Национальный институт стратегических исследований при президенте Украины (НИСИ) превращён в структуру, обеспечивающую идеологическую безопасность режима Порошенко.
Экспертно-аналитические центры, подобные НИСИ, призваны давать выверенный анализ общественно-экономической и военно-политической обстановки в стране и мире, оценивать внутри- и внешнеполитические риски, составлять практические рекомендации для высших органов власти, как то администрация президента, Кабмин, СНБО, МИД, и т.д. Однако работа НИСИ настолько засорена идеологическими штампами, что среди них сложно найти непредвзятую информацию, описывающую реальное положение дел, а не политические пожелания учредителей этого ведомства.
В дискурсе НИСИ отсутствует реальный анализ факторов, способствовавших дестабилизации украинского государства, т.е. экспертный разбор причин и следствий госпереворота в феврале 2014 г. («евромайдан»): отсюда выводятся ложные посылки, априори не могущие привести к трезвому восприятию следствий.
Ориентация на идеологические симпатии/антипатии режима Порошенко лишает экспертные работы НИСИ их аналитической ценности. Госпереворот 2014 г. переименован в них в «революцию достоинства», его отрицательные последствия замалчиваются (1).
В таких структурах, как НИСИ, использование эмоционально окрашенной лексики недопустимо, и выдаёт превалирование пропагандистского фактора над научным. Это болезнь не только НИСИ, но и СБУ, предпочитающей в официальном обороте использовать такую же лексику.
Оценки аналитиками НИСИ политической обстановки и вектора будущего развития украинской государственности подчинены принципу «политики национальной памяти». В жертву такому принципу приносится политико-экономическая целесообразность во взаимоотношениях с соседями (Белоруссия, Россия, Приднестровье), что делает будущее Украины ещё более туманным.
«Политика национальной памяти» - эвфемизм, заменяющий термин «политика националистической памяти», который полнее характеризует идеологию Киева. Её неотъемлемой частью является героизации ОУН – УПА. В т.ч., усилиями НИСИ, который рекомендует, для усиления «воздействия на общественное сознание» граждан, не отделываться теоретическими рассуждениями, а
называть конкретных виновников «преступлений против украинского народа» в недавнем прошлом, что сродни объявлению охоты на ведьм.
На странице НИСИ висит длинный список фамилий сотрудников, с приложением копий их унизительных заявлений с заверениями в идеологическом соответствии новому политическому курсу согласно ст.4 закона Украины «Об очищении власти» (2).
Общеизвестно, что к выходу из состава Украины Крым подтолкнула националистическая риторика первых лиц государства, и их намерения разрешить крымский вопрос силовыми методами. Но в изложении НИСИ симпатии крымчан к России обусловлены популярностью «российского информационно-культурного продукта сомнительного качества» (даже приводится список: шансон, попса и телесериалы), которые лишили крымчан симпатий к «украинским государственническим ценностям» (3).
Для реинтеграции Донбасса и Крыма в украинское гуманитарное пространство НИСИ рекомендует сочетать силовые методы с соответствующей информационно-культурной политикой. Усиление информационного присутствия Киева в регионах возможно добиться через увеличения объемов финансирования учреждений украинской культуры.
НИСИ отговаривает правительство от попыток профинансировать культурную политику за счёт лотерейного и игрального бизнеса (согласно проекту закона 1354-1, поданного на рассмотрение Верховной Рады 26.12.2014), рекомендуя изыскать другие источники, и указывает: приоритетной целью такой политики должны стать жители подконтрольных Киеву областей Донбасса с учетом их социально-психологических особенностей. Обозначая эту категорию населения, как пострадавшую от «внешней агрессии», НИСИ снимает с Киева ответственность за гибель мирных жителей в зоне проведения т.н.АТО.
Зазор между полу-правдой и ложью в аналитических материалах НИСИ минимален.
Так, на фоне регулярных нападений украинских националистов на церкви УПЦ МП НИСИ увидел на Украине «пример эффективного сотрудничества в проведении межконфессионального диалога» (4).
НИСИ отрицает факты насильственной отправки украинских мужчин в зону проведения «АТО», и репрессий со стороны ВСУ в отношении мирных жителей Донбасса, что совершенно далеко от истины. Творцам кабинетной аналитики не мешало бы пообщаться с респондентами из ДНР и ЛНР, чтобы оценить оторванность своего видения ситуации от реальной ситуации.
Положение института и влияние его руководителей в структурах украинской власти достаточно весомо,но заставляя граждан глядеть в кривое зеркало украинской аналитики, НИСИ обостряет и без того, хронические проблемы украинского государства.
1) http://www.niss.gov.ua/articles/1818/)
2) http://www.niss.gov.ua/catalogue/35/)
3) http://www.niss.gov.ua/articles/1872/)
4) http://www.niss.gov.ua/articles/1715/)
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs