Роль современного казачества России выходит далеко за историко-реконструкторские рамки. Функционально казачество представляет собой воинское сословие, основной ролью которого является участие в войнах и исполнение охранных задач в тылу (охрана правопорядка на городских улицах, охрана объектов государственной собственности, и т.п.).
Те же функции были присущи казачеству прошлых веков, и изменены быть не могут, тем более что современное казачество выступает продолжателем традиций казачества царской России. Российское общество юридически не сословно, но, как всякое общество, оно было и будет сословным функционально. Каждый слой населения в структуре общества выполняет свойственные ему функции. В случае с казачеством эти функции состоят в несении государевой службы.
В российском обществе ещё сохраняется узкий взгляд на процесс возрождения казачества. Наблюдается непонимание культурно-исторической и политической важности казачества. Многие не знают, что понятие «казак» в былые эпохи было совместимо с понятием «дворянин». Русские дворяне служили в казачьих частях, атаманом всех казачьих войск Российской империи был цесаревич Николай (сын Александра II). Из казаков – известный русский философ, проф. Алексей Фёдорович Лосев, и множество российских и советских полководцев.
Сегодня казачьи округа созданы по всей территории России, от Калининграда до Сахалина. Историко-географических преград для появления казачества в том или ином регионе Российской Федерации не существует. Историческая преемственность современного казачества не ограничивается рубежами традиционных казачьих войск (донское, кубанское, терское, оренбургское, уральское, сибирское, уссурийское, амурское, забайкальское, семиреченское).
Казаки появлялись там, где того требовали геополитические реалии. Не всегда это были регионы, прочно ассоциирующиеся в исторической памяти с казачеством. Так некогда появилось якутское (1641) и камчатское казачество (1699).
Нет ничего исторически искусственного в появлении балтийского казачества. Калининградский полуэксклав – приграничный регион. Казаки – «пограничники Евразии» (проф. В. А. Дергачёв), и появляются там, где пролегают политико-идеологические или государственные границы евразийского интеграционного проекта.
Ещё пример – казаки Приднестровья, ведущие свою историческую родословную от черноморского казачества. Во время приднестровского конфликта черноморские казаки сыграли не последнюю роль в борьбе за независимость ПМР.
Казачество всё чаще становится темой для публикаций западных экспертно-аналитических сообществ, таких, как Джеймстаунский фонд, к деятельности которого причастны Джеймс Вулси (бывший глава ЦРУ) и Збигнев Бжезинский (бывший советник президента Соединённых Штатов по нацбезопасности) (1,2,3). Такие публикации полны передёргиваний, с целью исказить истинный облик казачьего движения в России. Раз казачество находится на прицеле западных пропагандистов, значит, процесс возрождения казачества идёт на пользу России.
Отечественные скептики, видя в казачестве анахронизм, не могут примирить прошлое казачество и его настоящее. Например, традиционную казачью форму одежды на фоне современной моды. Скептики не видят будущего для казачества в XXI в., упрекая современных казаков в излишней театрализации. И хотят вернуть казачество назад, в прошлое, отказывая ему в праве на современность. Т.е. делают то, в чём сами же упрекают казачество, а упрекают они его в отсутствии духа современности.
В каждом обществе сохраняется психологическое деление на маскулинность (мужественность) и феминоидность (женственность). В некоторые обществах феминоидность находится в подавленно-подчинённом состоянии (у мусульман Кавказа, в некоторых арабских странах). Маскулинность занимает в культурно-психологическом плане господствующее положение (иногда это приобретает гипертрофированные формы).
В структуре русского общества, с присущей русской культуре женственной мягкостью, наблюдается, напротив, потребность в большей маскулинности. Казачество, как функционально воинское сословие, наряду с представителями силовых ведомств, является носителем маскулинного начала. Чем более оно будет развито, тем более успешно будет достигнут необходимый баланс между маскулинностью и феминоидностью.
О том, насколько важен этот баланс в деле строительства государства и сохранению государственнических достижений, указывал придворный философ Чингисхана Елюй Чуцай: «Можно завоевать государство с коня, но править государством с коня нельзя» (4).
Перед Чуцаем стояла задача снизить накал маскулинности у монгольских кочевников. Перед российским обществом стоит противоположная задача – укрепить элементы макулинности в себе.
Л. Троцкий называл казачество единственным элементом в русском обществе, способным к самоорганизации. Последующими репрессиями казачество было обескровлено, а наше общество лишилось изрядного количества способных к самоорганизации личностей.
Казачество – это синоним не только войны. Это передатчик традиционных христианских и семейных ценностей будущим поколениям. Казак всегда хозяйственник. Неоднократно высказывалась мысль о целесообразности создания в российских регионах казачьих станиц. Такие станицы могли бы стать ещё одной формой коллективного или единоличного фермерства, где население совмещало бы работу на земле с исполнением свойственных казакам государственных функций.
В казачьих традициях – многодетные семьи. Такие станицы, в которых центральным местом будет не магазин и ресторан, а храм, можно превратить в поселения демографического будущего, о важности которых говорят российские демографы (5). В таких станицах этика многодетности будет передаваться из поколения в поколение. Немалый плюс в том, что их можно создавать за Уралом, осваивая пустующие земли (Алтай, Хакасия, Красноярский край, Забайкалье). Это вопрос требует дополнительной проработки.
Казачья тематика имеет большой туристический потенциал. Не только для внутреннего туризма, но и для внешнего. Во многих регионах пользуются успехом казачьи туристические маршруты и мероприятия (6). Для иностранцев казачество полно исторической и этнографической экзотики, и необходимо использовать этот мистический интерес западного обывателя к русскому казаку.
2) http://www.ecoi.net/local_link/296804/419081_en.html
4) http://gumilevica.kulichki.com/HD/index.html
5) http://www.youtube.com/watch?t=411&v=l26ktniF_gI
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs