Евразийской интеграции 21 год. Перспективы развития ЕАЭС

16:57 21.05.2015 Григорий Поволоцкий, шеф-редактор журнала «Международная жизнь»


Комитет Совета Федерации по международным делам на своем очередном заседании на этой неделе заслушал доклад о современном состоянии и перспективах развития Европейского экономического союза (ЕАЭС). С докладом перед сенаторами выступил директор Департамента развития интеграции Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) В.Спасский.

Начиная свое выступление, директор Департамента развития интеграции Евразийской экономической комиссии подчеркнул, что в 2015 году евразийскому интеграционному проекту исполняется 21 год. Реализация евразийского интеграционного процесса началась в 1993 году, с создания зоны свободной торговли СНГ. Благодаря продвижению интеграционных процессов в 2010 году оформился Таможенный союз, в который вошли Россия, Белоруссия и Казахстан. Целью Таможенного союза стала свобода перемещения товаров между государствами-участниками. В 2012 году Россия, Белоруссия и Казахстан договорились о создании единого экономического пространства, что предполагало свободу движения услуг, свободу перемещения капиталов и свободу движения рабочей силы. А со 2 февраля 2012 года начала функционировать Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК)[1] – постоянно действующий регулирующий орган, тогда еще создававшегося, Евразийского экономического союза. 29 мая 2014 года в Астане (Казахстан) подписан договор о создании Евразийского экономического союза. А спустя некоторое время, в этом же 2014 году, Армения и Киргизия также присоединились к Договору.

Какова структура Договора о создании Евразийского экономического союза? Договор состоит из 4 частей, 28 разделов, 118 статей, имеет 33 приложения и составляет всего 1014 страниц. Один только объем договора показывает значительные трудности, возникавшие при его согласовании. Институциональная часть договора составляет с I по IV его разделы. Функциональная часть договора, это разделы с V по XII содержащие положения о таможенном союзе и разделы с XIII по XXVI содержащие положения о едином экономическом пространстве. Разделы с XXVII по XXVIII содержат переходные положения. Как уже указывалось, Договор содержит 33 приложения. Приложение №1 – это положение о ЕЭК. Приложения со 2 по 12 содержат протоколы в части регулирования таможенного союза, а приложения с 13 по 30 содержат протоколы в части регулирования единого экономического пространства. Приложение № 31 – Протокол о функционировании ЕАЭС в рамках многосторонней торговой системы. Приложение №32 - Положение о социальных гарантиях, привилегиях и иммунитетах в ЕАЭС. Приложение №33 – Положение о прекращении действия международных договоров.

1 января 2015 года вступил в силу Договор о создании Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Создание Евразийского экономического союза предполагает распространение четырех свобод для государств-членов ЕАЭС, а именно – свободу перемещений товаров, услуг, капиталов и рабочей силы. ЕАЭС предполагает создание и развитие общей инфраструктуры, а также согласованную политику по секторам экономики. Поскольку участником ЕАЭС является член ВТО – Россия, экономические правила ЕАЭС являются априори согласованными с нормами ВТО.

 

 

Директор Департамента развития интеграции Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) В.Спасский.

 

В рамках ЕАЭС проводятся скоординированные согласованные или единые политики по секторам экономики. Так предполагается создать общий рынок лекарственных средств с 1 января 2016 года. И сделано это будет на основе соглашения о единых принципах и правилах обращения лекарственных средств, которое было подписано 23 декабря 2014 года. С такой же даты, с 1 января 2016 года предполагается создать общий рынок медицинских изделий. На основе соответствующих соглашений предполагается в рамках ЕАЭС создать общий электроэнергетический рынок к 1 июля 2019 года, общий рынок газа к 1 января 2025 года, общий рынок нефти и нефтепродуктов 1 января 2025 года, и общий финансовый рынок с созданием наднационального органа по его регулированию в г.Алматы к 2025 году.

Как отметил В.Спасский, целью согласованной промышленной политики в рамках ЕАЭС является ускорение и повышение устойчивости промышленного развития государств-членов ЕАЭС, повышение конкурентоспособности их промышленных комплексов, осуществление эффективного сотрудничества между ними, направленного на повышение инновационной активности, устранение барьеров в промышленной сфере. Для этого утвержден перечень из 19 секторов экономики, приоритетных для промышленного сотрудничества государств-членов ЕАЭС. Организациями государств-членов ЕАЭС создано 9 технологических платформ: «Светодиоды», «Фотоника», «Медицина будущего», «Суперкомпьютеры», «Биотех», «Легкая промышленность», АПК и др. Подготовлен также проект Основных направлений промышленного сотрудничества в рамках ЕАЭС, который размещен для всестороннего обсуждения на сайте ЕЭК. Разработан план мероприятий по обеспечению стимулирования производства и использования моторных транспортных средств с электрическими двигателями в государствах-членах ЕАЭС. Ведется разработка проектов концепции создания Евразийского инжинирингового центра по станкостроению и Положения о формировании и функционировании евразийских технологических платформ, включающего механизмы их финансирования. Странами ЕАЭС сегодня активно создаются совместные предприятия (СП). Создано более 5000 российско-казахстанских СП и более 2500 российско-белорусских СП.

По словам директора Департамента развития интеграции Евразийской экономической комиссии, особое внимание уделяется согласованной (скоординированной) политике ЕАЭС в области сельского хозяйства. Её цель – эффективная реализация ресурсного потенциала государств-членов ЕАЭС. В этих целях предусматривается справедливая конкуренция и равные условия доступа на общий аграрный рынок для субъектов государств-членов ЕАЭС; защита интересов производителей государств-членов ЕАЭС на внутреннем и внешнем рынках. Какие мероприятия предусматриваются по реализации Концепции согласованной агропромышленной политики? Это, прежде всего, разработки международных договоров в сфере обращения племенной продукции, обращения семян сельскохозяйственных растений, разработка международного договора об унифицированных правилах обращения складских свидетельств на зерно и другую сельскохозяйственную продукцию. Предусматривается разработка в 2016 году мер по повышению эффективности государственной поддержки сельского хозяйства стран-членов ЕАЭС, разработка мер по повышению эффективности государственного регулирования аграрного рынка, разработка мер по развитию биржевых методов торговли, а также мер по развитию экспортного потенциала сельского хозяйства стран ЕАЭС.

Как отметил В.Спасский, на сегодняшний день имеются конкретные результаты государств ЕАЭС, достигнутые в сфере сельского хозяйства:

- в 2014 году ЕАЭС вошел в тройку мировых экспортеров зерна;

- с 2010 года совокупный прирост сельского хозяйства составил 28%;

- взаимная торговля продукцией сельского хозяйства с 2011 года увеличилась на 40%;

- сальдо внешней торговли продукцией сельского хозяйства с 2011 года увеличилась на 25%.

Продолжается, как отметил В.Спасский, осуществление единого таможенного регулирования, что связано с разработкой и принятием Таможенного кодекса ЕАЭС. Сегодня проект Таможенного кодекса ЕАЭС находится на внутригосударственном согласовании. При этом предполагается, что в Таможенный кодекс будут имплементированы положения 16 международных договоров, регулирующие таможенные правоотношения и 6 проектов международных договоров. Особое внимание будет обращено на оптимизацию и упрощение таможенных процедур, без ущерба безопасности для стран-участниц ЕАЭС. Это очень важный вопрос поскольку длинна таможенной границы ЕАЭС составляет без малого 66 тысяч километров.

В настоящее время, отметил выступающий, в сотрудничестве с ЕАЭС заинтересованы многие. Ряд государств прямо заинтересован в создании зоны свободной торговли с ЕАЭС. Сегодня переговоры по созданию зоны свободной торговли непосредственно ведутся с Вьетнамом, Египтом, Израилем, Индией и Новой Зеландией. При этом, как подчеркнул В.Спасский ЕАЭС открыт для вступления любого государства, разделяющего его цели и принципы, на условиях, согласованных государствами-членами ЕАЭС.

Выступление директора Департамента развития интеграции Евразийской экономической комиссии В.Спасского на заседании Комитета по международным делам Совета Федерации 18 мая 2015 года было выслушано с большим вниманием и интересом. В этой связи председатель Комитета К.Косачев, подчеркнул, и важностью темы евразийской интеграции для российской внешней политики, Комитет Совета Федерации будет возвращаться к ней на постоянной основе. Председатель Комитета Совета Федерации К.Косачев поблагодарил В.Спасского за глубокое и интересное выступление и отметил, что Комитет по международным делам будет возвращаться к теме ЕАЭС на постоянной основе, ввиду ее значимости для российской внешней политики.

 

 


[1] Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) – постоянно действующий регулирующий орган Евразийского экономического союза. Начала функционировать со 2 февраля 2012 года. Основное назначение Евразийской экономической комиссии - обеспечение условий функционирования и развития ЕАЭС, разработка предложений по дальнейшему развитию интеграции. В настоящее время в составе ЕЭК представлены четыре страны: Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан и Российская Федерация. ЕЭК имеет статус наднационального органа управления и в своей деятельности руководствуется интересами стран-участниц проекта евразийской экономической интеграции в целом, не мотивируя свои решения интересом какого-либо из национальных правительств. Решения Комиссии обязательны для исполнения на территории стран-участниц ЕАЭС. Важнейшая особенность Комиссии заключается в том, что все принимаемые решения основаны на коллегиальной основе. Коллегия Евразийской экономической комиссии состоит из 12 членов (по 3 Члена Коллегии (Министра) Комиссии от каждой страны-участницы), один из которых является Председателем Коллегии Комиссии. Председатель Коллегии и Члены Коллегии назначаются сроком на 4 года решением Высшего Евразийского экономического совета на уровне глав государств с возможным продлением полномочий. Коллегия принимает решения путем голосования. Деятельность ЕЭК структурирована по функциональным направлениям, которые курируют Члены Коллегии (Министры). Каждое направление представляет собой блок из отраслей и сфер экономической деятельности. Члены Коллегии и департаменты ЕЭК взаимодействуют с уполномоченными национальными органами власти в рамках своего направления деятельности. На данный момент в структуре ЕЭК функционируют 23 департамента. При них созданы 18 Консультативных комитетов с целью выработки предложений для Коллегии ЕЭК и проведения консультаций с представителями национальных органов государственной власти. Председателями комитетов являются Члены Коллегии (Министры) согласно их направлениям деятельности. В своей работе Комиссия поддерживает всесторонний диалог с ключевыми партнерами. Первый уровень диалога — межгосударственный, предусматривающий выстраивание эффективного взаимодействия с национальными органами власти в процессе выработки и принятия решений. Второй уровень диалога — прямая форма работы с бизнес-сообществом. (см. подробнее - http://www.eurasiancommission.org/ru/Pages/about.aspx)

Ключевые слова: СНГ Таможенный союз

Версия для печати