ГЛАВНАЯ > События, факты, комментарии

Георгиос Касулидис: Мы убеждены, что санкции контрпродуктивны

15:34 29.09.2016 • Евгений Педанов, специальный корреспондент

Фото: Е.Педанов

В пресс-центре «Парламентской газеты» 27 сентября высокий гость Чрезвычайный и Полномочный посол Республики Кипр в Российской Федерации Георгиос Касулидис отвечал на вопросы журналистов. Последние годы на фоне политических и экономических кризисов Кипр становится для России одним из самых последовательных и дружественных партнёров. Будучи частью Евросоюза, Кипр был первой страной, которая после введения антироссийских санкций осмелилась заявить, что она с ними не согласна. Глава МИД Иоаннис Касулидис был первым министром из 28 государств - членов ЕС, который, невзирая на политическую напряжённость, посетил нашу страну, а в 2015 году Никос Анастасиадис был первым президентом, приехавшим с официальным визитом в Москву. Кроме близости позиций руководства двух стран по многим политическим проблемам, на пресс-конференции также обсуждались торгово-экономическое сотрудничество и туризм.

Туризм спас экономику

«В 2015 году Кипр посетило 2.750 тысяч гостей, из них 550 тысяч – россияне. Этот год был ещё лучше, и я думаю, мы преодолеем отметку 650 тысяч посещений»

Первые вопросы журналистов коснулись темы туризма, потому что Кипр в понимании большинства россиян ассоциируется с морем, пляжем и летним отдыхом. Посол согласился с тем, что туризм является неотъемлемой частью двусторонних отношений. Подчёркивая, что для Кипра «туризм – это поистине легкие экономики». Особенно после экономического кризиса, через который страна прошла в 2013 году, когда туризм буквально спас её.

В спасении Кипра можно увидеть и участие России. Остров, где каждый пятый турист – россиянин, многим обязан нашей стране. К тому же, в связи с закрытием самых популярных туристических направлений (Египет и Турция), число российских отдыхающих на Кипре будет только увеличиваться. Георгиос Касулидис с оптимизмом надеется на сохранение тенденции к росту туризма и на распространение сезона на зимние месяцы, напоминая о введенной Кипром облегченной системе получения виз[1]. Посол добавил также, что кипрское руководство продолжит во всех европейских институтах настаивать на отмене виз между ЕС и Россией.

Фото: Е.Педанов

Санкции контрпродуктивны

«Хотя это парадоксально, но как раз этот кризис продемонстрировал устойчивость и прочность отношений, которые прошли серьезное испытание во время финансового кризиса 2013 года»

От визового режима перешли к украинскому кризису, который подверг испытанию отношения между ЕС и Россией, как в целом, так и отношения с каждой из стран Европейского союза. Взаимные санкции, к примеру, очень сильно сказались на экспорте сельскохозяйственных продуктов в Россию, в частности, это коснулось цитрусовых, молочных продуктов, свежей рыбы. Недавно Россия добавила соль в список санкционных продуктов, а Кипр как раз являлся одной из немногих стран ЕС, которые экспортировали соль в РФ. Тем не менее, Георгиос Касулидис подчеркнул, что российский бизнес на острове это никак не затронуло. Россия – самый крупный инвестор на Кипре. В большой степени Кипрская экономика была спасена именно российскими бизнесменами и туристами.

«Мы убеждены, что эти санкции являются контрпродуктивными»

В этом свете становится понятно, почему палата представителей Кипра 7 июля проголосовала против антироссийских санкций. В Нью-Йорке на полях Генассамблеи ООН президент Никос Анастасиадис также заявил, что «санкции не дают возможности вести диалог и решать проблемы»[2]. Этой позиции Кипр неуклонно придерживается внутри Евросоюза, и такая точка зрения становится присуща всё большему числу стран, но, как посетовал посол, решение в союзе 28 государств, должны быть принято всеми участниками. Как и в случае отмены визового режима, пока не достигнут компромисс, Кипр обязан выполнять предписания Европейского союза, несмотря на экономический и политический ущерб. Георгиос Касулидис с сожалением заметил, что санкции имели серьезные последствия для самих членов ЕС, особенно для небольших стран, таких как Кипр.

Говоря о влиянии на принятие решений в Евросоюзе, посол начал с того, что «за позицию, которую страна занимает, приходится платить». Теоретически, чтобы положить конец санкциям, страна может прибегнуть к праву вето, но такое действие будет связано с серьёзными последствиями для острова. Руководство республики полагает, что может сделать значительно больше, находясь внутри Евросоюза, чем вне его. Посол уверяет, что, если все будут работать для того, чтобы Минские соглашения были наконец реализованы, ситуация изменится. Он уже сейчас видит, как давление начинает идти не только на Россию, но и на другие стороны, замешанные в кризисе.

Кипр вышел из кризиса

Георгиос Касулидис приехал в Москву в июне 2013 года. Тогда Кипр переживал самый глубокий кризис за всю историю. Все три года меморандума кипрская экономика находилась под контролем международных кредиторов «тройки»[3]. В этом году, прилагая огромные усилия, ценой жёсткой экономии стране удалось выполнить все условия и фактически выйти из кризиса. Посол с гордостью отметил небольшой, но устойчивый рост, приток инвестиций, возвращение к международному кредитованию и сокращение уровня безработицы.

«И я думаю, что российское участие было бы полезно не только для Кипра, но и для поддержания баланса во всём регионе»

Продолжая экономическую линию, журналисты заговорили о залежах углеводородов, найденных на кипрском шельфе. 31 августа подписан договор о поставках газа в Египет[4], также ведутся переговоры с другими странами региона: с Иорданией, Израилем, Ливаном, и посол надеется, что в какой-то момент, подключится и Сирия. Георгиос Касулидис призвал и Россию также участвовать в эксплуатации залежей углеводородов, которые находятся в кипрской исключительной экономической зоне.

В прошлом российские компании проявляли интерес и участвовали в тендерах, создавая совместные предприятия с другими странами, но к настоящему моменту ни один из этих проектов не состоялся. Как сказал посол, обнаружение залежей углеводородов «дало право помечтать», но речь идёт об очень сложном процессе. Программа Кипра предусматривает первые экспортные поставки только в 2020 – в 2022 году.

Фото: Е.Педанов

Кипрскому вопросу - 42

«Кипрская проблема остаётся нерешённой вот уже в течение 42 лет. Для нас она всегда остаётся проблемой вторжения и оккупации»

Более 40 лет остров Кипр остаётся разделённым на северную и южную территории: греческую и турецкую. Долгие годы переговоров пока не дали результатов. Посол признался, что испытывает горечь, когда слышит упоминание о греческой и турецкой части. При этом подчеркнул, что Кипр пытается решить эту ситуацию мирным путём. Кипрское руководство не раз делало заявления о скором завершении конфликта.

Сейчас идёт период интенсивных консультаций между лидерами двух общин на острове, а в минувшее воскресенье состоялась их встреча с Генеральным секретарём ООН. Пан Ги Мун заявил, что будет содействовать обеим сторонам в этот крайне важный период[5]. Георгиос Касулидис ожидает от этих переговоров честное и жизнеспособное решение, которое обеспечит мир на острове. Посол с сожалением отметил отсутствие на сегодняшний день общей позиции по таким важным пунктам, как гарантии, безопасность, вывод войск, а также территориальный вопрос.

В завершение, поблагодарив журналистов, Чрезвычайный и Полномочный посол Республики Кипр согласился ответить на несколько вопросов журнала «Международная жизнь» вне формата пресс-конференции.

«Что касается наших деловых связей, присутствие российского бизнеса на Кипре никак затронуто не было. Россия является самым крупным инвестором на Кипре»

«Международная жизнь»: Господин Посол, отвечая на вопросы, Вы сказали, что санкции не затронули российский бизнес. Однако, как известно, Кипр стал первой страной, которая договорилась с российскими налоговыми органами об автоматической передаче информации о владельцах компаний и их счетах на острове. Как это повлияло на кипрскую экономику, учитывая Ваши слова о преобладании в ней российских инвестиций?

Георгиос Касулидис: Нельзя сказать, что полностью российский бизнес не был затронут. Конечно, и санкции затронули в определенной мере. Я имел ввиду, что в большой степени не было затронуто само присутствие российских компаний на Кипре. В 2013 году после «стрижки» депозитов была такая тенденция, что многие компании снимаются и уходят. Были приложены огромные усилия по сотрудничеству со здешними органами власти. Мы старались по мере сил и возможностей улучшить режим пребывания. Эти усилия были приложены чтобы в максимальной степени облегчить и создать условия пребывания российского бизнеса, но вместе с тем, чтобы наличествовал контроль и со стороны кипрских, и со стороны российских властей за компаниями, в которых присутствует российский интерес. И здесь произошло некоторое смещение: в последние годы российские компании инвестируют всё больше в экономику самого Кипра, а не только используют его для транзита капитала. Конечно, условия очень сильно изменились. Есть экономический кризис: не только в Росси, но и в ЕС, и в других странах мира. И, конечно, на деловую активность это оказывает своё влияние. Здесь могу сказать, что на уровне правительств у нас действительно высокий уровень сотрудничества и по данному вопросу.

«Международная жизнь»: 7 июля парламент Кипра проголосовал за резолюцию об отмене антироссийских санкций. В этот же день МИД Украины осудил это решение, назвав «поддержкой действий агрессора»[6]. Как сотрудничество с Россией влияет на отношения с партнёрами по ЕС и другими странами?

Георгиос Касулидис: Внутри, как в каждом доме, происходят многие вещи, которые наружу не выносятся. Являясь членом Европейского союза, с того момента, как решение принимается, мы обязаны его исполнять. Конечно, определённые последствия для Кипра из-за данной позиции были. В какой-то момент Украина заявила о том, что готова разорвать соглашение об отмене двойного налогообложения в двусторонней торговле. При этом, я хотел бы подчеркнуть, что с Украиной у нас очень хорошие отношения. Многие украинцы тоже приезжают на Кипр. И мы с болью наблюдаем проблему, которая возникла между братскими народами. Нас удовлетворяет то, что сейчас многие страны говорят, что мы были правы. Даже если они не заявляют этого, мы видим всё по их поступкам. Мы можем сказать, что нам внутри Евросоюза всё-таки удалось изменить многие вещи. Есть и другие страны, с которыми мы сотрудничаем. Это к счастью, потому что один Кипр ничего бы сделать не смог. Это и есть процедура. Всё изменится. Нашим решением было бороться и вести работу внутри Европейского союза.

«Международная жизнь»: Россию и Кипр объединяет вовлеченность в территориальный спор, который затрагивает наши страны. Как руководство республики относится к вхождению Крыма в состав Российской Федерации? Должен ли быть общий механизм для решения территориальных споров?

Георгиос Касулидис: Хотя мы понимаем, что здесь два случая совершенно разных, Вы правильно заметили, что Кипр особенно чувствителен к этим вопросам. Приведу здесь пример Косово. В Никосии заявили о том, что даже если Сербия признает выход Косово, Кипр не признает. И поэтому в данном конкретном случае возникает очень много вопросов, которые с лёгкостью разрешить не получится. Кипр стоит на принципиальной позиции. Позвольте мне больше по этому вопросу ничего не говорить, потому что между нами дружественные отношения и это не тот вопрос, по которому я хотел бы делать публичные заявления.

«Международная жизнь»: Господин Посол, Президент Республики Кипр Никос Анасатсиадис не раз заявлял о своём желании обновить российское военное соглашение. Что он вкладывает в эти слова?

Георгиос Касулидис: По этому вопросу сотрудничество ведётся. Вы, возможно, знаете, всё военное снаряжение, вся военная техника на Кипре российского производства. Поэтому у нас ведётся непрекращающееся сотрудничество: по вопросу обслуживания военной техники, её сохранения, поставки запчастей и так далее. В кипрские порты достаточно часто заходят российские корабли с тем, чтобы пополнить запас снаряжения и продовольствия, с тем, чтобы дать отдых экипажу. Сейчас ведутся переговоры о заключении соглашения, которое дало бы возможность сотрудничества при проведении гуманитарных операций. Например, для использования в случае, когда потребуется эвакуация россиян через порты или аэропорты республики, в случае неприятных ситуаций на Ближнем Востоке. В этом плане наши отношения очень гармоничны. Если какие-то проблемы возникают, то они обсуждаются на уровне компетентных ведомств.

«Международная жизнь»: Наши страны несмотря ни на что объединяет культурная близость. Традиция паломничества в Палестину сильна в России и на Украине так же, как и на Кипре. Известно, что 4 августа Вы участвовали в собрании Кипрского отделения Императорского православного палестинского общества(ИППО)[7]. Какие перспективы Вы видите у «паломнического» туризма?

Георгиос Касулидис: Я как раз думаю, что это область, в которой может быть активное развитие. Рассматриваю это не только с точки зрения туризма, а в том плане, что это должно дать возможность многим православным и россиянам, и киприотам восстановить связь с тем местом, в котором родился Христос. Это одна из самых прочных связующих нитей между нашими народами. С её помощью мы могли бы ещё больше укрепить и развить отношения.

«Международная жизнь»: Спасибо большое, господин Посол за Ваши ответы!

 



[1] «Провиза» оформляется бесплатно в течение суток после отправления электронной анкеты и действует для однократного въезда на территорию Кипра сроком не более 90 дней в течение полугода.

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати