служил Игорь Куренной, был изменен с 43-го на 51-й. Особую сложность составляла погрузка ракет на корабли. Достаточно сказать, что ракеты 8К63 (Р-12) и 8К65 (Р-14) не умещались в горизонтальном положении. Приходилось размещать их «под углом», убирая с палубы соответствующие покрытия. Огромные трудности представляла собой перевозка компонентов ракетного топлива. Всего на Кубу были перевезены 36 ракет Р-12. Ракеты Р-14 на Кубу доставить не успели, поскольку 22 октября распоряжением президента США Дж. Кеннеди была объявлена блокада острова. Однако даже того, что удалось доставить, вполне хватило для того, чтобы вызвать беспокойство в Вашингтоне. По словам И.Куринного, 36 ракет туда были оснащены ядерными боеголовками по 1 мегатонне каждая. Пик напряженности пришелся на 27 октября, когда советскими средствами ПВО на Кубе был сбит американский самолет-разведчик U-2.
В это время на Кубе находился заместитель председателя Совета министров СССР А.Микоян. В те дни он пережил личную трагедию: у него умерла жена, и он не мог уехать на похороны, поскольку обстановка оставалась накаленной. Начались переговоры. Значительный вклад в урегулирование кризиса внесла советская разведка. Н.Хрущев пытался выйти на Дж.Кеннеди, но президента США всячески блокировали от получения нежелательной информации. В свою очередь, Пентагон настаивал на вооруженном ответе, по-видимому, не понимая, к чему это может привести. Тогда были использованы все доступные советской стороне средства радиосвязи. В результате договоренность о снятии напряженности была достигнута, а мир был спасен от термоядерной войны.
«Мы благодарны кубинскому народу, который, несмотря на все трудности, не отступил и победил в этой схватке, выдержав и трудности блокады, и неопределенность первых лет после распада биполярной системы», - сказал И.Куренной. Председатель общества российско-кубинской дружбы выступил за скорейшее снятие экономической, финансовой и торговой блокады с «Острова свободы», напомнив, что, несмотря на обещания президента США Б.Обамы пойти в этом вопросе навстречу Гаване, положение Кубы осталось неизменным.
Офицеры штаба 43-й дивизии на Кубе. Слева направо: подполковник М.Г.Великий, подполковник С.Д. Бурдо, подполковник С.П.Осипенко, майор М.Х. Мухаметшин, подполковник И.З.Осадчий, подполковник А.А. Гололобов, подполковник В.А.Золотарев, подполковник В.В.Ананских, подполковник С.Ф.Гавриков, майор П.И.Земляникин, подполковник И.Я. Боков, майор А.Е. Демидов. Бехукаль, Куба, октябрь 1962 г.
От имени Группы советских военных специалистов на Кубе (ГСВСК), работавшей на «Острове свободы» с 1964 по 1991 год, выступил военный историк Михаил Гаврилов. Он представил вниманию участников тех далеких событий, а также представителей СМИ, новую книгу «Белые пятна Карибского кризиса», написанную совместно с бывшим руководителем Группы Валерием Бубновым. М.Гаврилов подчеркнул, что в хронологии тех давних событий до сих пор много малоисследованных страниц. Центральное внимание в книге отведено событиям 27 апреля 1962 года, получившим у американских историков наименование «черной субботы». Авторам книги удалось познакомиться с одним из участников тех давних событий – Алексеем Артемовичем Ряпенко. Именно он был офицером наведения того зенитно-ракетного комплекса, который поразил самолет-разведчик США U-2 в небе над Кубой. В труде В.Бубнова и М.Гаврилова впервые опубликованы подробные воспоминания А.Ряпенко и его фотоархив.
По словам председателя Межрегиональной общественной организации ветеранов воинов-интернационалистов «кубинцев» (МООВВИК) Бориса Соболева, значение открытой в Москве выставки огромно. «Долгое время фотоматериалы, представленные на ней, невозможно было увидеть обычному гражданину, - сказал он. - Эти события пытались замолчать и даже выкинуть из истории и из памяти. Поэтому очень важно, что эти сведения допущены до широкой публики». Б.Соболев подчеркнул, что военнослужащие-участники Карибского кризиса должны быть приравнены к участникам боевых действий. Мы неоднократно обращались к вышестоящему руководству и приводили многочисленные аргументы «Трудом наших офицеров, генералов, солдат было предотвращено самое страшное – термоядерная катастрофа, - заявил председатель МООВВИК. – Со своей просьбой мы обращались во все инстанции, вплоть до президента. Ответы мы получали самые необыкновенные: от «в стране нет денег» до «не будем обострять». Что обострять – для нас непонятно. США – не та страна, где забывают свои поражения».
Советские военные в тесном содружестве с кубинцами создавали Революционные вооруженные силы Кубы, передавали им оружие, необходимые знания, опыт. Плечом к плечу Москва и Гавана сотрудничали во многих «горячих точках» планеты – в Анголе, во Вьетнаме, в Никарагуа.
Карибский кризис положил начало разрядке международной напряжённости, а военные стратеги США вынуждены были пересмотреть свои планы в отношении СССР. Именно после Карибского кризиса было принято решение установить прямую линию связи между Москвой и Вашингтоном, чтобы лидеры двух сверхдержав в случае экстремальных ситуаций могли срочно связаться друг с другом по прямому проводу.
Несмотря на неблагоприятные моменты российско-кубинских отношений в середине 80-х – первой половине 90-х годов прошлого века, когда обе страны переживали трудные времена после распада СССР, наши соотечественники всегда считали Кубу своим другом и союзником. Куба, овеянная ореолом революционной романтики, для большинства людей в России, является символом независимости в Западном полушарии.
Выставку можно посетить в Москве до 13 ноября.
Автор благодарит Объединение «Фотоцентр» и всех организаторов выставки за предоставленные материалы
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs