Фото: www.pravmir.ru
В МИА «Россия Сегодня» состоялся круглый стол, где эксперты обсудили широкий круг проблем, связанных с нарушениями прав православных христиан и вытеснением традиционных ценностей в современном мире. В повестку дня были внесены вопросы о геноциде христиан на Ближнем Востоке, «диктате» толерантности в США и странах Европы, а также о статусе православных общин в условиях светского государства.
Во время круглого стола также состоялась презентация нового доклада Экспертного центра Всемирного русского народного собора «Глобальные вызовы: религия и секуляризм в современном мире». Спикеры высоко оценили содержание нового издания, в котором с научной точки зрения рассматривается положение православных христиан.
На мероприятии среди экспертов в области религии и церковной политики выступилиписатель, первый заместитель председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Александр Щипков, заместитель председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Вахтанг Кипшидзе, начальник управления по работе с общественными объединениями и организациями Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, настоятель храма святителя Николая Мирликийского на Трех горах протоиерей Димитрий Рощин, член Межсоборного присутствия Аркадий Малер, президент Института национальной стратегии Михаил Ремизов, писатель, публицист, главный редактор журнала «Русский обозреватель» Егор Холмогоров, президент Союза «Христианский мир» Алексей Черкезов. Участники представили свои доклады, оценили новое издание и приняли участие в дискуссии.
Геноцид и дискриминация христиан
Алексей Черкезов возглавляет Союз «Христианский мир», организацию, в которой представлены греческая, армянская, ассирийская, грузинская, арабская христианские диаспоры. Он предложил разделить проявления христианофобии на два вида: дискриминация и геноцид. Затронув тему дискриминации христиан на Западе и в Европе, А.Черкезов подчеркнул, что, несмотря на то, что в СМИ об этом практически нет информации, притеснение христиан становится нормой для западного мира. Дети из верующих семей вынуждены переходить на домашнее обучение, чтобы не подвергаться активной пропаганде со стороны различных движений (в том числе ЛГБТ), идеи которых противоречат традиционным принципам христианского воспитания. В частности, в Германии на Федеральной земле Баден-Вюртемберг правительством был разработан план реформы школьного образования на 2015-2016 год, которых предусматривал развить в детях способность: «Воспринимать различия между полом, сексуальной идентичностью и сексуальной ориентацией и быть способным встать защиту равенства и справедливости». Блок «Образование для устойчивого развития*» требует от детей школьного возраста знаний следующего материала, важного с точки зрения «принятия сексуального разнообразия»: Ученики знакомятся с различными формами ЛГБТ в рамках следующих «уроков»:
-
«Традиционная семья, радужная семья, неженатые, парные отношения, фамилии с одним родителем и т.д.
-
Гомосексуалы, лесбиянки, трансгендеры, а так же известные интерсексуальные произведения искусства (музыка, картины, кино, литература и новые СМИ) и места встречи (социальные сети, НКО, политические группы, политические партии)» [1].
Подобное обязательное «сексуальное образование» в детском возрасте противоречит всем нормам традиционного христианского воспитания.
А. Черкезов также отметил, что идет «выдавливание» журналистов, которые пытаются писать о подобных явлениях в Европе и США.
Перейдя к теме геноцида христиан эксперт отметил: «Что касается геноцида христиан, то он существует уже давно. С 1916 г. по 1922 г. по религиозным соображениям в мире было вырезано более 4 млн. христиан - греков, ассирийцев и армян. Права этих народов за весь XX век ни разу ни на одной площадке не были защищены» - отметил гость и подчеркнул, что в сегодня, в XXI веке этот процесс продолжается. Численность некогда огромной ассирийской православной диаспоры, которая жила в Ираке, уменьшилась в два раза. Сегодня представители этой диаспоры живут в лагерях для беженцев, либо пытаются уехать в другие страны, где нет войны. «То, что сейчас происходит на Ближнем Востоке – это не просто геноцид, а «вычищение» памяти о том, что именно там зародилось христианство» - подытожил выступающий.
Заместитель председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Вахтанг Кипшидзе отметил, что сегодня наблюдаются и некоторые положительные тенденции. Можно считать прорывом тот факт, что христиане стали заявлять о своих проблемах более открыто и активно. Сегодня христианофобия обсуждается на высоком общественно – политическом уровне. «Признание существования этого явления в документах Совета Европы и документах ООН – это положительный знак. Еще 10 лет назад любые попытки использовать этот термин пресекались, на основании того, что христиане и так оставляют большинство людей в Европе. Поэтому, якобы, никакой христианофобии по определению быть не может. Может идти речь только о гомофобии» - отметил В.Кипшидзе. Эксперт также сказал, что эта ситуация наконец была переломлена, усилиями многих христианских правозащитных организаций, которые стали намного более заметными на европейских площадках.
Секуляризация – чуждый термин для православия
Следующей темой доклада В.Кипшидзе стал вопрос о том, что такое светскость в понимании людей православной цивилизации: «Повестка дня связана с секуляризацией, но она является навязанной для российского сознания. Она проистекает из отношений католической церкви с политическими властями». Между религиозными и властными структурами наблюдалась заметная конкуренция за политическую власть. В то время как в российском историческом контексте такой ситуации не было. «Поэтому, говоря о светскости и секуляризации, мы зачастую воспринимаем те штампы, которые сформировались в инородном для нас контексте» - сказал В.Кипшидзе. Гость предложил авторам нового доклада подробнее изучить тему светскости в российском понимании.
Разрушительная эпоха постмодернизма
Президент Института национальной стратегии Михаил Ремизов в своем выступлении высоко оценил новый доклад и отметил, что сегодня радикальный исламизм и глобализм леволиберального толка приводит к разрушению христианских ценностей, а также к фрагментации и варваризации общества в целом.
Гость пояснил, что если пагубное влияние экстремизма на социум очевидно, то леволиберальный глобализм действует иначе, но не менее разрушительно.
Потоки эмиграции становятся бесконтрольными благодаря идеологии, которая призвана защищать права меньшинств без тщательно продуманной стратегии. То, что спасение беженцев из Ближнего Востока требует системности ради сохранения международной безопасности, правозащитники осознали слишком поздно. Только после ряда прецедентов с участием коренного населения Европы и мигрантов, стало очевидно, что защита прав и жизней людей должна осуществляться крайне взвешенно. «Происходит разрушение национального среднего класса, как в социальном, так и в культурном смысле. Общество превращается из целостной системы в конгломерат меньшинств» - отметил эксперт.
В своем выступлении М.Ремизов с помощью исторических примеров наглядно описал сложившуюся ситуацию в современном обществе. По его мнению, эпоха модернизма, наступившая после французской революции, была основана на отрицании духовных ценностей и опоре на национальное единство. Именно этот период характеризовался стремлением к рациональному переустройству общества, ради защиты прав представителей среднего класса и улучшения «среды обитания». Сегодня же, по словам эксперта, наступил новый, «посмодернисткий этап», который нацелен не на консолидацию общества, а на его раздробление и ослабление. Культ индивидуализма в капиталистических странах привел к тому, что мнение представителей среднего класса не учитывается. Спикер также отметил: «Моральное большинство сегодня подвергается атаке, которая исходит из западной массовой культуры. Подобное разрушение среднего класса фрагментирует общество, оно превращается из относительно целостной и солидарной системы в конгломерат меньшинств». Наряду с культурным разрушением, также происходит и активное социальное дробление. В условиях глобализации реализуется так называемый «триединый проект», который включает в себя следующие понятия:
- Дегуманизация (Биотехнологии, разрушающие традиционный стандарт человечности. Человек воспринимается всего лишь как модель или биомасса, которая может сменить внешность и пол).
- Десуверенизация (Политика вмешательства, благодаря которой происходит размывание власти на национальном уровне).
- Десоциализация (Размывание среднего класса, дробление солидарного общества, которое сложилось во второй половине ХХ века. С 1970-1980 годов оно испытывает серьезный удар и происходит процесс реванша элит. Признаками этого процесса является поляризация на Западе).
«Стоит отметить, что на Западе существует жесткая реакция на эту «глобалистскую идеологию». Все, что мы сейчас видим в лице таких «движений» как Д.Трамп, Национальный фронт и «брекзит» - это реакция разгневанного среднего класса – того самого социального, морального и культурного большинства, на попытки его демонтировать».
«Разрушение среднего класса фрагментирует общество, оно превращается из относительно целостной и солидарной системы в конгломерат меньшинств»
Стратегическое значение России по защите прав христиан
Стоит отметить, что выступление каждого участника круглого стола – это уникальный доклад, требующий индивидуального и более подробного рассмотрения. Подытоживая насыщенную встречу, необходимо обратиться к словам протоиерея Дмитрия Рощина: «К сожалению, вынужден напомнить, что мы с вами находимся в центре великой страны, которая в ХХ веке сама пережила беспрецедентные проявления христианофобии». Крайне важно сегодня сохранить память для грядущих поколений о той ране, которая была нанесена православному сообществу во время революции и не повторять роковых ошибок.
Сегодня Россия обретает статус международного защитника христиан и традиционных ценностей в культурном, социальном и правовом аспектах.
Нельзя забывать о том, что защита верующих должна осуществляться в соответствии с международными нормами права. «Христиане не должны оправдываться, почему они носят крест и верят в Бога» - отметил в своем выступлении член Межсоборного присутствия А.Малер.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs