Транстихоокеанское партнерство: основные положения соглашения и потенциальный эффект

12:54 09.03.2016 Владимир Баронов, Профессор МГУУ правительства Москвы, заслуженный юрист Российской Федерации, кандидат юридических наук Галина Костюнина, Профессор кафедры МЭО и ВЭС МГИМО (У) МИД РФ, доктор экономических наук


Соглашение о Транстихоокеанском партнерстве (ТТП)* (*Текст соглашения опубликован в конце декабря 2015 г., и пока отсутствует его подробный анализ в российской специальной литературе. Вместе с тем следует упомянуть ряд исследований, проведенных российскими авторами по рассматриваемой проблеме, - материал, подготовленный рабочей группой МНО ЦКЕМИ НИУ ВШЭ «Транстихоокеанское партнерство: барьеры и перспективы развития» [8]; статью В.М.Холодкова «Транстихоокеанское партнерство: с кем, против кого и для чего?» [9] и статью В.В.Михеева и В.Г.Швыдко «АТЭС и Транстихоокеанское партнерство» [6]. Из числа зарубежных исследований следует выделить исследование Ф.Бергстена [12], Г.Хафбауэра и К.Симино-Исаакс [13] и А.Фирта [14].) было подписано в октябре 2015 года 12 государствами, входящими в форум «Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество» (АТЭС), - Австралией, Брунеем, Вьетнамом, Канадой, Малайзией, Мексикой, Новой Зеландией, Перу, Чили, Сингапуром, США и Японией. Инициатором соглашения стали Соединенные Штаты, обеспокоенные снижением своего влияния на экономику и политику стран АТР, усилением экономических и политических позиций Китая в регионе[1], идеей соглашения о Восточноазиатском экономическом сообществе (в рамках Regional Comprehensive Economic Partnership, RCEP - РВЭП) и провалом соглашения о Всеамериканской зоне свободной торговли (Free Trade Area for Americas, FTAA - ФТАА) [2]. Для США ТТП - реальный инструмент создания в долгосрочной перспективе Азиатско-Тихоокеанской зоны свободной торговли (Free Trade Area for Asia Pacific, FTAAP - ФТААП), но в меньшем составе стран, более или менее приближенных по уровню экономического развития [3].

США также ведут переговоры о Трансатлантическом торговом и инвестиционном партнерстве (ТТИП) с Евросоюзом (его подписание намечено на 2016 г.). Оба будущих региональных интеграционных объединения (РИО) формируются на основе физико-географического принципа и связывания двух океанов - Тихого и Атлантического для расширения товаропотоков, соответственно, и контроля над финансовыми потоками, охватывающими примерно половину мировой торговли. Доминирующая роль США в двух РИО позволяет им сохранять лидерство в мировой торговле товарами и услугами, в международном движении капитала.  На два объединения приходится примерно 50% мировой торговли, а если учесть планируемую зону свободной торговли Япония - ЕС, то порядка 80%. Это обстоятельно позволяет говорить о формировании противовеса ВТО, функционирование которой мало эффективно в плане дальнейшей либерализации мер регулирования международной торговли, а также о возможности Соединенным Штатам диктовать свои условия торговой и иной деятельности в мировой экономике.

Соглашение ТТП включает 30 разделов и изложено более чем на 6 тыс. страниц [16].

Экономический потенциал государств ТТП

Страны Тихоокеанского партнерства отличаются крупным экономическим потенциалом. На их долю приходится 28,4% мирового ВВП, 4% территории и 11% населения земного шара (Табл. 1).

 

Таблица 1

Макроэкономические показатели стран ТТП в 2014 г.

Страна

Население,

тыс. чел.

ВВП по ППС

млрд. долл.

Среднедушевой ВВП по ППС, долл.

Темп прироста ВВП, %

Экспорт,

млрд. долл.

Австралия

23 549,074

1031,3

43 902

2,5

241,2

Бруней

417,394

32,0

76 754

5,3

10,5

Канада

35 540,42

1566,9

44 089

2,5

474,7

Чили

17 762,65

396,9

22 346

1,9

75,7

Япония

127 131,8

4630,9

36 426

0,1

683,8

Малайзия

29 902

746,1

24 951

6

234,1

Мексика

125 358,8

2125,3

16 949

2,1

397,5

Новая

Зеландия

 

4 442,1

 

156,4

 

35 217

 

2,1

 

41,6

Перу

30 973,15

371,3

11 989

2,4

39,3

Сингапур

5469,7

452,7

82 763

2,9

409,8

США

318 857,1

17 419,0

54 620

2,4

1620,5

Вьетнам

90 730

510,7

5629

5,9

150,5

Всего

805 660,8

29 283,2

38 221

3,0

4379,3

 

Источник: Рассчитано авторами на основе [10].

 

Стоимостной объем экспорта 12 стран ТТП возрос с 2061,9 млрд. долларов в 2000 году до 4379,3 млрд. долл. в 2014 году, или в 2,1 ра-за. Ведущие экспортеры - США, Япония и Канада. ТТП отличается высоким уровнем взаимного экспорта, доля которого в 2014 году составляла 47,4%, а в абсолютном выражении - 2074,8 млрд. долл.

Высока роль взаимных связей в экспорте отдельных стран, где она дифференцирована от 30,4% в экспорте Чили и Сингапура до 85,0% в экспорте Мексики (Табл. 2).

Таблица 2

Доля взаимного экспорта в совокупном экспорте
отдельных государств ТТП в 2014 г. (в %)

Страна

Взаимный экспорт, млрд. долл.

Совокупный экспорт, млрд. долл.

Доля взаимного
экспорта, %

 

Австралия

77,9

241,2

32,3

Бруней

6,2

10,5

59,0

Канада

384,2

474,7

80,9

Чили

23,0

75,7

30,4

Япония

215,5

683,8

31,5

Малайзия               

97,8

234,1

41,8

Мексика

337,9

397,5

85,0

Новая Зеландия

16,7

41,6

40,1

Перу

12,9

39,3

32,8

Сингапур

124,6

404,8

30,4

США

726,3

1620,5

44,8

Вьетнам

51,6

150,5

34,3

Всего

2074,6

4374,2

47,4

 

Источник: Рассчитано авторами на основе данных [11].

 

Государства Транстихоокеанского партнерства играют важную роль в мировых прямых инвестициях. За 2009-2014 годы прямые иностранные инвестиции (ПИИ) в экономику 12 стран ТТП возросли с 258,5 до 345,0 млрд. долларов, или в 1,3 раза (Табл. 3).

Таблица 3

Динамика импорта ПИИ в экономику государств
ТТП в 2009-2014 гг. (в млн. долл.)

Страна

2009 г.

2010 г.

2011 г.

2012 г.

2013 г.

2014 г.

Австралия

31 667

36 443

57 050

57 953,97

54 239

51 854

Бруней

370

481

691

865

768

568

Канада

22 700

28 400,44

39 669,3

43 024,94

70 565

53 864

Чили

11 868

16 789

16 930

25 021

16 577

22 949

Япония

11 938

-1252

-1758

1732

2 304

2090

Малайзия

1 453

9 060

12 198

9 239

12 115

10 799

Мексика

1 7 659

26 083

23 376

18 951

44 627

22 795

Новая
Зеландия

 

785

 

1 026

 

4034

 

3424

 

1585

 

3391

Перу

6 431

8455

7 665

11 918

9 298

7607

Сингапур

2 381

55 076

48 002

56 659

64 793

67 523

США

143 604

198 049

229 862

169 680

230 768

92 397

Вьетнам

7 600

8 000

7519

8368

8900

9200

Всего

258 456

386 610,4

445 238,3

406 835,9

516 539

345 037

 

Источник: Составлено на основе [18].

 

На долю стран ТТП приходится 28% импорта ПИИ мира в 2014 году. Основные реципиенты - США, Сингапур и Канада, совокупная доля которых составляет 62,1% всех ПИИ, вложенных в экономику государств ТТП в 2014 году [18].

Таблица 4

Взаимные инвестиции в рамках ТТП в 2012 г. (млн. долл.)

Страна

Взаимные ПИИ в ТТП

Всего ПИИ

Доля ТТП во вложенных ПИИ, %

США

89 281

311 347

28,7

Канада

32 194

53 938

59,7

Япония   

54 350

122 548

44,4

Австралия

-697

5 583

12,5

Новая Зеландия

-811

-456

56,2

Сингапур

11 625

15 147

76,7

Малайзия

11 622

17 175

67,8

Вьетнам

0

1 200

0

Бруней

70

422

16,6

Мексика

3 390

22 470

15,1

Чили

1 444

13 267

12,9

Перу

131

147

91,0

Всего

205 615

563 700

36,5

 

Источник: Составлено на основе [17]. 

Как видно из Таблицы 4, в 2012 году совокупные вложения прямых инвестиций стран ТТП составляли 563,7 млрд. долларов, объем взаимных ПИИ - 205,6 млрд. долларов, а доля взаимных инвестиций равнялась 36,5%. Основными инвесторами во взаимном инвестиционном сотрудничестве являются США, Япония и Канада. Что касается удельного веса взаимных инвестиций в совокупных инвестиционных вложениях в экономику того или иного государства ТТП, то выделяются Перу (91%), Сингапур (76,7%) и Малайзия (67,8%).

Таким образом, 12 государств Транстихоокеанского партнерства занимают важное место в мировой экономике, мировой торговле и мировых прямых иностранных инвестициях. Для стран характерен высокий уровень экономической взаимозависимости и взаимодополняемости.

Торговая либерализация в рамках ТТП

Торговая либерализация проводится по нескольким направлениям: (1) предоставление зарубежным товарам национального режима; (2) ликвидация таможенных пошлин; (3) либерализация нетарифных ограничений.

В рамках торговли товарами соглашение обеспечивает участникам национальный режим как режим не менее благоприятный, чем в отношении национальных товаров. Ряд стран закрепили исключения из национального режима. В частности, Канада - в отношении непереработанной рыбы, внутренней торговли винами и дистилированными спиртами, Перу - подержанной одежды и обуви, подержанных автомобилей и др.

Предусмотрена ликвидация импортных таможенных пошлин на прогрессивной основе в течение срока до 35 лет и запрет на введение повышенных ставок таможенных пошлин в отношении новых товаров. Срок прогрессивной либерализации наступает с даты вступления в силу соглашения, и на некоторые товарные группы составляет три года для Австралии, шесть лет для Новой Зеландии, семь лет для Канады, десять лет для Брунея, Японии, 15 лет для Малайзии, Мексики и Перу, 35 лет для США и 20 лет для Вьетнама. Беспошлинный режим действует также в отношении товаров, временно находящихся на территории страны-участницы. К ним относятся профессиональное оборудование; товары, ввозимые для демонстрационных целей; рекламные фильмы и записи; товары для спортивных целей.

В соглашении ТТП определена либерализация экспортных таможенных пошлин, что мало характерно для большинства РИО. Так, с учетом уровня экономического развития Вьетнама предусмотрен максимальный срок отмены пошлин на экспорт разных товарных групп до 18 лет.

 

Таблица 5

Средний уровень импортного таможенно-тарифного
обложения в странах ТТП в 2014 г. (в %)

Страна

Средний уровень тарифного обложения,
%

Средний уровень тарифного обложения на аграрные товары, %

Средний уровень тарифного обложения на неаграрные
товары, %

Австралия

2,7

  1,2

3

Бруней

1,2

  0,1

1,3

Канада

4,2

15,9

2,2

Чили

6

  6

6

Япония

4,2

14,3

2,5

Малайзия               

6,1

  9,3

5,5

Мексика

7,5

17,6

5,9

Новая Зеландия

2

  1,4

2,2

Перу

3,4

  4,1

3,3

Сингапур

0,2

  1,1

0

США

3,5

  5,1

3,2

Вьетнам

9,5

16,3

8,4

В среднем

4,2

  7,7

3,6

 

Источник: Составлено на основе данных [10].

 

Как видно из Таблицы 5, средний уровень таможенно-тарифного обложения в странах ТТП равен 4,2% и дифференцирован от 0,2% в Сингапуре до 9,5% во Вьетнаме. Уровень тарифного обложения аграрной продукции гораздо выше и составляет 7,7% в среднем, варьируясь в пределах 0,1% в Брунее и 16,3% во Вьетнаме. Ставки таможенно-тарифного обложения неаграрной продукции ниже и равны 3,6%, при этом различаются от 0% в Сингапуре до 8,4% во Вьетнаме. Устранение таможенных пошлин в отношении 98% товаров приведет к расширению взаимной торговли благодаря росту конкурентоспособности поставляемой продукции в результате снижения цен. Особое регулирование торговли отдельными товарными группами зафиксировано в приложениях для каждой страны-участницы. Например, моторными транспортными средствами в приложениях для США и Японии, для Канады и Японии.

Для соглашения ТТП характерен широкий охват мер нетарифного регулирования. Запрещаются количественные ограничения импорта и экспорта товаров взаимной торговли, в том числе такие их виды, как ограничения экспортных и импортных цен, импортное лицензирование, «добровольные» экспортные ограничения. Исключения касаются Вьетнама для автомобилей с правосторонним рулем, моторных транспортных средств старше пяти лет, принтеров, факсов и некоторых других товаров; Мексики - для сырой нефти, бензина, природного газа, пропана и других товаров. Страны обязаны информировать другие государства-члены о любой новой или модифицированной процедуре импортного лицензирования не позднее 60 дней с даты введения. Таким образом, соблюдается принцип прозрачности* (*Принцип прозрачности (транспарентности, гласности, открытости) записан в ст. X ГАТТ-1994 о публикации и применении торговых правил.), который включен практически во все разделы рассматриваемого соглашения.

Что касается административных сборов, то запрещается их взимание с импорта или экспорта товаров на основе принципа добавленной стоимости. Не разрешены требования к производственной деятельности компании в качестве условия применения сниженных ставок таможенных пошлин.

Соглашение характеризуется четким определением страны происхождения товара, когда доля добавленной стоимости не может быть ниже 30-55% в зависимости от вида продукции. Это представляет угрозу для производителей Вьетнама и Малайзии, которые закупают более дешевые компоненты в Китае, Лаосе, Камбодже или Мьянме.

Отдельная статья соглашения посвящена торговле продукцией информационных технологий (ИТ). Определено обязательство стран-членов подписать Соглашение Всемирной торговой организации по продукции ИТ** (**Данное соглашение было подписано в 1996 г. на Министерской конференции ВТО в Сингапуре и носит необязательный характер для государств - членов ВТО, т. е. относится к группе непакетных соглашений. Соглашение исходит из ликвидации таможенных пошлин на продукцию ИТ.), а также отменить ограничения на хранение и свободу передачи информации. Запрещены протекционистские меры в отношении места нахождения серверов, записано обязательство стран о введении уголовного наказания за хакерство.

Особое место в рассматриваемом соглашении ТТП занимают вопросы либерализации торговли аграрными товарами. Такая либерализация очень чувствительна для разных государств, особенно развитых, в практике которых широко применяется государственная поддержка сельхозпроизводителей, в том числе прямое субсидирование аграрного экспорта. Проблема отмены прямого субсидирования стала одним из камней преткновения в рамках Дохийского раунда ВТО и переговоров по проекту Всеамериканской зоны свободной торговли (развивающиеся страны настаивают на устранении экспортного субсидирования аграрной продукции, а развитые государства выступают против). Государствам ТТП удалось договориться о ликвидации экспортных субсидий на аграрную продукцию, ввозимую из других стран-участниц. Это уступка США развивающимся странам.

В соглашении зафиксировано право ряда государств Транстихоокеанского партнерства сохранять защитные меры в отношении аграрной продукции из других стран-членов. Так, США вправе применять такие меры в отношении ввоза швейцарского сыра из Австралии в течение 25 лет с даты вступления в силу соглашения; сухого молока из Австралии и Новой Зеландии - 35 лет; сыра из Новой Зеландии - 25 лет; Японии в отношении импорта свинины - 11 лет.

Прописана необходимость участия государств в работе ВТО по выработке общей позиции по государственным экспортным предприятиям, экспортным кредитам и их гарантированию на аграрную продукцию. В соответствии с ГАТТ-1994 страна вправе временно ввести запрет или ограничение экспорта аграрной продукции для устранения нехватки продовольствия. В этом случае она обязана за 30 дней до введения такой меры уведомить другие государства-участники и указать причины подобных действий. По правилам ТТП срок экспортных ограничений не превышает 6-12 месяцев.Еще одно направление либерализации торговли аграрной продукцией - устранение таможенных пошлин в отношении 1900 товаров в течение 6-13 лет с даты вступления в силу соглашения. На чувствительные товары аграрного производства намечено снизить ставки пошлин, например на говядину с 38,5% до 9,0%, а на свинину - с 405 центов до 50 центов за килограмм.

Отдельная глава ТТП посвящена торговле текстилем и текстильной продукцией. Соглашение определяет виды текстильной продукции, которые подлежат беспошлинному режиму ввоза. Если ввоз текстиля из другой страны-члена наносит ущерб или представляет угрозу для внутреннего производства, то страна-импортер вправе ввести чрезвычайные меры в форме таможенной пошлины (ее ставка определяется по режиму наибольшего благоприятствования).

Один из существенных элементов торговой либерализации - унификация и упрощение таможенных формальностей за счет применения международных стандартов при проведении таможенной очистки товаров, разработки электронных систем общих стандартов по статистическим экспортным и импортным данным. Таможенные процедуры должны носить прозрачный характер и публиковаться в электронном формате.

Защитные меры применяются странами ТТП с учетом обязательств в рамках одноименного Соглашения ВТО. Они не действуют в отношении товаров, ввозимых на основе тарифной квоты, или по следующим основаниям - чрезвычайная мера, временная защитная мера, защитная мера согласно ст. 19 ГАТТ-1994.

Временное введение защитных мер разрешается при условии сокращения или отмены таможенной пошлины на товар, ввозимый из другой страны-члена в объеме, угрожающем производству аналогичного товара внутри страны. Такая мера вводится на срок не более двух лет по результатам расследования уполномоченными органами страны-импортера. Для США в приложении зафиксировано право применения защитных мер в сельском хозяйстве, а для Японии - в лесном хозяйстве.

Санитарные и фитосанитарные меры применяются в соответствии с обязательствами стран ТТП перед ВТО. Членство в соглашении не запрещает разработку и применение собственных мер, хотя и признается их деструктивное влияние на торговлю. Сотрудничество в рамках санитарных и фитосанитарных мер прежде всего направлено на обмен информацией между странами ТТП, оказание технического содействия и консультирование. Государства обязаны предоставлять другим участникам соглашения описание мер, применяемых в национальной торговой политике, не позднее 60 дней с даты принятия. Для стимулирования торговли важное значение имеет принцип взаимного признания эквивалентности рассматриваемых мер в отношении отдельных товарных групп, а также то, что санитарные и фитосанитарные меры не должны препятствовать торговле между странами-членами.

Технические барьеры* (*Технические барьеры - группа нетарифных ограничений в торговой политике в соответствии с классификацией ГАТТ/ВТО. К ним относят национальные промышленные стандарты, нормы здравоохранения, требования к упаковке и маркировке продукции и др.) в торговле могут применяться участвующими государствами в соответствии с нормами соглашения ТТП, правилами ВТО и международными стандартами. Страны обязаны предоставлять органам, отвечающим за оценку соответствия качества других государств ТТП, режим не менее благоприятный, чем национальным органам. Каждая страна должна разрешать представителям других государств участвовать в разработке технических норм, стандартов и оценок соответствия с учетом национального режима** (**Национальный режим означает предоставление иностранным юридическим и физическим лицам режима не менее благоприятного, чем для национальных юридических и физических лиц.).

Важную роль в применении технических барьеров в торговле играет принцип прозрачности, который требует публикации предложений по изменению действующих и введению новых технических правил и процедур соответствия, а также уведомления стран ВТО о таких мерах. В зависимости от результатов оценки соответствия соглашение ТТП учитывает действие региональных и международных соглашений о взаимном признании, международных систем аккредитации органов оценки соответствия и признание результатов таких процедур.

Либерализация торговли услугами

Генеральное соглашение ВТО по торговле услугами (ГАТС) устанавливает два режима - национальный и режим наибольшего благоприятствования (РНБ). Для доступа на рынок вводится запрет на введение (сохранение) ограничений в отношении количества поставщиков услуг, стоимостного объема и количества сделок по услугам, числа занятых в сфере услуг. Также запрещены требования к поставщику услуг другой страны ТТП создавать представительство или иную предпринимательскую структуру на территории принимающего государства, а также требования резидентного статуса.

Государства не должны ограничивать платежи, связанные с трансграничной торговлей услугами, которые проводятся без задержек и в свободно конвертируемой валюте. Исключения возможны при банкротстве или защите прав кредиторов, выпуске или торговле ценными бумагами, фьючерсами и деривативами, уголовном наказании, необходимости выполнения решений органов финансового регулирования.

Рассмотренные выше нормы ТТП не распространяются на услуги в сфере воздушного транспорта, но предусмотрено подписание межгосударственных соглашений о смягчении требований к поставщикам авиауслуг и определении авиамаршрутов.

Финансовые услуги подлежат регулированию на основе национального режима и РНБ. Не разрешается введение ограничений в отношении деятельности финансовых институтов одной страны на территории другого государства-участника.

Регулирование инвестиций в рамках ТТП

Инвесторам и инвестициям стран-участниц гарантируются режимы: национальный, равноправный и справедливый, полной защиты и безопасности, а также недискриминации с учетом мер по возмещению убытков или потерь в случае военного конфликта или гражданских беспорядков.

Инвесторам и инвестициям стран-нечленов предоставляется РНБ как режим не менее благоприятный, чем инвесторам и их инвестициям стран - участниц ТТП. Предусмотрены исключения из национального режима и РНБ, которые охватывают государственные закупки, субсидии и гранты, в том числе государственные гарантии и страхование.

В соглашении прописана защита от возможной национализации или иной формы утраты иностранной собственности с выплатой быстрой, адекватной и эффективной компенсации, сумма которой рассчитывается в соответствии со справедливой рыночной стоимостью национализируемой собственности в конвертируемой валюте.

Нормы соглашения гарантируют свободный перевод полученных от инвестиционной деятельности доходов в страну материнской компании. К таким доходам относятся капиталовложения, прибыль, дивиденды, банковские проценты, платежи роялти, платежи по контракту, платежи по инвестиционному спору и ряд других. Предусмотрена возможность введения ограничений на перевод средств за рубеж в случае банкротства или защиты прав кредиторов, выпуска и торговли ценными бумагами, фьючерсами или деривативами, уголовного обвинения, необходимости сохранения доходов по решению финансовых органов.

Важной чертой инвестиционного регулирования в рамках ТТП является запрет на требования к деятельности иностранных инвесторов стран-участниц, как объем экспорта, использование местного компонента, увязка объема экспорта или импорта с объемом вложенных инвестиций, передача более высоких технологий, обеспечение сбалансированности объемов экспорта и импорта товаров и услуг, покупки или использования технологии и некоторые другие. Таким образом, данные нормы ТТП соответствуют Соглашению ВТО о торговых аспектах инвестиционных мер (ТРИМс), действующему с 1995 года.

Также соглашение запрещает предписывать инвестору структуры совета директоров и национальную принадлежность его членов в качестве условия допуска инвестора в экономику одной из стран-участниц. Соглашение определяет обязанность сторон предоставлять информацию, в том числе статистические данные, о вложенных инвестициях. Такие данные являются конфиденциальными и подлежат защите.

В соглашении определен порядок разрешения спора между инвестором и принимающим государством. Главный способ разрешения - консультации и переговоры не более шести месяцев с даты получения письменной просьбы об их проведении. При отсутствии консенсуса стороны обращаются в арбитраж или независимый международный судебный орган, как, например, Международный центр по урегулированию инвестиционных споров* (*Создан на основе Вашингтонской конвенции о разрешении споров между инвестором и принимающим государством (1965 г.) и входит в состав Группы организаций Всемирного банка.). Это позволяет вывести спор из-под юрисдикции принимающей страны.

Таким образом, рассмотренные инвестиционные вопросы Соглашения о Транстихоокеанском партнерстве полностью соответствуют нормам международного права, положениям Соглашения ТРИМс и международной инвестиционной практике. Основой для инвестиционного раздела ТТП стали  положения Соглашения НАФТА, которые на практике считаются стандартом инвестиционного регулирования в рамках регионального интеграционного объединения.

Обращает на себя внимание новация по разрешению споров - возможность подачи исков иностранными юридическими лицами против государства-реципиента, нарушающего права инвестора. Иск может подаваться не только в государственные суды или международный коммерческий арбитраж, но и в суды ad hoc, в состав которых могут входить как профессиональные юристы, так и представители бизнеса. Это не что иное, как узаконенный принцип lex mercatoria** (**Означает возможность выбора ненационального права.). 

Регулирование сроков пребывания предпринимателей на территории государства

Нормы соглашения ТТП не распространяются на физических лиц, прибывающих на территорию другого государства, в целях получения гражданства, статуса резидентности или занятости на постоянной основе. Как и в рамках АТЭС (программа «Дорожной карты» по упрощенному визовому порядку для предпринимателей - Business Travel Card), предусмотрено регулирование перемещения предпринимателей на основе ускоренной и упрощенной процедуры выдачи виз. Отказ в предоставлении виз возможен, когда физическое лицо может негативно повлиять на разрешение трудового спора или является участником такого спора.

Предусмотрено, что сотрудничество в данной сфере будет развиваться по направлениям обеспечения безопасности границ и внедрения электронных систем выдачи виз.

Государственные закупки

В отличие от подавляющего большинства региональных интеграционных соглашений, ТТП, как и Европейский союз, регулирует государственные закупки [5].

В отношении систем госзакупок действуют национальный режим и режим недискриминации. Прописано обязательство государств-членов незамедлительно и без каких-либо условий предоставлять товарам, услугам и их поставщикам другой страны - участницы ТТП национальный режим, как и режим в отношении национальных товаров, услуг и их поставщиков, а также товаров, услуг и их поставщиков любого другого государства. Исключения действуют при необходимости защиты общественной нравственности и безопасности, жизни животных и растений, здоровья населения, прав интеллектуальной собственности. Госзакупки проводятся через открытый тендер с использованием электронных средств на основе публикации информации.

Для развивающихся стран, входящих в ТТП, установлен переходный период, в течение которого разрешено предоставлять преференции одной из сторон тендера в рамках программы льготного ценообразования. Продолжительность переходного периода оговаривается с каждой заинтересованной страной в приложении к соглашению.

Государства обязаны публиковать информацию о государственных закупках, намерении провести тендер и о подписанных контрактах.

Соглашение допускает возможность проведения выборочного тендера. Для этого структура, проводящая такой тендер, обязана публиковать уведомление для приглашения заинтересованных компаний с указанием сроков проведения тендера и разрешением уполномоченным поставщикам участвовать в тендере.

Также разрешены ограниченные тендеры для защиты национальных поставщиков и сдерживания конкуренции на внутреннем рынке. Такая практика возможна, когда ни один из поставщиков не принял приглашения участвовать в тендере, ни один из поставщиков не удовлетворяет условиям тендера, тендер не соответствует установленным требованиям, если товар или услугу может поставить только конкретный поставщик и др.

Защита прав интеллектуальной собственности

Права интеллектуальной собственности (ИПС) включают такие формы, как патенты, торговые марки и географические названия, копирайт, торговые секреты. Всем формам ИПС гарантируется национальный режим. Сотрудничество распространяется на специально созданные структуры, отвечающие за разработку национальной и международной политики в сфере ИПС, регистрационных систем, за образование в сфере ИПС, использование прав интеллектуальной собственности для научных исследований, реализацию международных соглашений и оказание технического содействия развивающимся странам. Отмечена необходимость упрощения процедур регистрации патентов и деятельности патентных служб, активизации сотрудничества между соответствующими службами. Соглашение прежде всего защищает патенты на фармацевтическую продукцию сроком до восьми лет, а также вводит уголовную ответственность за использование контрафактной продукции. ТТП стало первым соглашением о зоне свободной торговли, которое определило (1) уголовную ответственность за похищение коммерческой тайны, в том числе с использованием компьютера; (2) невозможность исключения госпредприятий из-под действия правил защиты ИПС.

Сотрудничество в сфере трудовых отношений

В соответствии с нормами МОТ каждая страна-участница обязана разработать и утвердить трудовые кодексы, в которых должна быть зафиксирована минимальная оплата труда, продолжительность рабочей недели, нормы социального страхования.

Сотрудничество в сфере трудовых отношений должно учитывать приоритет каждого государства на основе уровня экономического развития и имеющихся ресурсов; степени вовлечения и взаимной выгоды заинтересованных сторон; сбалансированности между региональными и международными инициативами по трудовым вопросам. Его направления включают содействие в создании рабочих мест и качественной занятости, инновационную практику рабочих мест, развитие человеческого капитала и содействие занятости.

В соглашении определено взаимное признание квалификации занятых, а также записано обязательство стран разрешить деятельность независимых профсоюзов.

Регулирование в сфере экологии

После подписания НАФТА все большее количество РИО стали включать экологические вопросы в тексты соглашений [7]. Цели общей экологической политики состоят в защите окружающей среды, ужесточении экологического законодательства и в развитии торговли экологическими товарами.

Каждое государство имеет суверенное право на защиту экологии и собственных экологических приоритетов, развитие экологического законодательства и правил. Признаются международные экологические соглашения по охране окружающей среды и обязательства каждой страны в отдельности.

Соглашение определяет защиту озонового слоя и морской среды, а также ограничение государственной поддержки вылова рыбы, что будет сдерживать чрезмерный ее улов.

Предусмотрено формирование механизмов защиты экологии на основе добровольного аудита и отчетности, рыночных стимулов, взаимного обмена информацией и государственно-частного партнерства. Каждая страна должна активно использовать разнообразные механизмы защиты природных ресурсов, разрабатывать критерии оценки экологической ситуации, а также развивать иные формы экологического сотрудничества.

Разрешение споров

Страны-участницы вправе выбрать механизм разрешения возникшего спора как в международных судах, так и в рамках структур ТТП. В случае выбора механизма разрешения спора в рамках ТТП, применяется следующая процедура, которая детально описана в соглашении.

Сначала проводится консультация по письменному предложению одной из сторон в течение не более 15 дней (для споров по торговле товарами) или 30 дней (для других споров) с даты получения письменного обращения. При отсутствии консенсуса стороны обращаются к медиаторам (посредникам) до судебной инстанции.

Спорящие стороны вправе обратиться за разрешением к специально созданной группе, или жюри, в случае, если в течение 60 дней не смогли прийти к общему согласию. Для этого формируется комиссия из трех человек (по одному представителю от каждой из спорящих сторон во главе с представителем третьей стороны). Участники должны обладать опытом в сфере юриспруденции, международной торговли или иных вопросов, быть независимыми в принятии решений.

Специальная группа в течение 20 дней изучает суть спора. Решение принимается на основе консенсуса, а при его отсутствии - на основе принципа простого большинства. Группа готовит предварительный доклад в течение 150 дней с даты формирования, который и предоставляется спорящим сторонам. Доклад содержит рекомендации по разрешению спора. В течение следующих 30 дней формируется окончательный доклад специальной группы. Если одна из спорящих сторон не согласна с выводами окончательного доклада, то в течение 45 дней с даты его представления, она вправе обратиться к председателю специальной группы с просьбой о передаче дела в суд.

Преимущества и издержки от участия стран в ТТП

Транстихоокеанское партнерство призвано повысить роль Вашингтона в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Для США рассматриваемое соглашение выгодно с геополитической точки зрения, так как позволяет укрепить политические связи с Восточной Азией. Что касается азиатских государств, то для них важно сгладить противоречия между Японией и Китаем, между Китаем и Республикой Корея, между Японией и Республикой Корея, а также расширить сотрудничество со странами Северной Америки и Тихоокеанской Латинской Америки.

Соглашение о Транстихоокеанском партнерстве подписали 12 из 21 государства АТЭС, в рамках которого реализуется концепция Азиатско-Тихоокеанской зоны свободной торговли (ФТААП) к 2020 году [4]. Один из инструментов достижения этой цели - ТТП, другой - проект Соглашения о Всеобъемлющем региональном экономическом партнерстве (РВЭП) [3]. В переговорах по заключению РВЭП (намечено завершить в течение 2016 г.) принимают участие 16 государств, в том числе семь стран ТТП* (*Regional Comprehensive Economic Partnership (RCEP) планируется подписать до конца 2016 г. в составе Австралии, Брунея, Вьетнама, Индии, Индонезии, Камбоджи, Китая, Лаоса, Малайзии, Мьянмы, Новой Зеландии, Республики Корея, Сингапура, Таиланда, Филиппин, Японии.). В обоих соглашениях участвует Япония, в ТТП - США и в РВЭП - Китай.

Одна из целей ТТП - изоляция Китая, который имеет немалые экономические интересы на рынках государств соглашения. Начиная с 1990 года США постепенно теряют свое влияние на экономику и политику стран АТР, в том числе из-за усиления позиций Пекина. Сейчас Китай обогнал США по объему ВВП, став первой в мире экономикой, по объему мирового экспорта и объему привлеченных ПИИ. Для Китая, являющегося важным актором в АТР, полная реализация ТТП приведет к сокращению торговых связей со странами - членами соглашения в объеме 35 млрд. долларов в год [16].

Соглашение ТТП впервые институционально регулирует экономическое сотрудничество США со странами АТР.  Геополитический риск реализации соглашения связан с возможным разделением АТР на два блока - ТТП и РВЭП и их противостоянием.

Что касается экономических преимуществ, то в краткосрочной перспективе соглашение ТТП окажет статический эффект создания торговли и инвестиций** (**Статический эффект создания торговли (trade creation) и создания инвестиций (investment creation) наблюдается благодаря либерализации в рамках РИО, когда быстро растет взаимная торговля и инвестиции.) на взаимные товаропотоки и капиталопотоки стран-членов, а также на капиталовложения неучаствующих государств благодаря инвестиционной и торговой либерализации. Динамический эффект связан с формированием общего, более крупного рынка с 800 млн. потребителей и совокупным ВВП в 29,3 трлн. долларов. К 2025 году, по оценкам, доходы стран ТТП увеличатся на 223 млрд. долларов, объем экспорта - на 440 млрд. долларов [13].

Полное вступление в силу соглашения приведет к упрощению доступа товаров одних стран на рынки других государств, особенно на емкий американский рынок; к росту и диверсификации экспорта промышленных и аграрных товаров в страны АТР; формированию более предсказуемого и прозрачного инвестиционного климата;  увеличению удельного веса взаимной торговли и инвестиций; расширению притока ПИИ  из государств-нечленов; снижению цен на товары для потребителей; ужесточению защиты прав интеллектуальной собственности; обеспечению более высокого уровня экологической защиты; повышению трудовых стандартов.

Одно из экономических преимуществ соглашения связано с отменой таможенно-тарифного регулирования на 18 тыс. товарных позиций сроком до 35 лет. В частности, максимально этот срок определен для снятия импортных пошлин на ввоз отдельных аграрных товаров в США. Особое место отводится либерализации торговли между США и Японией - двумя экономическими лидерами за счет отмены таможенных пошлин и снижения субсидирования на продукцию автомобилестроения и сельского хозяйства. ТТП не просто отменяет таможенные пошлины во взаимной торговле участвующих стран, но и ограничивает госрегулирование. Последнее означает ограничение суверенитета стран в отношении разработки законодательных норм и практики, включая возможность предоставления преференциальных условий для национальных предпринимательских структур в ряде сфер экономики.

Издержки от членства в ТТП, прежде всего, окажут влияние на развивающиеся страны, что связано с их более низким уровнем экономического развития и более низкой конкурентоспособностью их национальных компаний и товаров. Этот фактор в совокупности с торговой и инвестиционной либерализацией приведет в краткосрочной перспективе к вытеснению национальных малых и средних компаний, их банкротству, потере рабочих мест, вытеснению национальных сельхозпроизводителей. Правда, с другой стороны, соглашение упрощает выход таких компаний на внешние рынки, но решающее значение имеет уровень конкурентоспособности продукции.

Еще одной издержкой является неравномерное распределение преимуществ между участвующими государствами. Наибольший эффект от реализации соглашения ТТП получат две страны - США и Япония, на долю которых приходится 60% совокупного экономического потенциала Транстихоокеанского партнерства. С учетом невысоких ставок таможенных пошлин во взаимной торговле основные преимущества будут получены в сфере инвестиций. По оценкам П.Петри, 1/3 преимуществ для американской экономики будет за счет инвестиционных положений соглашения ТТП [15].

К издержкам можно отнести и рост цен на фармацевтическую продукцию из-за сохранения монопольного положения компаний развитых стран в производстве жизненно необходимых лекарств, наличия у них патентов, поддержания высокого уровня цен и блокировки выпуска более дешевых дженериков. Это негативно скажется на медицине развивающихся стран, население которых не сможет приобретать дорогие лекарства.

Другая издержка - расширение прав ТНК, которые неподконтрольны требованиям по использованию местного компонента или другим регулирующим мерам принимающего государства. Так, если страна решит, что какой-либо компонент продукции представляет угрозу и, соответственно, введет запрет на его использование, то это может привести к снижению суммы прибыли зарубежной ТНК. Нормы соглашения предоставляют право таким компаниям предъявить иск к правительству о возмещении понесенных убытков.

Реализация соглашения приведет также к углублению неравенства в распределении доходов населения в государствах с высоким уровнем жизни. Причина - в защите патентов и копирайта, права собственности на которые принадлежат высокооплачиваемым собственникам. Соответственно, наибольшие преимущества получат те, кто зарабатывает более 90 тыс. долларов в год.

Негативно скажется реализация соглашения и на США, в том числе на уровне занятости американцев, когда часть производств будет переведена в страны ТТП с более дешевыми трудовыми и природными ресурсами, а также вследствие притока дешевой рабочей силы. Другие издержки для американской экономики связаны с защитой ИПС, когда по американскому законодательству срок защиты патентов на фармацевтическую продукцию равен 12 годам, а по ТТП - восьми годам. США были вынуждены пойти на уступки своим партнерам в данном вопросе. В итоге пострадают американские фармацевтические компании.

В итоге страны-участницы получат различный экономический эффект. Так, например, к 2025 году американский экспорт электрического оборудования, автомобилей, пластмассовой и аграрной продукции возрастет на 123,5 млрд. долларов [19]; экспорт Малайзии - на 41,7 млрд. долларов [20]. Большие преимущества получит и Вьетнам, объем которых оценивается в 90 млрд. долларов за счет экспорта текстильной продукции.

Что касается влияния на торговые связи с Россией, то ни одна из стран ТТП не входит в первую «пятерку» торговых партнеров нашей страны. На их совокупную долю приходится 8,1% российского экспорта и 13,3% импорта в 2014 году. Конечно, некоторые российские товарные поставки в страны Транстихоокеанского партнерства заменит продукция других государств-участников, что ведет к необходимости переориентации географических товаропотоков с рынков стран ТТП на другие рынки, например государств БРИКС. Кроме того, основу российского экспорта составляет топливо и сырье, которое не регулируется нормами ТТП. В совокупных прямых иностранных инвестициях, вложенных в экономику России, на государства Транстихоокеанского партнерства приходится намного меньший удельный вес - 4,9% в 2014 году, а на страны ТТП - 4,8% российских прямых инвестиций за рубежом.  В целом вступление в силу соглашения ТТП не может существенно сказаться на российских торговых и инвестиционных связях, тем более что с одной из стран партнерства - Вьетнамом создана зона свободной торговли. Это является благоприятным фактором (возможен перевод производств на вьетнамскую территорию, что упростит выход на рынки государств ТТП).

Таким образом, в Транстихоокеанском партнерстве будет сформирована зона свободной торговли высокого стандарта, которая включает так называемые сингапурские вопросы - инвестиции, содействие торговле, конкурентную политику и госзакупки* (*Сингапурские вопросы рассматривались на первой Министерской конференции ВТО в Сингапуре в 1996 г.). По сравнению с большинством региональных интеграционных объединений мира анализируемое соглашение отличается широким охватом сфер взаимных экономических связей, при этом учитывается более низкий уровень экономического развития участвующих развивающихся государств с предоставлением им в отдельных случаях переходного периода. ТТП планирует не просто сформировать комплексную зону свободной торговли, но и определяет гармонизацию и унификацию технических стандартов, норм регулирования трудовых отношений и экологической политики, сферы госзакупок и другие порой на более высоком уровне, чем в рамках Всемирной торговой организации, а также будет содействовать росту технологического уровня участвующих государств. Отличительная черта соглашения связана с институциональным оформлением экономического сотрудничества между участвующими 12 странами.

 

 

1.    Азиатско-Тихоокеанский регион: региональные проблемы, многосторонние организации и экономические группировки. Справочник. М., 2014. (2-е издание). 336 с.

2.    Костюнина Г.М. Транстихоокеанское стратегическое партнерство: расстановка сил и роль в формировании региональной зоны свободной торговли в АТР // Вестник МГИМО-Университета. 2012. №4 (25). С. 94-100.

3.    Костюнина Г.М. Интеграционные модели формирования Восточноазиатского сообщества // Российский внешнеэкономический вестник. 2015. №5. С. 33-48.

4.    Костюнина Г.М. Современные концепции формирования зоны свободной торговли в Азиатско-Тихоокеанском регионе // Российский внешнеэкономический вестник. 2011. №6. С. 31-42.

5.    Костюнина Г.М., Адамчук Н.Г., Баронов В.И. Единый внутренний рынок Европейского союза. М.: ИНФРА-М, Магистр, 2014. 384 с.

6.    Михеев В.В., Швыдко В.Г. АТЭС и Транстихоокеанское партнерство // http://www.imemo.ru/index.php?page_id=502&id=2030&ret=640

7.    Пискулова Н.А. Влияние экологического фактора на мировое экономическое развитие // Вестник МГИМО-Университета. 2010. №6. С. 208-214.

8.    Транстихоокеанское партнерство: барьеры и перспективы развития. Рабочая группа МНО ЦКЕМИ НИУ ВШЭ // http://globalaffairs.ru/global-processes/Transtikhookeanskoe-partnerstvo-barery-i-perspektivy-razvitiya-17733

9.    Холодков В.М. Транстихоокеанское партнерство: с кем, против кого и для чего? // http://riss.ru/analitycs/21485/

10.  APEC Statistics. Key Indicators // http://statistics.apec.org/index.php/key_indicator/economy_list

11.  APEC Statistics. Bilateral Relations // http://statistics.apec.org/index.php/bilateral_linkage/bld_result/22

12.  Bergsten F.C. The Trans-Pacific Partnership and Japan // Nikkei Asian Review. November 16, 2015.

13.  Hufbauer G.C., Cimino-Isaaks C. How will TРP and TTIP Change the WTO System? // Journal of International Economic Law. 2015. Vol. 18. Р. 679-696.

14.  Firth A. European Norms in Transit: Trade Mark Norms, TTIP Uncertaintes and the Relevance of TРP // Asia Europe Journal. 2015. Vol. 13. P. 323-330.

15.  Petri P., Plummer M., Zhai F. Adding Japan and Korea to TPP // http://asiapacifictrade.org/?page_id=106. March 7, 2013.

16.  TPP Full Text // https://ustr.gov/trade-agreements/free-trade-agreements/trans-pacific-partnership/tpp-full-text

17.  UNCTAD FDI Bilateral Statistics. Country Profile // http://unctad.org/en/Pages/DIAE/FDI%20Statistics/FDI-Statistics-Bilateral.aspx

18.  World Investment Report 2015. UNCTAD, Geneva, 2015. 253 p.

19.  What is the Transpacific Partnership? // http://useconomy.about.com/od/Trade-Agreements/fl/What-Is-the-Trans-Pacific-Partnership.htm

20.  Is the Transpacific Partnership good for Malaysia? // https://www.imoney.my/articles/is-the-trans-pacific-partnership-tpp-good-for-malaysiaIs 

Ключевые слова: экономика Транстихоокеанское партнерство ТТП

Версия для печати