Состоявшаяся 19 октября в Берлине встреча «нормандской четверки» по Украине не ознаменовалась прорывными решениями. Единственным конкретным результатом пятичасовых переговоров (первых на высшем уровне за последний год) стала предварительная договоренность о расширении миссии ОБСЕ в зоне отвода вооруженных формирований противоборствующих сторон и пунктах хранения тяжелой техники. Президент России Владимир Путин, оценивая итоги переговоров, был предельно сдержан. По его словам, «все участники сегодняшней встречи подтвердили, что в основе урегулирования на юго-востоке Украины должны лежать Минские соглашения, и все подтвердили свою приверженность этим договоренностям». «Мы много внимания уделили вопросам безопасности и договорились по целому ряду позиций о том, что должно быть сделано в ближайшее время в смысле дальнейшего решения вопросов, связанных с разведением конфликтующих сторон», - заявил он. (kremlin.ru)
Аналогичную тональность имели и комментарии федерального канцлера Ангелы Меркель. «Мы обсудили рабочий процесс, который имеет много сторон и от которого нужно отталкиваться при работе над такими темами, как безопасность, политический процесс. И это должно продолжиться в рамках «дорожной карты» по различным шагам комплекса мер по выполнению минских договоренностей. И это - прогресс», - подчеркнула она. (rbc.ru)
И лишь президент Франции Франсуа Олланд вольно или невольно раскрыл ключевой вопрос, ставший камнем преткновения в Берлине, – вопрос о проведении выборов в ДНР и ЛНР. Французский лидер пообещал, что главы внешнеполитических ведомств стран «нормандской четверки» займутся подготовкой выборов в Донбассе – притом, что украинская сторона настаивает на том, что «про выборы речи сейчас не идет». (rbc.ru)
«Когда Франсуа Олланд и Ангела Меркель в половине второго вышли к прессе, они не могли сообщить ничего утешительного. Успешный результат, на который тихо надеялись, достигнут не был» - такими весьма неутешительными словами подвела итог встрече в Берлине германская газета Sueddeutsche Zeitung. (sueddeutsche.de)
Тем не менее, значимость нынешней встречи не следует оценивать с точки зрения достижения конкретных результатов. Впервые в истории «нормандского формата» геополитическим фоном для дискуссий по Украине стали события в другой международной «горячей точке» - Сирии. Более того, именно ситуация в сирийском урегулировании в настоящее время определяет подход Германии и Франции к ситуации вокруг Украины. И подобная картина сохранится, по крайней мере, до середины 2017 года.
Главный узел, в котором завязаны Украина и Сирия, – предстоящие в будущем году парламентские выборы в Германии (должны пройти в период между 27 августа и 22 октября 2017 года) и президентские выборы во Франции (в апреле 2017 года).
И федеральный канцлер Германии христианская демократка Ангела Меркель, и лидер французских социалистов Франсуа Олланд в настоящее время сталкиваются с серьезными проблемами на внутриполитической сцене своих стран, главной из которых является многовекторное «размывание» собственного электората. Особенно это заметно в Германии, где реальную угрозу для Христианско-демократического союза Меркель составляют как находящиеся левее социал-демократы, так и крайне правая «Альтернатива для Германии». Как показывают итоги недавних региональных выборов, ХДС по уровню своей популярности способна в ряде федеральных земель опуститься не только на второе, но и на третье место.
Общефедеральные социологические исследования пока еще не выносят приговор Ангеле Меркель. Однако тенденция падения популярности христианских демократов прослеживается и тут – от 38-39% в декабре 2015 года до 30-34% в первой половине октября текущего года. (wahlrecht.de)
При этом рейтинг СДПГ за истекший период существенно не изменился, оставаясь в пределах 23%. (wahlrecht.de)
Что же касается «Альтернативы для Германии», то ее популярность выросла с 8% до 15%. (wahlrecht.de)
Не менее тревожным для христианских демократов является и устойчивая популярность «Левых» с уровнем поддержки в 10-12%. (wahlrecht.de)
Схожая ситуация для правящей политической элиты, объединившейся вокруг президента Франсуа Олланда, сложилась во Франции. С приближением намеченных на апрель 2017 года президентских выборов позиции действующего главы государства подрываются с трех сторон – правыми «Республиканцами» (бывший «Союз за народное движение») экс-президента Николя Саркози, лидером «Национального фронта» Марин Ле Пен и потенциальным «джокером» предстоящих выборов - бывшим премьер-министром Франции (1995-1997 годы) Аленом Жюппе. Именно Жюппе лидирует в настоящее время в социологических опросах, набирая до 34% голосов против 28% у Ле Пен, 23% у Саркози и 15% у Олланда. (elabe.fr) Как отмечают французские средства массовой информации, именно фигура Жюппе может стать компромиссной для противников действующего президента, которые одновременно не склонны вновь голосовать за Николя Саркози. Что же касается лидера «Национального фронта», то она, похоже, выходит во второй тур предстоящих выборов при любом раскладе сил в треугольнике Олланд-Саркози-Жюппе.
При этом и германские, и французские предвыборные расклады роднит одно ключевое обстоятельство – миграционная проблема, напрямую связанная с ситуацией в Сирии, вкупе с кризисом в Европейском союзе, усугубленным результатами июньского референдума в Великобритании. Избиратели в обеих странах ставят неконтролируемый приток беженцев и мигрантов из Сирии, Ирака и других государств на первое место в перечне своих претензий действующим властям. Именно неспособность нынешних правительств Германии и Франции предложить эффективные методы решения основных вопросов общеевропейской повестки грозит Меркель и Олланду поражением на предстоящих выборах. А подобное решение не может быть найдено в отрыве от сирийского урегулирования – в котором ведущую роль в настоящее время играют Россия и США. «Мир находится в поиске нового порядка. Сирия, Украина, «Исламское государство» - все эти понятия описывают геополитический хаос, господствующий нынче в мире. И эта борьба за влияние ведется не на жизнь, а на смерть - причем, не только в Алеппо или Мосуле. Террор «Исламского государства» давно уже добрался и до Германии» - весьма справедливо напоминает в этой связи германская газета Handelsblatt. (handelsblatt.com)
В сложившейся ситуации и Меркель, и Олланд вынуждены пытаться решать «двуединую задачу» - налаживать взаимопонимания с Москвой по Сирии, одновременно пытаясь сохранить свои прежние позиции применительно к украинскому урегулированию. Данная задача осложняется еще и тем, что в их собственных странах идея восстановления сотрудничества с Россией уже активно используется конкурентами. В Германии это - «Альтернатива для Германии», «Левые» и в определенной степени социал-демократы. Во Франции – «Национальный фронт» и «Республиканцы». Однако и слишком активно разворачивать свою политику в сторону президента России Владимира Путина канцлер Германии и президент Франции не могут, опасаясь, во-первых, окончательно растерять свой традиционный электорат, а во-вторых – вызвать негативную реакцию со стороны США в условиях полной неопределенности будущего внешнеполитического курса Вашингтона после ноябрьских президентских выборов.
Не добавляет прочности позициям Берлина и Парижа и углубление противоречий в самом Евросоюзе по вопросу об антироссийских санкциях. «Санкции против России являются неизменным яблоком раздора в ЕС» - указывает в этой связи парижская газета Le Figaro, напоминая, что именно сейчас «ЕС как никогда нужно единство после миграционного кризиса и на фоне предстоящего выхода Великобритании». (lefigaro.fr)
Не случайно столь острые дискуссии в рядах ЕС вызвало намерение Германии, Франции и Великобритании включить пункт о возможном усилении антироссийских санкций в связи с Сирией в решения саммита ЕС 20 октября – увенчавшиеся вынужденным отказом от данного шага под угрозой итальянского вето. По информации лондонской газеты The Financial Times, премьер-министр Италии Маттео Ренци отказался поддержать предложение Берлина, Парижа и Лондона, поскольку «не понимает», как это поможет установлению мира в Сирии, а потому не видит смысла в том, чтобы «включать в итоговое заявление упоминание о санкциях». (ft.com)
Именно стремление Ангелы Меркель и Франсуа Олланда переломить неблагоприятно складывающуюся предвыборную ситуацию в их собственных странах лежало в основе экстренной реанимации ими в течение считанных дней «нормандского формата» на уровне глав государств и правительств и обсуждение перспектив выполнения Минских соглашений по Украине на фоне обострения ситуации вокруг сирийского Алеппо и скандальной антироссийской риторики самого Олланда, фактически сорвавшего визит президента России в Париж. Нынешние цели германского и французских лидеров заключаются в стремлении реанимировать взаимодействие с Россией по менее принципиальному для них и для Евросоюза украинскому вопросу с тем, чтобы посредством дискуссий, компромиссов и «разменов» попытаться выйти на договоренности по более широкому кругу вопросов, главным из которых для европейских избирателей является обстановка на Ближнем Востоке сквозь призму урегулирования миграционной проблемы. Это – программа-минимум на ближайшие недели, до президентских выборов в США, а более точно – до вступления в должность нового американского лидера. Именно инаугурация будущего президента США в январе 2017 года даст старт новому европейскому году – не сулящему ничего хорошего нынешним политическим элитам в ключевых странах-членах Евросоюза. «Две главные партии Америки охладели к торговым соглашениям с Европой и Азией» - констатирует американское издание The New York Times. (nytimes.com) И подобная тенденция может стать определяющей во взаимоотношения США и ЕС на ближайшие четыре года.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs