Завершившийся в индийском городе Гоа саммит стран БРИКС впервые в истории этого объединения России, Китая, Индии, Бразилии и ЮАР прошел под столь отчетливым знаком не традиционной торгово-экономической, а политической повестки дня. В центре дискуссий оказались вопросы борьбы с международным терроризмом, урегулирования конфликта в Сирии и санкций против России, инициированных США и руководством Европейского союза.
Если оценивать итоги саммита в данном ключе – следует подчеркнуть, что как раз его политическая направленность позволила странам-участницам БРИКС подтвердить принципиальное единство своих подходов по ключевым проблемам геополитики.
Во-первых, в принятой ими итоговой декларации подчеркивается, что международный терроризм и особенно «Исламское государство» (деятельность организации запрещена в России) «представляют глобальную и беспрецедентную угрозу международному миру и безопасности». При этом Россия и ее партнеры по БРИКС призвали все государства в целях борьбы с терроризмом «провести эффективную имплементацию соответствующих резолюций Совбеза ООН» - ясный намек на опасность односторонних мер в данной сфере и тем более применения «двойных стандартов», деления террористов на «хороших» и «плохих» - что стало одним из ключевых инструментов политики США. Кроме того, лидеры БРИКС призвали все страны разработать и способствовать принятию всеобъемлющей конвенции о международном терроризме в рамках Генассамблеи ООН «без дальнейшего промедления». (mea.gov.in)
Во-вторых, единство подходов стран-членов БРИКС четко прослеживается и по сирийской проблематике. «Мы призываем все вовлеченные стороны прийти к всеобъемлющему и мирному завершению конфликта, принимая во внимание легитимные устремления народа Сирии, через национальный диалог и политический процесс, возглавляемый Сирией, на основании Женевского коммюнике 2012 года, а также резолюции Совбеза ООН», - говорится в итоговом документе. При этом вопрос о политическом урегулировании в Сирии, по мнению участников саммита в Гоа, не может влиять на борьбу с террористическими группировками – «безжалостное» преследование которых должно продолжаться вне зависимости от хода политического процесса.
В-третьих, Россия и ее партнеры по БРИКС единодушно осудили односторонние военные интервенции и экономические санкции, как нарушающие международное право и всеми признанные нормы международных отношений. Данная констатация приобретает сегодня особое значение, учитывая намерение США и ряда западноевропейских стран ввести против России новые санкции за ее позицию по сирийскому урегулированию. Очевидно, что подобные меры будут носить не только противоправный и деструктивный характер с точки зрения именно объединения усилий в борьбе с международным терроризмом, но и способны еще больше усилить раскол как в рядах мирового сообщества, так и конкретно в рядах Европейского союза.
Соответствующие вопросы детально обсудили, в частности, президент России Владимир Путин и глава КНР Си Цзиньпин. В ходе встречи лидеры двух стран отметили схожесть позиций относительно необходимости противодействия терроризму и особо акцентировали недопустимость вмешательства в среднеазиатские дела каких-либо сил извне. Была также подчеркнута необходимость дальнейшего взаимодействия в том, чтобы препятствовать проникновению на территорию Средней Азии и через нее международного террора. Кроме того, лидеры двух стран обсудили ситуацию на Корейском полуострове и высказались в пользу его денуклеаризации. В целом - как отметили в пресс-службе Кремля - лидеры России и Китая подчеркнули «схожесть позиций» Москвы и Пекина по ключевым международным проблемам. (kremlin.ru)
А тот факт, что следующий саммит БРИКС пройдет в 2017 году в Китае, позволяет предположить, что политические вопросы – в том числе в контексте американо-китайских отношений – приобретут в деятельности данной организации еще большее значение. (rbc.ru)
Тем не менее, за политическими дискуссиями участники нынешнего саммита в Индии не забыли и про торгово-экономические вопросы – в том числе в энергетической сфере. В частности, российская компания «Роснефть» вместе с голландским нефтетрейдером Trafigura и фондом UCP подписала документы о покупке у Essar Energy Holdings и аффилированных с ней компаний, принадлежащих братьям-миллиардерам Шаши и Рави Руйя, 98% акций второго по величине нефтеперерабатывающего завода в Индии Essar Oil мощностью 20 млн тонн нефти в год. Согласно информации от компании Essar, «Роснефть» приобретает 49%, а консорциум во главе с Trafigura и UCP - еще 49%, сообщили компании. По словам главы «Роснефти» Игоря Сечина, данная сделка создает «уникальные» возможности для поставок российской нефти в азиатский регион. О достижении соглашения было объявлено в первый день работы саммита БРИКС в присутствии президента России Владимира Путина и премьер-министра Индии Нарендры Моди. По словам председателя правления ВТБ Андрея Костина, достигнутое соглашение – «крупнейшая инвестиция в истории Индии». (rbc.ru)
При этом следует иметь в виду, что Essar Oil – это не только собственно нефтеперерабатывающий завод в районе города Вадинар, но также крупное нефтехранилище, портовые терминалы, развитая инфраструктура для импорта и экспорта нефти и нефтепродуктов и сеть из более чем 2700 АЗС по всей Индии. Это позволяет оценить заключенную сделку как подлинный прорыв «Роснефти» на общеиндийский энергетический рынок с возможностью расширения деятельности в масштабах региона.
В частности, интерес к развитию сотрудничества с Россией проявляет традиционный геополитический конкурент Индии – Пакистан. Кроме того, как напомнил Игорь Сечин, по данным Международного энергетического агентства Индия является мировым лидером по темпам роста потребления нефти и по итогам 2016 года станет третьим крупнейшим покупателем, обойдя Японию. Эта сделка создает «уникальные синергетические возможности» как для уже имеющихся активов «Роснефти», так и для планируемых проектов «Роснефти» и открывает перспективы для роста эффективности поставок на рынки других стран Азиатско-Тихоокеанского региона, таких как Индонезия, Вьетнам, Филиппины, Австралия, - убежден глава «Роснефти».
Высоко оценило значимость российско-индийского соглашения и агентство деловых новостей Bloomberg. По его мнению, данная сделка показывает, как крупнейшие нефтедобывающие страны вкладываются в НПЗ за рубежом, чтобы гарантировать спрос своей продукции на фоне интенсивной борьбы за долю рынка между странами - членами ОПЕК и не выходящими в консорциум производителями. Точно так же Saudi Aramco из Саудовской Аравии покупает доли в заводах по всему миру - от Индонезии до США - констатирует Bloomberg. (bloomberg.com)
Не остались в стороне в Гоа и «газовые» вопросы. На полях саммита БРИКС председатель правления ПАО «Газпром» Алексей Миллер и управляющий директор компании Engineers India Санджай Гупта подписали меморандум о взаимопонимании, который «отражает заинтересованность сторон в совместном исследовании маршрутов поставок трубопроводного газа из России и других стран в Индию». «Убежден, «Газпром» и индийские компании имеют значительные перспективы взаимовыгодного сотрудничества в газовой сфере», - заявил в этом связи Алексей Миллер. По его словам, потребление газа Индии по итогам 2015 года составило 56,5 млрд кубометров. При этом собственная добыча снижается, а доля импорта «динамично» растет. Потребность в импорте газа только до 2022 года увеличится втрое, а до 2030 года - уже более чем в шесть раз, что делает индийский рынок (также, как и китайский) наиболее перспективным в мире.
Сотрудничество России и Индии в газовой сфере охватывает не только трубопроводный, но и сжиженный газ – что полностью соответствует современным тенденциям на данном рынке. В частности, по словам российского министра энергетики Александра Новака, индийская сторона проявила интерес ко второй очереди проекта «Арктик СПГ-2» НОВАТЭКа. Министр подчеркнул, что Россия приглашает индийские компании к участию не только в капитале «Арктик СПГ-2», но и в поставках сжиженного природного газа для Индии. Одновременно «Роснефть» и расширенный консорциум, состоящий уже из пяти индийских госкомпаний (Oil India, Indian Oil Corporation, Bharat Petroresources, ONGC и Hindustan Petroleum Corporation), заявили о намерении расширить сотрудничество в России: они намерены в ближайшее время приступить к переговорам о возможном приобретении долей в Сузунском, Тагульском и Лодочном месторождениях, которые также принадлежат российской компании.
Принципиальное решение достигнуто и по вопросам финансирования совместных российско-индийских проектов. В этих целях Российский фонд прямых инвестиций и Национальный инвестиционный и инфраструктурный фонд Индии создают фонд с начальным капиталом в 1 млрд долларов. (vestifinance.ru) Кроме того, активным участником мирового финансового рынка становятся Новый банк развития БРИКС и пул «условных валютных резервов» БРИКС с совокупным капиталом в 200 миллиардов долларов.
Поступательное развитие российско-индийского сотрудничества - наглядное свидетельство успешной реализации принятой на предыдущем саммите БРИКС в Уфе «Стратегии экономического партнерства БРИКС». Кроме того, участники объединения продолжили доработку дорожной карты торгово-экономического сотрудничества до 2020 года. (vestifinance.ru)
Наконец, еще одним свидетельством успешного развития БРИКС служит растущий интерес к этому объединению со стороны других стран, в частности, входящих в «большую двадцатку». Как справедливо отмечает в этой связи, в частности, мексиканское издание La Jornada, «страны Латинской Америки достигли наивысших показателей развития, когда отмежевались от США, отдав приоритет процессам региональной интеграции и развитию торговли друг с другом. Им необходимо и дальше следовать этим путем, включая укрепление отношений с группой БРИКС и всячески избегая возврата к неолиберальной модели». (jornada.unam.mx)
Вместе с тем, следует иметь в виду и определенные проблемы, существующие в рамках БРИКС. В частности, нуждаются в дополнительной проработке вопросы взаимоотношений стран-членов данной организации с другими странами, а также сохраняющие определенные противоречия в рядах данного объединения – в частности, между Индией и Китаем. Негативным фактором остаются и внутриполитические проблемы в Бразилии и ЮАР. Все это требует от государств-участников БРИКС дополнительных усилий с тем, чтобы максимально «снивелировать» внутренние проблемы и одновременно сделать объединение более активным и единым не только в политических, но и в мировых экономических делах.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs