США vs Саудовская Аравия: новый геополитический фронт

14:15 25.04.2016 Пётр Искендеров, старший научный сотрудник Института славяноведения РАН, кандидат исторических наук


Завершившийся визит в Саудовскую Аравию президента Барака Обамы засвидетельствовал, что отношения двух стран явственно теряют союзнический характер в условиях подспудного вызревания целого ряда противоречий военно-политического и экономического характера.

Первый фактор, объективно обостряющий американо-саудовские отношения, заключается в стремлении Вашингтона постепенно налаживать отношения с Тегераном. Разумеется, пока говорить о полной нормализации не приходится, остаются в силе антииранские санкции, введенные Конгрессом США, однако в финансово-экономическом плане перелом уже произошел после отмены нефтяного эмбарго. Возвращение Ирана на мировой рынок нефти сразу же стало ключевым фактором не только в рамках ОПЕК, но и в более широком плане, превратив Тегеран в важнейшего переговорщика – что стало серьезным вызовом для Саудовской Аравии, гораздо более серьезным, чем вовлеченность (подлинная или мнимая) Тегерана в конфликты в Йемене и Сирии.

 «Почему США ставят интересы Ирана на первый план, не учитывая при этом интересы своих союзников? Почему США настояли на подписании ядерного соглашения, снятии эмбарго, тем самым избавив Иран от международной изоляции, и произошло это именно сейчас? Почему регион должен расплачиваться за действия США, оправдывающие деятельность Ирана, а он в это время продолжает хвастаться тем, что оккупировал четыре арабские столицы?» - задалась в этой связи такими вопросами саудовская газета Al Riyadh   (http://inosmi.ru/politic/20160425/236278238.html).

А другая ведущая саудовская газета Saudi Gazette в своем репортаже о встрече Барака Обамы с представителями Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива подчеркнула различия в риторике арабских лидеров и президента США. В ответ на критику политики в отношении Ирана и напоминания о возросшем влиянии Тегерана в регионе, Барак Обама всего лишь пообещал «работать над тем, чтобы остановить Иран в его поддержке вооруженной группировки хуситов в Йемене» - всячески уходя от обсуждения проблемы Сирии, а также нефтяной конкуренции между Ираном и Саудовской Аравией. (http://saudigazette.com.sa/saudi-arabia/consultation-cooperation/)

Второй фактор, объективно делающий нестабильными отношения Вашингтона и Эр-Рияда, заключается в отсутствии стабильности на мировых нефтяных рынках и двойственной позиции в данном вопросе самих США. Расчеты саудовской стороны понятны: использовать нынешние низкие цены для того, чтобы нарастить свое присутствие на рынках и не допустить их «переформатирования» в пользу Ирана,  а затем компенсировать собственные бюджетные потери за счет неизбежного «отскока» нефтяных цен вверх.  Американцы же вынуждены одновременно играть роль и «быков», и «медведей». Низкий уровень мировых цен на нефть находится в русле политики США по созданию экономических проблем у ряда стран, которые Вашингтон относит к числу своих геополитических конкурентов (Россия, Иран, Венесуэла, Эквадор).  Однако одновременно он способствует нарастанию кризисных явлений в американской сланцевой индустрии, препятствуя в том числе более эффективному  выходу ее продукции  на европейские рынки. Ведущие американские сланцевые компании уже заявили о сокращении или заморозке добычи. В частности, добывающие компании Marathon Oil и Devon Energy сообщают о 10-процентном сокращении производства в текущем году по сравнению с прошлым. На 5% меньше планирует добывать в 2016 г. EOG Resources.  Еще одна компания - Continental Petroleum – не планирует добывать в 2016 году нефть и газ из большинства своих новых скважин. (http://www.vestifinance.ru/articles/68099)

Третий фактор, лишающий отношения США и Саудовской Аравии прежней стабильности и предсказуемости, заключается в кризисных явлениях, нарастающих во всем регионе Персидского залива. Согласно обнародованному 25 апреля докладу МВФ, экономический рост стран-членов Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива в текущем году замедлится до 1,8% ВВП как следствие сокращения расходов в условиях дефицита бюджета, достигающего 11,6% ВВП. В 2015 году экономический рост государств Совета сотрудничества составлял 3,3%, а еще в октябре минувшего года МВФ давал прогноз на 2016-й год в размере 2,75% ВВП. «В странах Персидского залива прогнозируется дальнейшее снижение темпов экономической активности», - говорится в докладе МВФ,  - «Амбициозные меры фискальной консолидации внедряются в этом году, однако баланс бюджета все равно будет ухудшаться, учитывая резкое падение цен на нефть». (http://www.vestifinance.ru/articles/70177)

Четвертый фактор относится к внутриамериканской повестке дня – а именно, к намерению Конгресса США расследовать роль Саудовской Аравии в террористических актах 9 сентября 2001 года. Претензии авторов соответствующего законопроекта адресованы как экс-президенту Джорджу Бушу-младшему, так и нынешнему хозяину Белого дома Бараку Обаме. В частности, конгрессмены подозревают, что в обнародованном в 2002 году отчете правительственной комиссии о расследовании терактов оказалась засекреченной та часть документа, в которой речь шла о возможной причастности к этим терактам ряда физических и юридических лиц Саудовской Аравии. Ряд конгрессменов считают, что и нынешняя администрация США защищает должностных лиц и часть правительства Саудовской Аравии, которые могли быть замешаны в финансировании и поддержке терактов. Со своей стороны, Эр-Рияд уже пригрозил продать облигации США на 750 млрд долларов и тем самым обрушить американский и мировые фондовые рынки в том случае, если конгресс одобрит закон, позволяющий расследовать роль Королевства в вышеуказанных терактах. Официальный представитель Белого дома Джон Эрнест уже намекнул, что принятие данного законопроекта сделает США «юридически уязвимыми», и президент Обама не подпишет его в нынешнем виде даже в случае одобрения конгрессменами  (http://www.vestifinance.ru/articles/69969).

Пятый фактор заключается в достаточно сдержанном отношении Вашингтона к самой структуре Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива – лидирующую роль в котором продолжает играть Саудовская Аравия, несмотря на возрастающую конкуренцию со стороны Катара, поддерживаемого Турцией.  В частности, согласно имеющейся информации, страны-члены Союза приняли решение перейти к активному наращиванию собственных военных возможностей и проведению более активной и самостоятельной политики в регионе после того, как США и НАТО отказались заключать с данной организацией любые соглашения, которые можно было бы даже теоретически трактовать как «коллективные оборонительные обязательства» посредством оказания военной помощи. Более того, в стенах все того же Конгресса уже подготовлена еще одна, по сути, антисаудовская резолюция, вводящая ограничения на поставки Эр-Рияду оружия.

Неудивительно, что уже после завершения визита Барака Обамы в Саудовскую Аравию газета Al Riyadh опубликовала беспрецедентный по жесткости комментарий, облеченный в форму «Послания саудовского народа президенту Обаме». И там есть следующие показательные слова: «Сегодня руководство страны и народ в один голос обращаются к господину президенту Обаме. Мы знаем и понимаем, также как знаете и Вы, что трюк с «арабской весной», который исполнил Запад, это был большой обман, от которого пострадал ряд арабских стран. Однако именно «арабская весна» научила нас многим вещам, стала для нас серьезным уроком. А главное, что мы поняли, так это то, что единство народа и руководства, а также безоговорочная приверженность своим исламским принципам - это сильнейшее оружие против всех провокаторов и заговорщиков, которые организовали «арабскую весну» на Ближнем Востоке и превратили в ад существование народов региона». «Уважаемый господин президент Барак Обама! Мы хотели, чтобы Вы ощутили, что атмосфера, которой сопровождался Ваш нынешний визит в нашу страну, сильно отличается от той, которая была ранее. Разница очевидна, и это было заметно. Сегодня есть четкое понимание, что Саудовская Аравия обрела новую принципиальную политическую позицию. Уважаемый президент! Радушие, с которым приняла Вас Саудовская Аравия: ее руководство, правительство и народ - это всего лишь формальность, которую требует арабское и дипломатическое гостеприимство» - заключает издание. (http://inosmi.ru/politic/20160425/236279814.html)

Ключевые слова: Россия США Саудовская Аравия Иран Сирия ССАГПЗ ОПЕК нефть Катар Турция Венесуэла Эквадор Конгресс США Барак Обама Джордж Буш-младший терроризм

Версия для печати