Эти слова президент (тогда премьер-министр) Турции произнес после того, как сирийская система ПВО сбила турецкий военный самолет над своей территорией. Но инцидент произошел в 2012 году. Утром двадцать четвертого ноября 2015 года турецкие истребители сбили российский бомбардировщик СУ-24. В тот же день на встрече с королем Иордании Абдаллой II президент России назвал действия Турции «ударом в спину» от «пособников террористов». (rbc.ru) А Эрдоган на этот раз вспомнил о «праве каждого защищать свои границы». (hurriyet.com.tr)
Логика Анкары состоит в следующем: «Мы предупреждали, что будем сбивать все нарушающие воздушную границу страны летательные аппараты, кому бы они ни принадлежали. Российский самолет, несмотря на десять предупреждений, сделанных в течение пяти минут, вошел в наше воздушное пространство». Турецкий Генштаб обнародовал карту, на которой обозначен маршрут российского самолета, с отмеченными точками входа в воздушное пространство страны и выхода из него. (hurriyet.com.tr) Примечательно, что согласно этому документу, обстрел был произведен уже после того, как самолет покинул пределы Турции.Что подтверждает и источник Reuters в администрации Белого дома. (newsru.com) По данным российской стороны, бомбардировщик был атакован над сирийской территорией, в километре от турецкой границы, которую он не пересекал. Получал ли экипаж предупреждения, мы можем скоро узнать - по некоторым данным один из летчиков спасен и уже находится на российской базе. bfm.ru Военные еще будут уточнять все обстоятельства инцидента. Мы же сейчас обратим внимание на политическую подоплеку, сделавшую обстрел в принципе возможным.
Экспертное сообщество уже давно говорит о прямой поддержке со стороны Турции джихадистских группировок, действующих против режима Башара Асада, включая самые одиозные из них – «Исламское государство» и «Фронт ан-Нусра». По словам обозревателя турецкой газеты «Радикал» Юнала Чевикоза, «В сирийском вопросе Турция не солидаризируется ни с США, ни с Россией, ни с международным сообществом в целом. Но только ли в этом дело? Сирийский вопрос уже давно приобрел другой масштаб, превратившись в эдакую навязчивую идею. Даже на открытии VI энергетического форума Атлантического совета, состоявшегося на прошлой неделе в Стамбуле, президент Эрдоган построил свое выступление на идее о том, что «Сирия, мусульманство, ислам не имеют никакого отношения к терроризму», и подвел итог словами «как важно, чтобы Асад ушел». Таким образом, Турция больше не может обсуждать со своими собеседниками важные мировые проблемы и продолжает вести близорукую внешнюю политику, которая базируется на утверждении «Асад не нужен». (radikal.com.tr)
Политики и дипломаты, в том числе и российские, долгое время предпочитали не заострять внимание на «особой» позиции Анкары, имеющей весьма агрессивные планы в отношении Сирии. Поворотным моментом, вероятно, следует считать резонансное заявление В.В.Путина на форуме G-20 в Анталье о том, что финансирование ИГ осуществляется, в том числе, и из некоторых стран-участниц «двадцатки». Вне всякого сомнения, Анкара приняла эти слова на свой счет: «секретом Полишинеля» является тот факт, что значительная часть нефти, добываемой сирийскими джихадистами, идет в Турцию. Откуда поступает оплата. Примечательно, что эти слова прозвучали на фоне начавшихся российских бомбардировок контрабандных нефтяных автокараванов, тянущихся к турецкой границе. Таким образом, российский президент дал понять, о каком источнике финансирования террористов идет речь, не называя его.
Далее. Турецкий президент Таййип Эрдоган, судя по всему, смог, наконец, заручиться поддержкой со стороны США в проведении наземной операции на севере Сирии для создания там «зоны безопасности». Анкаре она нужна как буфер против набирающих силу сирийских курдов и для поддержки патронируемых Турцией оппозиционных групп, а ее западным союзникам – чтобы организовать здесь лагеря для беженцев, рвущихся в Европу, остановив этот поток здесь. Упорно не хотят в Вашингтоне прислушиваться к здравомыслящим экспертам вроде Патрика Дж. Бьюкенена: «Организовав бесполетную зону или установив «зону безопасности», мы рискуем вступить в войну не только с Сирией, но и с русскими, Ираном и «Хезболлой». Никто из этих союзников Асада не отойдет безропотно в сторону, если мы начнем военные действия, лишая сирийский режим и его армию права на защиту и на выживание в войне против ИГИЛ, ан-Нусры и прочих группировок джихадистов и инсургентов». (theamericanconservative.com) В качестве «пушечного мяса» в этой операции, по имеющейся информации, предполагается использовать прежде всего родственных туркам сирийских туркмен. Их группировки, такие как «Сирийское демократическое туркменское движение» и «Бригады султана Абдулхамит-хана» - давно воюют с войсками Асада и его союзниками, в частности, в районе падения СУ-24. Не случайно наступление на их позиции, предпринятое в последние дни правительственными войсками при поддержке российской авиацией, вызвало бурю негодования в Анкаре, которая даже пожаловалась в ООН на, якобы, «бесчеловечные» действия русских в отношении мирных туркменских жителей.
Сирийским туркменам отводится значительная роль в реализации «неосманистской» мечты президента Эрдогана. В целом, «пантюркистский проект» определяет очень многое во внешней и внутренней политике турецкого президента. Вот что об этом писала «Milli gazete» несколько дней назад: «Анкара недвусмысленно дает понять, что в случае, если кризис в Сирии и постановочные операции против ИГИЛ будут продолжаться, она не станет воздерживаться от военных действий по защите здешних туркмен и других своих интересов на турецко-сирийской границе. Кому предназначается это послание? В первую очередь — России… Сирийские тюрки — это стражи, которые веками защищали регион от вторжений крестоносцев… Регион, который они защищали, входит в наши границы, определенные Национальным Обетом… Это один из двух стратегически важных регионов, в которых будет создана Великая Турция, которая возвращается к своему историческому коду и старается уберечь свое наследие. Самая малая уступка в этом вопросе равноценна отказу от видения «Великой Турции». В тот момент, когда Турция перестанет считаться с тюркскими элементами в этом регионе, тюркский мир перестанет считаться с ней». (milligazete.com.tr) Вот так, прямолинейно и откровенно.
Военно-политическая активность России в Сирии по существу ставит по сомнение стратегические планы анкарского режима - стать лидером всех ближневосточных суннитов, - а наступление правительственных сирийских войск на отряды туркмен – на проекте создания «зоны безопасности». Эрдоган, которого в оппозиционных кругах называют не иначе как «падишах», после недавней победы своей партии на парламентских выборах, очевидно, поверил в свое всемогущество, во-первых, и решил, что руководимая им страна уже стала региональной сверхдержавой, во-вторых. В этой связи турецкий политобозреватель Метин Мюнир, например, утверждает, что «Эрдоган и его команда, включая военных, потеряли способность здраво мыслить». (t24.com.tr)
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs