Сейм Польши принял резолюцию «Об установлении 11 июля Днем памяти поляков, жертв геноцида, совершенного ОУН-УПА (организация запрещена в России). За резолюцию проголосовали 442 депутата, 0 — против и 10 депутатов воздержались. В резолюции говорится, что граждане «второй Речи Посполитой были зверски убиты украинскими националистами». Депутаты отклонили поправки оппозиции, которая ратовала за удаление из постановления слова «геноцид». Вместо этого была принята поправка, которая устранила из текста постановления формулировку «братоубийственная борьба». 11 июля — годовщина «кровавого воскресенья», когда Украинская повстанческая армия одновременно напала на примерно сотню польских поселений. С марта по июль 1943 года солдаты УПА убили около 100 тысяч поляков, проживавших на территории Генерального округа Волынь-Подолье, который до 1939 года находился под управлением Польши. В результате ответных действий погибли 10 тысяч украинцев. www.radiopolsha.pl
Реакция Киева последовала быстро и была разнонаправленной. Комитет Верховной Рады посчитал, что в решении Сейма представлена искаженная, политически и юридически некорректная оценка трагических страниц украинско-польской истории, касающихся событий на Волыни. «Принятие Сенатом и Сеймом Республики Польша антиукраинских постановлений перечеркивает весь конструктивный политический и дипломатический потенциал и усилия двух государств и народов, направленные на взаимное прощение и примирение и увековечение памяти невинно убиенных украинцев и поляков», — отмечается в заявлении. Председатель Украинского института национальной памяти Владимир Вятрович считает, что своей резолюцией о признании геноцидом трагических событий на Волыни Польский Сейм выразил сожаление по потерянным территориям, ныне являющимся украинскими, а не по жертвам трагедии». А украинские националисты традиционно обвинили во всех тяжких Москву. По их мнению, признание геноцида - «попытка свести польско-украинский конфликт середины ХХ века до геноцида над поляками — это часть спланированной в Кремле кампании по дискредитации Украины на международной арене, в которой задействованы недальновидные польские политики или агенты влияния Москвы», — считают в радикальной партии «Свобода» (Запрещена в РФ). http://korrespondent.net/
Все эти комментарии показывают не столько разочарование украинских политиков, сколько страх. Решение Сейма фактически наносит удар по новой старательно пропагандируемой украинской национальной идее. Именно боевики ОУН-УПА рассматриваются киевскими властями в качестве новых национальных героев Украины, которые должны стать примером для современных украинцев. Апеллируя к периоду Второй мировой войны, когда отряды УПА сражались против советских войск, украинские власти стремятся использовать образ «бандеровцев» для консолидации населения страны и пропаганды русофобских настроений. Таким образом, в идеологии современной Украины «бандеровцам» отведена важная и практически незаменимая роль. Они должны стать национальными героями.
Но больше всего в Киеве боятся не осуждения со стороны польских соседей. В конце концов, резолюция Сейма лишь определяет отношение польского парламента к историческому факту. Для украинской элиты страшнее другое. А именно, что резолюция по Волынской резне только первый шаг Варшавы в полномасштабном наступлении на Киев. В Польше давно говорят о реституции собственности польских граждан на Украине. Речь идет о выставлении претензий имущественного характера со стороны целого ряда поляков, чьи предки до вхождения Галиции в состав УССР владели землями на территории современной Украины. В Польше действует организация «Реституция Кресов», которая уже собрала 600 пакетов документов с целью обращения в суд по вопросу о возвращении польского имущества на Украине. По словам представителя организации, всего было собрано 1,2 тысячи заявлений со стороны граждан Польши, рассчитывающих вернуть имущество, принадлежавшее их предкам. В Варшаве, Кракове, Люблине, Хелме, Пшемысле, Щецине проводятся встречи с местными жителями — с целью собрать заявления у желающих вернуть свое имущество. Организация угрожает, что в случае уклонения украинских судов от принятия решений по реституции, она обратится в суды США и Европы. В Польше проживает не менее 100 тысяч человек, которые обладают доказательствами того, что им принадлежало имущество на территории современной Западной Украины. В случае выдвижения исков к Украине, речь может идти об имуществе на сумму в миллиарды долларов.
Но и это еще не все. Теоретически Варшава может выдвинуть Киеву конкретные территориальные претензии. Польша рассматривает земли Западной Украины как незаконно отторгнутые у нее в 1939 году и, затем, после Второй мировой войны. В период между двумя мировыми войнами, как известно, территория большей части Западной Украины (кроме Закарпатья и Буковины) входила в состав Польши. Вопрос о территориальных претензиях поднимается польскими властями регулярно, когда намеками, когда - открыто. Как это сделал еще в 2015 году польский сенатор Ян Жарын. Он, в частности, заявил, что «без Львова — города, всегда верного Польше, — нет польского народа». Также сенатор обратился и к вечной теме Волынской резни и прочих действий ОУН-УПА, заявив, что если Украина стремится стать европейским государством и вступить в латинскую цивилизационную семью, то она не сможет добиться этих целей, пока оправдывает и поддерживает деятельность УПА и ОУН в годы Второй мировой войны. По словам Жарына, оправдание украинцами действий ОУН-УПА показывает, что они не готовы к вступлению в «европейскую семью», поскольку рассматривают геноцид в качестве приемлемого средства решения политических вопросов и противоречий. Сенатор Жарын представляет правящую польскую партию «Право и справедливость». http://topwar.ru/ В общем, приняв резолюцию по Волынской резне, и признав ее геноцидом, Варшава, вероятно, послала Киеву недвусмысленный сигнал – Польша держит Украину «на крючке». Вероятно, именно поэтому, президент Украины Петр Порошенко очень примирительно, отреагировал на резолюцию Сейма. На своей странице в Facebook он написал, что решение Сейма может использоваться для политических спекуляций. Однако факт геноцида оспаривать не стал, а вспомнил о словах Иоанна Павла II относительно прощения. «Мы должны вернуться к заповеди Иоанна Павла II — прощаем и просим прощения. Только совместными шагами можем прийти к христианскому примирению и единению. Только вместе сможем выяснить все факты трагических страниц совместной истории», — отметил президент Украины.
Наверное, так, но примирение не исключает юридические и территориальные претензии.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs