ГЛАВНАЯ > Экспертная аналитика

Встречи лидеров СНГ в международном интерьере

21:58 18.10.2015 • Сергей Филатов, политический обозреватель журнала «Международная жизнь»

Саммит СНГ на курорте Бурабай (Казахстан).

Фото пресс-службы Президента России

Саммиты глав государств-членов СНГ все годы, начиная с момента создания Содружества Независимых Государств четверть века назад, всегда сопровождались добрыми намерениями и добрыми словами. Документы подписывались, речи произносились. А то, что не все документы вели от их текстов к их аппликации, и не за каждой речью шло прямо указание исполнителям по теме: «Срочно исполнять!», у многих обозревателей вызывали закономерные вопросы.

Правда, эти процессы добрых отношений имели и свои тенденции, например, хорошо заметную «разноскоростную интеграцию» стран СНГ. Для кого сотрудничество было любезным и заинтересованным, те вели вперед к развитию всех возможных нюансов отношений – как двусторонних, так и многосторонних. Из этого понимания – как, собственно, геополитической ситуации, так и перспектив её разворачивания, и родилась, а потом проЯВИЛАСЬ – сначала, в форме идеи, а сегодня в форме проекта Евразийского экономического союза (ЕАЭС) на гигантских по масштабам территориях Планеты – воля стран-участниц СНГ.

Не все члены Содружества её сразу приняли и, тем более, решились на участие в реализации. Но, двери ни для кого не закрыты. И самое интересное – если «в двери ЕАЭС со временем начнут стучаться» даже те страны, которые никогда не помышляли вступать в СНГ. Глобализация, знаете ли…

Нынешние встречи на высшем уровне – саммит ЕАЭС и саммит СНГ, которые радушно приняла земля Казахстана, причем, не в столице, а в курортном месте – Бурубай, надо заметить, совсем не похожи на былые контакты с хорошими, но «позабытыми кем-то для исполнения» договоренностями. Дело серьезное – пламя чужой войны уже опаляет большие территории и поднимается с Ближнего и Среднего Востока на Север – к границам бывшего СССР, сиречь – к границам среднеазиатских стран СНГ. И тут уже не до выяснения деталей небезоблачных взаимоотношений между рядом государств-участников. Настает час объединять усилия. Не на бумаге, а на деле…

 

Это знакомое слово – «Афган»

 

Недавний приезд в Россию одного из самых ярких и влиятельных афганских лидеров – генерала Дустума, который, трудно вспомнить, когда предыдущий раз нас посещал, явно и непосредственно свидетельствует о том, что ситуация прямо у границ СНГ стала совсем не простой.

Россия может оказать военную поддержку Афганистану в борьбе с ИГИЛ, считает глава Чеченской республики Рамзан Кадыров. Об этом он написал в соцсети 5 октября по итогам встречи с Дустумом:

«В Чеченской республике находится мой дорогой гость, первый вице-президент Афганистана, генерал Абдул-Рашид Дустум. Мы обсудили вопросы экономического, торгового, культурного сотрудничества. Особое значение уделили борьбе с терроризмом в целом, и с Иблисским государством (ИГИЛ) в частности. Дустум отметил, что ИГИЛ пытается сделать своим плацдармом Афганистан. Для предотвращения этой угрозы Кабулу нужна поддержка России, как и в Сирии».[1]

Казалось, а причем здесь СНГ? – Так, достаточно глянуть на карту и увидеть, что Афганистан граничит со странами Средней Азии, входящими в СНГ, и приезд Дустума в Россию это – знак для них, в том числе. Дальше – вопросы координации и взаимодействия на уровне межгосударственных отношений по поставленным вопросам «предотвращения этой угрозы».

Недаром же сам президент Афганистана уже выразил пожелание получить военную помощь Москвы. И Дустум, как передает, например, афганское информационное агентство Khaama Press, «во время своего визита в Россию призвал должностных лиц страны к поддержке в борьбе с терроризмом».[2]

Вот почему к саммиту СНГ в Казахстане внимание особенное.

Так уж общественное мнение формируется, что успехи развития его, это «мнение», не особо трогают. И, в связи с этим феноменом массовой психологии, программа под именем «Россия поднимается» мало, кому заметна, хотя есть в Сети ресурсы, которые регулярно рассказывают об этом, например – «Время, впередСозидание сегодня не есть информационный повод для многих тиражных СМИ, жаждущих, прежде всего, громких сенсаций, в том числе, «на крови». (И этот тренд – универсален).

Но, коль скоро активизация ИГИЛ уже чувствуется у границ СНГ, к решениям саммита в Казахстане внимание было «нештатным». Уже кто-то, а сами «Би-Би-Си» с «Рейтерс» отметились – у англосаксов на такие события особый нюх…

Как передавал с места событий корреспондент ВВС: «В переговорах на курорте Бурабай в 250 километрах от Астаны участвуют президенты Азербайджана, Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, России, Таджикистана и Узбекистана.

Молдавию на саммите представляет замминистра иностранных дел, Туркмению – вице-премьер, Украину – временный поверенный в делах Украины в Казахстане.

Одной из главных тем саммита стала ситуация в Афганистане, которую президент России Владимир Путин назвал “близкой к критической”».[3]

Разошлась по эфиру и цитата из выступления президента Казахстана Нурсултана Назарбаева: «В последнее время мир подвергается глобальным изменениям во многих сферах, прежде всего, это касается экономики и вопросов безопасности. Происходящее не может не требовать от нашей организации соответствующего развития, адаптации к новым условиям. СНГ должно эволюционировать, приспосабливаться к новым реалиям, более эффективно реагировать на глобальные изменения и вызовы».[4]

Другими словами – СНГ стоит перед необходимостью отвечать на глобальные вызовы.

 

А Евросоюз… погружается во внутренние неприятности

 

Сейчас вернемся на саммит СНГ, но на несколько мгновений перенесемся на западный полуостров Евразии. Там, в те же часы проходил саммит Евросоюза на тему «Беженцы в Европе». И проходил он, как заметил комментатор британской газеты «Guardian», «в атмосфере уныния и напряженности». - «The summit took place in an atmosphere of gloom and tension».[5]

Это к вопросу о том, где саммиты «лучше»…

Было время, Запад подчеркивал свои «неоспоримые ценности», до которых нам – «сирым и убогим» - из Евразии «не дотянуться». «Кое-чем не вышли», по их меркам. Но, вон как дело-то выворачивается в октябре 2015-го – «gloom and tension».

В Казахстане чуть не в эти же часы проблем обсуждали не меньше – но проблемы эти родные, собственные. Это проблемы, которые самим и решать. И с Евроазиатских просторов вопросы полуострова Евразии, пусть даже он и называется – Европа, понимаешь, не так заметны, и уж совсем «не болят».

- Берримор, а где находится Бурабай?

- Говорят, в трех-четырех тысячах километров от Лондона к Востоку.

- Боже, и там уже решаются мировые проблемы?

- Увы, сэр… Осмелюсь доложить, что Макиндер всегда полагал, что именно в тех местах находится «Хартленд», то есть Центр Мира.

- Да… Он, похоже, был прав…

Что же касается больной сегодня темы евросчастливцев о том, как и… зачем (?!) принимать толпы людей из стран, которые лично правительства самой Европы разрушили «под 0» под чутким руководством союзников из США, то сегодня – это личный вопрос самих жителей Европы. Они что ж – думали, что могут с восторгом, почти 20 лет (!), поддерживать военные игрища своих руководителей против Югославии, Ирака, Ливии, Сирии, Мали, Центрально-Африканской Республики и далее – по списку, и им за это ничего не будет? Так, австралийские братья по разуму цивилизации могут рассказать евросчастливцам о том, что «бумеранг всегда возвращается».

Саркози, вон, ныне прям обивает пороги Москвы, а, ведь, этот бывший президент Франции первым вытер ноги о резолюцию Совета Безопасности ООН по Джамахирии… Так, получите сегодня, сторонники Саркози, то, о чем в последние часы жизни говорил умерщвленный Каддафи: «Вы бомбите стену, не пропускавшую поток африканской миграции в Европу, стену, останавливавшую террористов „Аль-Каиды“. Этой стеной была Ливия. Вы разрушили ее… За тысячи мигрантов из Африки, за поддержку „Аль-Каиды“ гореть вам в аду. И так оно будет».[6]

И теперь, как в горькую насмешку, появляются в инете такие вот клипы:

 

Вот – реальная повестка дня для саммита Евросоюза. Его, кстати говоря, закрыли на сутки раньше. То ли повестка дня исчерпана, то ли из Вашингтона кто-то по телефону позвонил, чтоб не рассиживались – а то вдруг «вспомнят, как всё начиналось»…

Кстати, это Евросаммит был помечен одним очень знаменательным, как сейчас принято говорить, «маркером». В разгар дискуссии болгарские пограничники застрелили беженца-афганца. Пролилась первая кровь этого нового, ранее невиданного конфликта, угрожающего Европе. И премьер Болгарии Бойко Борисов вынужден был покинуть мероприятие: «Премьер-министр Болгарии Бойко Борисов покинул проходивший в Брюсселе саммит Евросоюза, на котором обсуждались меры по сдерживанию потока мигрантов, после сообщений о столкновениях между беженцами и пограничниками на болгарско-турецкой границе».[7] Вот за ним и другие к дверям потянулись…

Это к вопросу о том, что происходило на параллельной встрече в верхах в Европе, когда в Казахстане собрались лидеры СНГ. Так что – почувствуйте разницу.

 

«Мы долго запрягаем, но быстро ездим»

 

Заметим при этом, что разница становится всё более впечатляющей! Саммиты ЕС пяти-десяти-пятнадцати летней давности и сегодняшние их экстренные встречи уже – из разных Эпох.

А у нас вот только-только (Азия-с, люди никуда не торопятся, да и зачем?) начинают вырисовываться некоторые реальные стратегические направления. Однако и не стоит забывать об исконно русской традиции: «Мы долго запрягаем, но быстро ездим». Традиции, которая за столетия совместного проживания под одной крышей – сперва Российской Империи, а потом Советского Союза – вошла в быт дружественных народов пост-Имперского и пост-Советского пространств размахом в 1/6 часть мира!

Так, о чем говорили?

Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев на встрече с президентом России Владимиром Путиным предложил создать форум «Ислам против терроризма»: «Особое внимание мы уделили актуальным вопросам международной повестки дня,.. в том числе, в целях стабильности, безопасности в Центрально-Азиатском регионе».[8]

 

Фото пресс-службы Президента России

Говорили о развитии двусторонних отношений. Россия и Казахстан разрабатывают программу общего рынка электроэнергии и готовятся к возведению в Казахстане первой АЭС.

Владимир Путин и Нурсултан Назарбаев подписали протокол о внесении изменения в протокол к Соглашению между Российской Федерацией и Казахстаном о разграничении дна северной части Каспийского моря для осуществления суверенных прав на недропользование от 6 июля 1998 года. «Каспийский протокол» открыл возможность для разработки и эксплуатации нефтеносного месторождения «Центральная», находящейся в Каспийском море примерно в 180 км восточнее Махачкалы. По заключенному договору, оно будет разведываться и осваиваться при участи казахстанских партнеров. Процент деления добычи стороны установят после более точного определения запасов углеводородов.[9]

Обсудили и продолжение сотрудничества в космической области. Россия и Казахстан эффективно сотрудничают и по этим вопросам – Россия продолжает использовать космодром в Байконуре, составлена совместная космическая программа, казахстанский космонавт Айдын Аимбетов побывал на околоземной орбите в составе международной команды.

Новое же соглашение касается взаимодействия двух стран при ракетных пусках из района Домбаровский Оренбургской области России – когда на определенный сегмент территории Казахстана будут падать отделяющиеся части стартующих ракет, РФ будет вносить Казахстану арендную плату в размере почти полмиллиона долларов в год.

Вот как, в частности, комментировал переговоры Нурсултан Назарбаев: «Высший статус визита президента России подчеркивает особый характер отношений между нашими странами... Главной темой стали вопросы проведения скоординированного действия переговоров. Для этого есть все необходимые инструменты, как в двустороннем формате, так и в рамках ЕАЭС. Сам факт ЕАЭС – огромный позитивный фактор для наших стран. Казахстанские производители получили неограниченный доступ к емкому рынку стран-членов ЕАЭС...

Во время переговоров мы определили набор конкретных мер по смягчению последствий проблем мировой экономики. Это по вопросу транзита, в том числе, трубопровода – возможности использовать его через нас в Китай, и совместное освоение Каспийского месторождения, сотрудничество в области угольной промышленности, транзита вдоль Каспийского моря через Персидский залив. Отдельно говорили по завершению проекта Западная Европа – Западный Китай».[10]

Назарбаев отметил, что среднегодовой объем товарооборота между Казахстаном и Россией составляет около 21 миллиарда долларов. Он пояснил, что товарооборот снижается в нынешних условиях, но в течение некоторого времени он восстановится. «Российские компании участвуют в разработке крупнейших казахстанских месторождений углеводородного сырья. В Казахстане активно действуют 5600 предприятий с участием российского капитала. В рамках карты индустриализации реализовано 20 крупных совместных проектов», - сказал президент Казахстана.

 

Экономическая задача СНГ – оживить внутренний рынок

 

Затем начался саммит СНГ.

В заседании вместе с Владимиром Путиным приняли участие президент Азербайджана Ильхам Алиев, президент Армении Серж Саргсян, президент Беларуси Александр Лукашенко, президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, президент Киргизии Алмазбек Атамбаев, президент Таджикистана Эмомали Рахмон, президент Узбекистана Ислам Каримов, заместитель министра иностранных дел и европейской интеграции Молдовы Андрей Галбур, заместитель председателя Кабинета министров Туркменистана Сатлык Сатлыков, временный поверенный в делах Украины в Казахстане Юрий Лазебник (на фотографировании отсутствовал), председатель Исполнительного комитета – исполнительный секретарь СНГ Сергей Лебедев:

 

Фото пресс-службы Президента России

 

Обращаясь к коллегам, президент России призвал активнее переходить на национальные валюты во взаиморасчетах стран-участниц: «Нам необходимо активнее переходить на наднациональные валюты во взаиморасчетах».[11]

Глава государства напомнил про Договор о зоне свободной торговли в СНГ от 2011 года: «Нужно в полной мере раскрыть его потенциал и максимально упростить условия для движения товарных и инвестиционных потоков… Необходимо продумать комплекс мер по снижению зависимости национальных экономик от внешних рынков и подумать об оживлении деловых связей внутри Содружества».

Развитие тесного сотрудничества в рамках Содружества остается неизменным приоритетом внешней политики России, подчеркнул президент РФ. Он отметил, что в будущем году СНГ исполняется 25 лет, и за это время объединение подтвердило свою востребованность. В СНГ накоплен большой опыт совместной работы по самым разным направлениям, в том числе, – по решению социально-экономических вопросов: «Сегодня на наши страны воздействует целый ряд негативных внешних факторов. Это – падение цен на ряд наших основных экспортных товаров, неопределенность в мировой экономике, рост политической напряженности во многих регионах… В этой ситуации необходимо продумать комплекс мер по снижению зависимости национальных экономик от внешних рынков и подумать об оживлении деловых связей внутри самого Содружества».

Президент РФ сообщил, что Россия завершает ратификацию Соглашения об интегрированном валютном рынке Содружества, которое было подписано в декабре 2012 года Арменией, Белоруссией, Казахстаном, Киргизией, Россией и Таджикистаном: «Вступление в силу этого документа позволит вести согласованную валютную политику, а в перспективе, может быть, и сформировать общий финансовый рынок СНГ».

Это Соглашение предусматривает прямой допуск банков-резидентов сторон на внутренние валютные рынки друг друга для проведения межбанковских конверсионных операций на условиях правового режима не менее благоприятного, чем для национальных коммерческих банков. По мнению экспертов, Соглашение будет способствовать расширению использования национальных валют при проведении платежей в сфере внешней торговли и предоставления финансовых услуг и, таким образом, создаст предпосылки для повышения ликвидности рынка национальных валют.

Уже не раз приходилось говорить и писать, что сегодня России необходимы – Развитие и Безопасность. Именно эти темы и звучали на саммите в Казахстане из уст Главы Российского государства.

Владимир Путин в ходе встречи в верхах привел данные о числе выходцев из стран СНГ в рядах террористической группировки ИГИЛ – от пяти до семи тысяч граждан РФ и СНГ находятся сейчас в Сирии, на контролируемых террористами землях. И подчеркнул, что в настоящее время, как никогда, актуально сотрудничество в борьбе с международными террористами.

По словам Путина, главы Содружества независимых государств не могут позволить, чтобы боевики вернулись на родину и начали применять свой опыт в мирных городах.

Кстати, в канун саммита прошло сообщение об успешных антитеррористических учениях стран Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), в которую, как известно, входит ряд членов СНГ. Информация от китайской газеты «Жэньминь Жибао» была такова: «14 октября в городе Сямэнь (провинция Фуцзянь, КНР) компетентные органы стран-членов ШОС успешно провели антитеррористические учения в Сети «Сямэнь -2015». Это – первые совместные учения по борьбе с террористической деятельностью в интернете, которые проводит Шанхайская организация сотрудничества».[12] Подробности операции – по ссылке.

Так что, слова с делом не расходятся, и это – отличительная особенность современного этапа.

 

Об операции в Сирии и терроризме

 

Президент Путин подробно информировал коллег о результатах действий России в Сирии:

 

Фото пресс-службы Президента России

«На прошедшей недавно в Нью-Йорке общеполитической дискуссии в рамках юбилейной сессии Генассамблеи ООН одной из ключевых тем стало противодействие растущей угрозе международного терроризма. Основной фронт борьбы с этим злом находится сегодня на Ближнем Востоке.

Россия неоднократно предупреждала об опасности усиления радикальных сил в этом регионе, последовательно и на всех уровнях выступала за сплочение усилий международного сообщества в противостоянии экстремистским группировкам. В этой связи мы посчитали своим долгом предпринять конкретные действия в борьбе с так называемым «Исламским государством» и другими радикальными формированиями на территории Сирии.

Отмечу, что операция Военно-космических сил России с привлечением кораблей Каспийской флотилии полностью соответствуем международному праву, абсолютно легитимна, так как осуществляется на основании официального обращения Президента Асада.

Она имеет строго заданные рамки, авиация и другие средства применяются исключительно по террористическим группировкам. Есть также временное ограничение – на срок проведения сирийскими войсками наступательных операций против террористов.

Действуя с воздуха и моря по заранее согласованным с сирийцами целям, наши военнослужащие добились внушительных результатов. Уничтожены десятки пунктов управления и складов с боеприпасами, сотни террористов и большое количество боевой техники.

При этом мы неизменно выступаем за формирование максимально широкой коалиции по противодействию экстремистам и террористам.

Предпринимаем усилия по налаживанию практической совместной работы с основными региональными и международными партнёрами. В качестве первого шага призываем все заинтересованные стороны подключиться к работе Информационного центра в Багдаде.

Определённый прогресс в этом плане, плане координации действий и усилий по борьбе с терроризмом в этом регионе, происходит. Удалось установить деловые контакты с ближневосточными государствами. Мы находимся в переговорном процессе с Саудовской Аравией, Объединёнными Арабскими Эмиратами, с Египтом, Иорданией, Израилем и другими странами, предпринимаем попытки наладить взаимодействие с Соединёнными Штатами Америки и Турцией.

Хочу подчеркнуть возросшую актуальность сотрудничества в противодействии международному терроризму и в рамках нашего Содружества. По разным оценкам, на стороне ИГИЛ уже воюют от пяти до семи тысяч выходцев из России и других стран СНГ. И мы, конечно, не можем допустить, чтобы они полученный сегодня в Сирии опыт позднее применяли бы у нас дома.

Необходимо обеспечить эффективную деятельность Антитеррористического центра СНГ, продолжать координировать работу спецслужб, осуществлять постоянный обмен информацией. Особенно важно внимательно следить за положением дел у внешних границ Содружества. И здесь не могу не согласиться с Президентом Узбекистана, который с тревогой говорил о ситуации, складывающейся в Афганистане.

Ситуация там, действительно, близка к критической. Террористы разных мастей набирают всё больше влияния и не скрывают планов по дальнейшей экспансии. Одна из их целей – прорваться в Центрально-Азиатский регион. Нам важно быть готовыми согласованно реагировать на такой сценарий.

И в этой связи отмечу значение Концепции военного сотрудничества государств – участников СНГ до 2020 года…

Поставить надёжный заслон на внешних рубежах СНГ поможет и реализация представленной на рассмотрение Программы сотрудничества Содружества в укреплении пограничной безопасности на 2016-2020 годы. Она предусматривает возможность формирования группировки пограничных и иных ведомств стран Содружества для урегулирования кризисных ситуаций на границе.

Уверен, эти документы существенно повысят отдачу от общих усилий по борьбе с транснациональной преступностью и наркотрафиком».[13]

Честно говоря, трудно припомнить, чтобы на саммитах СНГ проблема обуздания международного терроризма звучала столь резко. Ситуация изменилась – она обостряется. Поэтому-то лидеры стран СНГ и приняли специальное Заявление о борьбе с международным терроризмом и Концепцию военного сотрудничества стран-участниц содружества до 2020 года.

По словам председателя Исполнительного комитета СНГ – Исполнительного секретаря Содружества Сергея Лебедева, в странах СНГ вызывает естественную озабоченность рост активности террористических группировок в различных регионах планеты. «Действия террористов несут прямую угрозу международному миру и безопасности. Поэтому тема противодействия терроризму, борьбы с его проявлениями стоит в центре внимания специализированных отраслевых советов СНГ», — сказал он корреспонденту EADaily.[14]

По словам Лебедева, в СНГ убеждены, что эффективно противостоять терроризму можно и нужно на основе международного права при центральной координирующей роли ООН, соблюдая требования резолюций Совбеза и Генассамблеи ООН. «В глобальной контр-террористической стратегии ООН отмечена потребность комплексного подхода к решению задач антитеррора, в частности, необходимость лишения терроризма его финансовой, идеологической и кадровой подпитки. Содружество обладает большим потенциалом в сфере предупреждения и эффективной борьбы с угрозами, исходящими от террористических группировок. Большая роль здесь отводится органам отраслевого сотрудничества в этой сфере. Мы последовательно ведем работу по совершенствованию координации совместных усилий по предупреждению, выявлению и пресечению террористической деятельности, попыток втягивания в нее уязвимых слоев общества», — сказал Лебедев.

 

Подписано. Надо выполнять!

 

16-ть документов были приняты во время заседания Совета глав государств СНГ в расширенном составе. Среди подписанных:[15]

1. Решение «О Заявлении глав государств Содружества Независимых Государств по случаю 70-летия Организации Объединенных Наций».

2. Решение «О Заявлении глав государств-участников Содружества Независимых Государств о борьбе с международным терроризмом».

3. Решение «Об Обращении глав государств Содружества Независимых Государств в связи с 30-й годовщиной аварии на Чернобыльской АЭС».

4. Решение «О правовом обеспечении миграционных процессов в Содружестве Независимых Государств».

5. Соглашение о порядке создания и деятельности совместных следственно-оперативных групп на территориях государств-участников Содружества Независимых Государств.

6. Соглашение об образовании Совета руководителей пенитенциарных служб государств-участников Содружества Независимых Государств.

7. Соглашение о сотрудничестве государств-участников Содружества Независимых Государств в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

8. Решение «О Концепции военного сотрудничества государств-участников Содружества Независимых Государств до 2020 года».

9. Решение «О Программе сотрудничества государств-участников Содружества Независимых Государств в укреплении пограничной безопасности на внешних границах на 2016-2020 годы».

10. Решение «О реализации в 2016 году Межгосударственной программы «Культурные столицы Содружества» в Туркменистане».

11. Решение «О формировании группировки пограничных и иных ведомств государств-участников СНГ, направляемой для урегулирования (ликвидации) кризисной ситуации на внешних границах».

12. Решение «О выполнении Плана мероприятий по реализации Протокола от 5 октября 2007 года об утверждении Положения об организации взаимодействия пограничных и иных ведомств государств-участников Содружества Независимых Государств в оказании помощи при возникновении и урегулировании (ликвидации) кризисных ситуаций на внешних границах от 5 декабря 2012 года».

13. Решение «О Руководителе Антитеррористического центра государств-участников Содружества Независимых Государств».

14. Решение «О председательстве в Содружестве Независимых Государств».

15. Протокольное решение «О проведении очередного заседания Совета глав государств Содружества Независимых Государств».

16. Решение «О Председателе Координационного Комитета по вопросам противовоздушной обороны при Совете министров обороны государств-участников Содружества Независимых Государств».

Обозреватели сразу отметили, что сразу несколько документов посвящены кооперации в сферах обороны, безопасности и правоохранительной деятельности.

«Итоговые документы саммита глав государств СНГ имеют практический характер и способствуют углублению сотрудничества между странами-участницами, - заявил президент Казахстана Нурсултан Назарбаев. – Большой блок посвящен вопросам обеспечения безопасности и правопорядка… Документы имеют практический интерес…»[16]

Он добавил, что Казахстан с момента образования СНГ последовательно выступал и продолжает выступать за активизацию многостороннего сотрудничества между странами-участниками. СНГ – это «универсальная площадка, объединяющая 11 государств постсоветского пространства, аналогов которой нет. Здесь мы можем в доверительной обстановке обменяться мнениями по самым насущным проблемам международной политики, обсудить любые вопросы нашего многостороннего сотрудничества».

На саммите в Казахстане оформлена передача председательства в Содружестве от Казахстана к Кыргызстану в 2016 году. Установлено, что следующее заседание совета глав государств СНГ пройдет 16 сентября 2016 года в Кыргызстане.

Президент Кыргызстана Алмазбек Атамбаев предложил адаптировать повестку дня Содружества Независимых Государств к новым реалиям евразийской интеграции. Он подчеркнул, что «Кыргызстан, как государство-председатель СНГ в 2016 году, намерен строго придерживаться и соблюдать принципы преемственности и последовательного укрепления, взаимовыгодного развития сотрудничества, отвечающего интересам стран СНГ. На нашу долю выпала почетная миссия – провести в 2016 году в Бишкеке юбилейный саммит СНГ, основным вопросом которого станет заявление в связи с 25-летием образования Содружества», - сообщила пресс-служба президента Кыргызстана.[17]

 

«Свободный рынок» для Евразийского экономического союза

 

После саммита СНГ прошло заседание Высшего евразийского экономического совета, фактически – саммит ЕАЭС.

Президент России Владимир Путин, Президент Армении Серж Саргсян, Президент Белоруссии Александр Лукашенко, Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев и Президент Киргизии Алмазбек Атамбаев приняли участие в очередном заседании Высшего Евразийского экономического совета.

 

Фото пресс-службы Президента России

Большая часть вопросов (а всего их было 15), рассматривавшихся в формате ЕАЭС, как сообщали информагентства, носила перспективный характер. Например, тенденции развития союза до 2030 года, новый Таможенный кодекс ЕАЭС и другие.[18]

Несмотря на то, что в условиях антироссийских санкций между странами ЕАЭС уже не раз «искрило» – у соседей вдруг открывается то одно, то другое производство невиданных в тех краях продуктов, но почему-то прямо попадающих под российские контрсанкции, всякий раз проблемы решаются полюбовно. Ну, папайя и папайя… Может, действительно, выросла?..

Так что, на Высшем совете ЕАЭС основное внимание уделено не шероховатостям, а взаимопониманию в развитии интеграционных процессов, вопросам международной деятельности и укреплению сотрудничества с другими странами и объединениями.

Шероховатости эти, кстати, больше походят на события «свободного рынка» с его самыми заковыристыми реалиями, о чем нам его эпигоны постоянно внушают, чем тот хамский «довляж» мировых ТНК – в их финансовых интересах – на всех, кто попадается у них на пути. Вот уж где не до «свободного рынка», господа эпигоны…

Как бы то ни было, но постулат, что «в кризис надо держаться вместе», саммит ЕАЭС продемонстрировал вполне себе наглядно.

Прочтите, какого рода документы были одобрены:

- О численном составе Коллегии Евразийской экономической комиссии.

- О некоторых вопросах, связанных с присоединением Республики Казахстан к Всемирной торговой организации.

- О порядке принятия в Евразийский экономический союз новых членов и прекращения членства в Евразийском экономическом союзе.

- Об основных направлениях международной деятельности Евразийского экономического союза на 2015 год.

- О координации действий государств-членов Евразийского экономического союза по вопросам сопряжения ЕАЭС и «Экономического пояса Шелкового пути».

- Об основных направлениях экономического развития Евразийского экономического союза.

- О внесении изменения в Регламент работы Евразийской экономической комиссии.

- Об утверждении перечня секторов (подсекторов) услуг, по которым формирование единого рынка услуг в рамках Евразийского экономического союза будет осуществлено в соответствии с планами либерализации (в течение переходного периода).

- О внесении изменений в перечень секторов (подсекторов) услуг, в которых функционирует единый рынок услуг в рамках Евразийского экономического союза.

- О внесении изменений в Решение Высшего Евразийского экономического союза от 23 декабря 2014 года № 112.

- Об утверждении Положения о внешнем аудите (контроле) в органах Евразийского экономического союза.

- О проекте Соглашения между Евразийским экономическим союзом и Правительством Республики Беларусь об условиях пребывания Суда Евразийского экономического союза на территории Республики Беларусь.

- О рабочей группе по созданию единой системы идентификации участников внешнеэкономической деятельности на территории Евразийского экономического союза.

- О времени и месте проведения очередного заседания Высшего Евразийского экономического совета.

- О назначении Председателя Коллегии Евразийской экономической комиссии.

Договорились, что следующий саммит ЕАЭС состоится в декабре 2015 года в Москве.

Главы государств утвердили нового руководителя Евразийской экономической комиссии (ЕЭК): с февраля 2016 года им станет бывший премьер Армении Тигран Саркисян. Как рассказал журналистам действующий глава ЕЭК Виктор Христенко, в состав войдут 10 министров: по два от каждой страны-участницы: Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии и России.[19]

Лидеры ЕАЭС также приняли решение о запуске работы с КНР по формированию торгово-экономического соглашения. «Надеюсь, официальные переговоры в следующем году в первом квартале уже начнутся», - заявил он. В контексте сопряжения ЕАЭС с проектом экономического пояса «Шелкового пути» обсуждался вопрос о включении в этот процесс стран ШОС. «Я думаю, это направление будет одним из важнейших с точки зрения внешнеэкономических перспектив Союза, и надеюсь, что в этом плане мы будем достаточно активно продвигаться», - считает Виктор Христенко.

Христенко также напомнил о переговорах по преференциальному режиму для Индии и сообщил, что было принято решение о начале переговоров о зоне свободной торговли с Израилем.

Добавим к этому, что в канун саммита, от имени ЕАЭС в ООН была направлена заявка на предоставление Евразийскому экономическому союзу статуса «наблюдателя в Генеральной Ассамблее ООН»:

 

 

…Да, саммиты СНГ и ЕАЭС в Казахстане проЯВИЛИ новые тенденции во взаимоотношениях стран-участниц. «На границе тучи ходят хмуро», и президенты об этом говорят уже открытым текстом.

Да, возникает ощущение того, что на базе принятых документов – всё более в сторону укрепления коллективной безопасности – так и прорастают контуры именно подобного, безопасного для всех будущего. И, кто знает, может по имени одной из азиатских столиц, где рано или поздно будет созван «саммит стран Азии по безопасности на континенте», так и назовут это явление, как сорок лет назад назвали Саммит по безопасности и сотрудничеству в Европе – «Хельсинки-1975»?

Да, СНГ будет теперь крепче прежнего – общая опасность сближает и мобилизует.

Да, ЕАЭС более резво пойдет по пути исполнения своих решений – мировой кризис обязывает.

Да, двусторонние и многосторонние отношения приобретают уже совсем иную глубину – капризы не ко времени.

Да, на Россию в Казахстане президенты смотрели уже иначе – это не та страна, которая состояла в СНГ в 1990-х годах.

И много ещё вокруг этих – «Да», как нового императива...

Эпоха пришла такая, что подталкивает собирать силы для солидарной встречи новых вызовов. Чтобы этим общим «Да» ответить на накатывающуюся на Евразию волну разрушения по имени «Нет»…

На дворе уже шестнадцатый год XXI века, но, кажется, что Век этот только-только сейчас и начинается. А 15-ть предыдущих лет – это был просто переходный период из Второго Тысячелетия к Третьему Тысячелетию, которое XXI век и открыл. И открыл не для того, чтобы сразу «захлопнуть крышку».

Всё только начинается. Но КАК!..



[13] http://kremlin.ru/events/president/news/50515

[14] http://eadaily.com/news/2015/10/16/siriyskiy-krizis-splotil-prezidentov-postsovetskogo-prostranstva

[15] http://kremlin.ru/supplement/5026

[16] http://kset.kz/news/view/553932&from=124556662

[17] http://rus.kg/news_rus/policy_rus/41137-kyrgyzstan-stanet-gosudarstvom-predsedatelem-sng-v-2016-godu.html

[18] http://so-l.ru/news/show/siriyskiy_krizis_splotil_prezidentov_postsovetskog_5

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати