ГЛАВНАЯ > Экспертная аналитика

Польские ученые - против исторических фальсификаций

12:03 07.04.2016 • Владислав Гулевич, журналист-международник

Польско-российские отношения переживают фазу очередного охлаждения, спровоцированного намерением Варшавы уничтожить в стране все памятники советским солдатам, павшим   за освобождение Польши от немецко-фашистских захватчиков.

В рамках этой кампании будут снесены 500 памятников, которые так или иначе, можно отнести к советскому наследию.

Тема ликвидации памятников и реакции на это российского МИД стала самой популярной в польских СМИ за последние две-три недели. Поддерживаемые Варшавой издания занялись массовым оболваниванием польского общества, навязывая ему точку зрения, что между уничтожением памятника советским солдатам и польским патриотизмом стоит знак равенства.

В итоге, имеем ситуацию, когда на земном шаре есть три места, где идёт непрекращающаяся война с памятниками. Это талибы в Афганистане, Исламское государство и поклонники Бандеры на Украине. Польша хочет быть четвёртым, а по количеству уничтоженных монументов, чуть ли, не первой.

Однако есть в Польше силы, которые выступают против таких деструктивных шагов. Они уступают в численности и ресурсах тем силам, которые поддерживаются правительством. Но они - стихийны, а не собраны по указке сверху.

Уже несколько лет в социальной сети "Фейсбук" действует Общество российско-польской дружбы. Вопреки существующему в польским СМИ тренду, данная группа публикует материалы, нацеленные на сближение поляков и россиян.

Естественно, группа осуждает польское руководство за циничное намерение уничтожить памятники красноармейцам, и напоминает полякам о долге Советскому Союзу спасённой от фашизма Европы.

Группа состоит из простых граждан, в её составе нет громких и влиятельных имён. Это тоже, к сожалению, усиливающаяся тенденция последних десятилетий: часть польского общества, настроенная позитивно по ношению к России, пребывает в информационной изоляции, и вынуждена действовать стихийно. 

Более веским является голос некоторой части польских историков, усматривающих в эпопее освобождения Польши от гитлеровцев советскими солдатами позитивные смыслы. Их позиция ясна и конкретна: если бы не советский солдат, большинство поляков существовало бы в виде кусочка мыла или сумочек из человеческой кожи (гитлеровцы производили подобные изделия).

Так, представители научного общества "Ластадия" обратились через российские СМИ к российским коллегам с призывом сообща противостоять польским псевдоученым, которым русофобия "затмила мораль и здравый смысл" (1).

В этом обращении звучит упрёк некоторым российским инстанциям, реагирующим крайне вяло на деструктивные действия Варшавы. Члены "Ластадии" указывают, что их обращения к россиянам с просьбой, либо предоставить необходимые исторические документы для опровержения фальшивок вокруг борьбы СССР с нацизмом на территории Польши, либо любым иным доступным образом интенсифицировать научные контакты оставались без ответа (1).

В силу такой инертности российских учреждений Москва вынуждена теперь отвечать Варшаве вторым номером, т.е., обороняться, доказывая правоту советского солдата в 1941-1945 гг.

Очевидно, что упрёк не беспочвен, поскольку неоднократно отмечался такой же инертный стиль работы российских учреждений на Украине и в Белоруссии. И такое положение длится не год-два, а десятилетия.

Президент "Ластадии" Михал Глок - один из немногих польских историков, профессионально и непредубежденно занимающихся исследованием советского периода Польши, в т.ч., 1941-1945 гг. Его монографиям сложно пробить заговор молчания, устроенный ангажированными историками и политиками вокруг всего, что может поставить под сомнение официальную идеологему о том, что Красная армия была оккупантом, а не освободителем.

Тем не менее, даже в такой недружественной атмосфере в польском обществе находятся здоровые силы, чтущие память советских солдат, и ухаживающие за их могилами (2).

Польские интеллектуалы, не страдающие русофобией, призывают российских учёных дать скоординированный ответ польским фальсификаторам от истории. Это могли бы быть совместные монографии, конференции, иные виды мероприятий, с обязательным оповещением о них польской аудитории. Для монографий и др. работ необходим перевод на польский язык.

Заинтересованность польских ученых, готовых к сотрудничеству с Россией, лежит в том, что снос памятников советским воинам они считают началом очередной масштабной кампании по фальсификации истории Польши.

На пустующие места водрузят иные памятники. Например, членов антисоветского бандподполья в ПНР. Ради политической конъюнктуры официальная Варшава готова вчерашних грабителей и убийц признать единственной патриотичной силой того периода истории.

Ради той же конъюнктуры поляков лишают доступа к информации о подвигах Армии Людовой, которая бок о бок с советскими солдатами сражалась за свободу Польши. Официальная идеология допускает чествование только Армии Крайовой, чья история настолько противоречива, что порой сложно в ее действиях подвиг отличить от преступления.

Российские архивы могли бы многое рассказать об Армии Крайовой и Армии Людовой, как и об истинных масштабах жертв Красной армии, отданных за освобождение Польши. Удасться ли прогрессивным силам в польском интеллектуальном сообществе противостоять давлению фальсификаторов истории, зависит и от России. Если Россия опять изберёт пассивную позицию, через одно-два поколения поляки будут уверены, что от фашизма их спасли американцы.

 

1) http://newsbalt.ru/analytics/2016/04/pomniki-armia-czerwona-zdemontowac/

2) http://newsbalt.ru/news/2016/02/12/vlasti-yelblonga-pochtili-pamyat-sove/

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати