На площадке ХХ Петербургского международного экономического форума на вопросы обозревателя журнала «Международная жизнь» ответил сенатор, член комитета Совета Федерации по международным делам Игорь Морозов:
- Как бы Вы оценили настрой присутствующего здесь западного бизнеса с учетом того, что у нас портятся отношения политические? Вот, и глава Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер об этом здесь говорил. Кстати, от политиков сейчас экономические отношения зависят больше, чем от желаний самого бизнеса – санкции давят. И тем не менее, бизнес сюда приехал, причем, очень крупный и в большом количестве.
- На пленарной сессии открытия тон был задан именно Юнкером. Он говорил о том, что отношения между Евросоюзом и Россией, ЕС и ЕАЭС должны быть изменены. Нынешнее положение не устраивает никого. В первую очередь – бизнес. Когда страдает бизнес, страдает экономика и страдают люди. Поэтому я вижу в приезде Юнкера очень большой плюс и, если хотите, - сигнал.
Очень серьёзно нужно воспринимать его личную позицию, которую глава Еврокомиссии выразил в словах: «Многие не хотели, чтобы я приехал, а мне нравится, что я здесь!» Полагаю, что из таких сюжетов и складывается атмосфера перезагрузки отношений между ЕС и Россией в самой Европе. И бизнесу будет заметно легче, и он будет чувствовать себя свободно, как наш в Европе – так и европейский в России, если Юнкер сделает из этой поездки конкретные выводы и начнет переносить эти настроения из конгресс-зала петербургского Форума в свой Брюссель.
- При этом Юнкер говорит здесь, в Санкт-Петербурге о том, что санкции против России надо снимать, а председателя Европейского совета Дональд Туск в тот же день заявляет где-то в Европе, что санкции будут продолжены. Что там у них там происходит?
- В политической элите Европы наметились противоречия. Есть и другие примеры этого. Вот Меркель на G7 говорит о том, что санкции будут продлены, а её министр иностранных дел Штайнмайер заявляет: надо санкции приостанавливать или, как минимум, ослаблять.
Вопрос упирается в Минские соглашения. Европе нужно отходить от двойных стандартов и посмотреть – кто реально не выполняет их в рамках того алгоритма, что был достигнут на переговорах «Минск-2». И тогда всё станет ясно. А основная работа предстоит Меркель и Олланду, которые должны будут либо убедить Порошенко или даже надавить на него, чтобы Киев свою часть соглашений выполнил. И сразу разрядится обстановка. И после этого американцам будет сложнее давить на европейцев, требуя усиления и продления санкций.
- А, может, подольше надо подержать европейцев в режиме санкций, глядишь, карманы у них облегчатся? А свой карман для европейцев очень важен.
- Вот этот вопрос – ключевой! Не так давно наша делегация побывала в Люксембурге. К слову, Жан-Клод Юнкер в свое время являлся главой правительства этой страны. Так вот, мы встречались с руководством страны и услышали вот что. Они говорят о том, что там просто «перегрузка» ликвидности банков, которые переполнены деньгами. А инвестировать эти авуары некуда. В Европе сегодня нет динамичных экономических процессов, нет таких перспектив развития как в огромной России. Поэтому европейцы хотят – в своих же интересах – как можно скорее возобновить экономическое взаимодействие с Россией.
Поэтому, полагаю, что Юнкер, как глава брюссельской бюрократии, и должен начинать продвижение этого процесса отказа от санкций. А также должен оказать поддержку подобным настроениям, что проявляются – и в Люксембурге, и в Италии, и в Австрии, и в других государствах Евросоюза.
Санкт-Петербург, 18 июня
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs