Министр обороны Польши Витольд Ващиковский в эфире телеканала TVP1 заявил о готовности Варшавы отправить в Сирию не только самолёты польских ВВС, но и отряды спецназа (1).
Такая возможность уже обсуждалась с генеральным секретарём НАТО Йенсом Столтенбергом. Польские солдаты в боевых действиях участвовать не будут, но будут выступать в качестве инструкторов для отрядов самообороны, воюющих против ИГИЛ. Свои действия Варшава будет согласовывать с американскими партнёрами.
Мнение Варшавы о степени вовлечённости в сирийский конфликт поменялось вместе с приходом к власти партии «Право и справедливость» («ПиС»), которая вполне обоснованно считается жёстко проамериканской.
Предыдущее правительство под руководством партии «Гражданская платформа» («ГП») исключало отправку польских солдат на Ближний Восток. Тогдашний министр обороны Томаш Семоняк говорил, что об этом «нет, вообще, речи» (2).
Затем и сам Ващиковский, после назначения на пост министра обороны, высказывался против отправки польских частей в Сирию. Вместо этого он предложил экстравагантную идею: создавать из сирийских беженцев на территории ЕС боевые отряды, обучать их и отправлять обратно в Сирию для войны против ИГИЛ (3).
«Нельзя воевать вместо кого-то», - резюмировал Ващиковский.
Теперь своё мнение министр обороны Польши резко изменил. С чем это связано?
Со стремлением «ПиС» использовать текущую геополитическую конъюнктуру для укрепления военно-политического положения Польши в Восточной Европе, как задел для потенциального лидерства на пространстве от Балтики до Чёрного моря.
Польша и так является восточно-европейским лидером, но чувствует себя стеснённой в соседстве с Германией и Россией. Проамериканизм «ПиС» - это попытка с опорой на Вашингтон отодвинуть Германию. Растущие амбиции Варшавы упираются в границы политического влияния Германии. Оппозиционная уже партия «ГП» критикует действия «ПиС» по реформе СМИ и Конституционного суда. Результатом этих реформ станет ослабление германского влияния в Польше, чему «ГП», как прогерманская политическая сила, не рада.
Более активное участие Польши в геополитических авантюрах США позволяет ей надеяться на большую поддержку Вашингтона. Под лозунги о свободе и демократии Варшава готова внести свою лепту в оккупацию независимого сирийского государства – согласовывать с официальным Дамаском отправку своих самолётов и солдат в Сирию Варшава не намерена.
Не намерена Варшава также скрупулёзно выяснять, как, и против кого, вооружённые отряды самообороны, обученные польскими инструкторами, обратят свои знания. Т.н. умеренная сирийская оппозиция иногда своими деяниями ничем не отличается от исламских радикалов. Наиболее вменяемой силой являются курды, но, опять-таки, решать, где и кого обучать, будут не поляки, а американцы.
Теряет свой блеск политический девиз польской народной мифологии «За нашу и вашу свободу». С этим девизом, который уходит корнями во времена польских восстаний XIX в., Польша поддерживает сегодня радикальных националистов на Украине, и др. экстремистские силы в республиках бывшего СССР.
Этот девиз служит моральным оправданием стремлениям Варшавы расширить для себя поле геополитического манёвра, взять геополитическое шефство над регионом от Балтики до Чёрного моря, и выйти за пределы этого региона.
Сделать это Польша может только с опорой на США. Действия в одной спайке с Вашингтоном позволяют Варшаве институционализировать свои геополитические устремления, сделав их частью единого атлантистского проекта. Оккупация Сирии с участием Войска Польского – один из его нюансов.
Покорность Польши Соединённым Штатам вызывает определённое негодование в обществе. Градус этого негодования не так высок, как в других восточно-европейских государствах (следует учитывать традиционный польский проамериканизм), но он повышается.
Общественные деятели и политики открыто говорят о Польше, как о вассале Вашингтона (4), а народное возмущение выливается в отдельные эксцессы, как это было в Люблине во время прибытия туда 1500 тыс. солдат армии США (5).
Своё региональное лидерство Варшава облекает в геополитическую доктрину АВС (Адриатика – Балтика – Чёрное море). О намерении воплотить эту доктрину в жизнь заявлял президент Анджей Дуда в интервью РАР в августе 2015 г.
Ближний Восток – это «дальний двор» региона АВС, который смыкается с Черноморско-Балтийским регионом через Средиземное море. Чтобы Варшава уверенней чувствовала себя в Восточной Европе, она нуждается в победе своих союзников на Ближнем Востоке, и тогда доктрина АВС из фантазии может стать реальностью. Поэтому геополитические симпатии Польши не на стороне оккупированной и терзаемой террористами Сирии, а на стороне тех, кто этих террористов обучает и снабжает всем необходимым.
2) http://www.tvp.info/22015864/siemoniak-polscy-zolnierze-nie-pojada-do-syrii
4) https://www.youtube.com/watch?v=JkoAZjnqtko
5) https://www.youtube.com/watch?v=Uprwl1p4s_U
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs