На саммите в Баку. Слева направо президенты: Хасан Роухани (Исламская Республика Иран), Ильхам Алиев (Республика Азербайджан), Владимир Путин (Российская Федерация).Фото: novoye-vremya.com
В российском информационном агентстве ТАСС состоялась пресс-конференция, посвященная актуальным вопросам отношений России, Азербайджана и Ирана на международной арене и в прикаспийском регионе. В мероприятии приняли участие известные российские эксперты, а также представители отечественных и зарубежных СМИ.
Напомним, что 8 августа с.г. Президент России Владимир Путин посетил с визитом Баку и принял участие в трехсторонней встрече лидеров Азербайджана, России и Ирана. На состоявшемся саммите обсуждались актуальные вопросы международной и региональной политики, перспективы налаживания практического сотрудничества. Состоялись двусторонние переговоры Президента России с лидером Азербайджана Ильхамом Алиевым и президентом Ирана Хасаном Роухани. По итогам саммита была подписана совместная декларация.
Основные направления трехстороннего сотрудничества
Как считает директор Института политических исследований, член Общественной палаты России Сергей Марков, состоявшийся саммит способен придать новый стимул взаимоотношениям между нашими странами. На нем обсуждались перспективы строительства транспортной магистрали «Север-Юг», которая должна соединить железнодорожные системы России, Азербайджана и Ирана. В свою очередь, экономический коридор должен связать страны Северной, Центральной и Западной Европы с Индией и регионом Персидского залива. Конечно, это создает огромные экономические возможности, как для инициаторов строительства, так и для стран-транзитеров. Правда, для того, чтобы проект был воплощен в жизнь, необходимо построить участок железнодорожного полотна на территории Ирана и Азербайджана. Российские компании, в особенности ОАО «РЖД», рассчитывают в связи с этим на заключение выгодных контрактов.
По словам С.Маркова, развитие отношений между Россией, Азербайджаном и Ираном можно рассматривать в нескольких направлениях. Первое и главное из них предполагает сотрудничество в области добычи и транспортировки энергетических ресурсов. Не менее актуальным вопросом остается развитие транспортных коммуникаций в Прикаспийском регионе и на Каспии. И, наконец, важной задачей остается освоение и охрана биологических ресурсов Каспийского моря, противодействие их хищническому разграблению в рамках так называемых «серых схем».
Лидеры трех стран намерены повысить общую устойчивость финансово-экономических систем своих стран. С этой целью необходимо создать банковские структуры, задачей которых станет реализация клиринговых систем отчетов по торговым сделкам трех государств. Основой для подобной деятельности должны стать валюты России, Ирана и Азербайджана. Подобное решение объясняется тем, что лидеры трех прикаспийский государств недовольны степенью финансовой устойчивости крупнейших стран - эмитентов доллара и евро.
Как считает С.Марков, исключительную актуальность сохраняет вопрос подписания Договора о разграничении шельфа Каспийского моря. Переговоры по этому вопросу идут уже много лет. Позиции Москвы и Баку во многом близки. Лидеры обеих стран выступают за разграничение дна Каспия по модифицированной срединной линии в целях обеспечения суверенных прав на недропользование и при сохранении в общем пользовании водного пространства, согласованных норм рыболовства и охраны окружающей среды. Позиция Ирана существенно отличается. Официальный Тегеран выступает за разграничение шельфа Каспийского моря поровну между всеми прикаспийскими государствами. Согласно позиции, разделяемой в Москве и Баку, в бассейне Каспийского моря не должно быть иностранных военных контингентов некаспийских государств.
По мнению руководителя Департамента СНГ Института политических исследований, политолога Алексея Бычкова, трехсторонняя встреча в Баку состоялась прежде всего из-за изменений, произошедших на мировых рынках углеводородов. Однако события, происходящие на наших глазах в ряде стран Ближнего и Среднего Востока, доказывают, что значение этой встречи не сводится к вопросам исключительно экономического характера. Известно, что у Баку существуют особые отношения с Анкарой. Более того, на протяжении длительного периода времени многие политические эксперты считали, что Азербайджан станет связующим звеном в отношениях между Россией и Турцией. Однако серия переворотов на Ближнем Востоке, конфликт Москвы и Анкары из-за Сирии привели к стагнации в отношениях между этими двумя странами. Провал политики президента Турции Р.Эрдогана, рассчитывавшего на свержение сирийского лидера Б.Асада, а также попытка переворота в Турции показали, что глава турецкого государства оказался в сложном положении. Разрешить возникшую ситуацию и одновременно способствовать разрядке отношений Анкары с Москвой и Тегераном может Азербайджан, который за последние четверть века превратился в серьезного политического игрока в регионе.
Нагорный Карабах: возможен ли компромисс?
Одной из ключевых и наиболее болезненных тем для обсуждения в Баку остается Нагорный Карабах. Как считает С.Марков, ведущую роль в процессе политического урегулирования этого конфликта будет играть Россия. Именно она больше, чем остальные члены Минской группы ОБСЕ, заинтересована в установлении прочного мира в регионе и развитии экономического сотрудничества на Кавказе. Реакция США и Франции на инициативы Москвы будет скорее доброжелательно-нейтральной. Ни Вашингтон, ни Париж сейчас не будут активно заниматься этой проблемой: в США предстоят президентские выборы, а во Франции актуальность приобрела борьба с террористической угрозой. Одновременно Россия получила возможность выдвинуть компромиссные предложения для Баку и Еревана, основанные на результатах встречи президентов России, Азербайджана и Армении, состоявшейся в 2011 году в Казани. Согласно принятым там решениям, все окружающие Нагорный Карабах территории, находящиеся под армянским контролем, передаются Азербайджану в обмен на снятие блокады с Армении, поддерживаемой Анкарой и Баку.
Москва, Баку и Тегеран против терроризма
Доцент кафедры политологии и социологии Российского экономического университета им. Г.В.Плеханова предположил, что между Москвой, Баку и Тегераном вполне возможно создание своеобразного тройственного союза, направленного на борьбу с международной террористической угрозой. Эксперт напомнил, что после распада СССР Баку активно участвовал в деятельности международных объединений нероссийского происхождения (например, ГУАМ). Однако по мере интенсификации процессов интеграции на евразийском пространстве ситуация меняется. В марте с.г. Азербайджан получил статус партнера по диалогу с Шанхайской организацией сотрудничества (ШОС), не исключая перспективы полноценного участия в деятельности этого объединения. А.Перенджиев считает, что антитеррористические контакты между странами-участницами саммита в Баку возможны по формуле «три плюс один» (то есть с участием Турции). Речь идет не только о борьбе с проявлениями терроризма и экстремизма, но и профилактикой соответствующих региональных и глобальных угроз. «Такое объединение получит возможность решать более глобальные задачи», - заметил эксперт.
В настоящее время Азербайджан является членом Антитеррористического центра СНГ. Обсуждается вопрос о создании аналогичной структуры в рамках ШОС. А.Перенджиев считает, что одной из важнейших задач в диалоге трех прикаспийских стран остается вопрос идеологического противодействия радикальному исламизму. Для Азербайджана этот вопрос имеет особую актуальность: в составе ДАИШ на Ближнем Востоке воюет, по разным данным, от 2 до 2,5 тыс. граждан этой страны.
А.Перенджиев полагает, что Москве, Баку и Тегерану было бы целесообразно подумать о перспективах создания Каспийской военно-морской группы. Напомним, что подобное объединение («Блэксифор») существовало на Черном море с 2001 года и было создано по инициативе Турции. В состав Черноморской военно-морской группы входили Россия, Украина, Грузия, Болгария, Румыния и Турция. Эта группа была предназначена для использования в чрезвычайных ситуациях исключительно в мирных целях: для проведения поисково-спасательных и гуманитарных операций, морского разминирования, экологического мониторинга, морских учений и визитов доброй воли. Однако с весны 2014 года «Блэксифор» фактически прекратил свое существование.
Перспективы трехстороннего сотрудничества
В то же время эксперты считают, что создания единого военно-политического блока Азербайджана, России, Ирана и Турции в обозримой перспективе невозможно. «У Азербайджана и Ирана хорошие экономические отношения, но в политических контактах сохраняется определенная напряженность, - пояснил С.Марков.- Турция уже находится в блоке НАТО и находится с Тегераном во враждебных отношениях. Фактически на территории Сирии иранские и турецкие военные стреляют друг в друга. Что же касается России, то она способна самостоятельно обеспечить свою безопасность». В то же время эксперт не исключил, что при определенных условиях вполне возможно укрепление экономического сотрудничества Азербайджана, Ирана и Турции с Евразийским экономическим союзом (ЕАЭС) и их вступление в единый евразийский рынок.
«Создание трехстороннего саммита стало важным шагом вперед для наших государств, - подчеркнул С.Марков. – Становление многосторонних форматов для рассмотрения специфической повестки дня должно повысить общую стабильность и предсказуемость международных отношений».
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs