Фото РИА Новости
Ровно год назад – в мае 2014 года в материале «Исторический визит Путина в Китай коронован 51 соглашением» мы писали: «Становится ясно, что на Земле возникает новый геополитический центр, если хотите, «Большая двойка», в лице РФ и КНР. Поэтому, нравится это кому-то или не нравится, но считаться с этим придется всем мировым силам».
Прошел год. В мае 2015 года лидер КНР – председатель Си Цзиньпин посещает Москву в связи с празднованием 70-летия Великой Победы над фашизмом и нацизмом в Великой Отечественной войне, и его визит становится новым прорывом в отношениях наших государств.
«Мы очень рады видеть наших китайских друзей в дни, когда весь народ России отмечает Победу в Великой Отечественной войне… И конечно, в начале встречи не могу не отметить очень высокий уровень и доверительный характер наших отношений», - заявил Владимир Путин, приветствуя китайского друга.[1]
«Мы договорились, что стороны будут и впредь рассматривать развитие взаимоотношений как приоритетное направление своей внешней политики, ещё твёрже оказывать друг другу поддержку по вопросам, касающимся жизненно важных национальных интересов друг друга, постоянно укреплять традиционную дружбу народов, поддерживать на высоком уровне дальнейшее развитие китайско-российских отношений», - подчеркнул Си Цзиньпин.[2]
Заметим, накануне визита Си Цзиньпин дал интервью «Российской газете», в котором сделал очень показательное заявление: «Китайский народ и российский народ — великие народы. В годы горя и невзгод наша нерушимая боевая дружба скреплена кровью. Сегодня народы Китая и России будут рука об руку и плечом к плечу защищать мир, способствовать развитию и вносить свой вклад в обеспечение прочного мира на планете и прогресса всего человечества».[3]
Можно ли расценивать это, как перспективу сотрудничества в области обороны? В США, насколько известно, на эту фразу внимание уже обратили. Тем более, что на днях в Средиземном море пройдут первые в истории российско-китайские военно-морские учения. Под носом у флотов НАТО!
Список подписанных документов производит впечатление
Если в мае 2014 года в Пекине было подписан 51 российско-китайский документ, то в Москве к этим соглашениям прибавились ещё 32. Итого – 83(!) крупных совместных соглашения за год. Хотелось бы услышать от специалистов, есть ли в истории прецеденты сотрудничества подобного объема и размаха, развернутого буквально за 12 месяцев?
Среди документов, подписанных в Москве[4]:
1. Меморандум о взаимопонимании и сотрудничестве в рамках реализации проектов строительства железнодорожной линии Элегест – Кызыл – Курагино и Дальневосточного порта.
2. Совместное заявление о совместимости взаимной эксплуатации китайской системы «Бэйдоу» и российской системы «ГЛОНАСС».
3. Соглашение о сотрудничестве между ФГБУ «Редакция «Российской газеты» и Международным радио Китая.
4. Соглашение о механизме расширения кредитования российских компаний китайскими банками.
5. Соглашение о сотрудничестве между ООО «Полюс Золото» и Китайской государственной золотопромышленной корпорацией.
6. Соглашение о предоставлении кредитной линии на сумму 6 миллиардов китайских юаней между Государственным банком развития Китая и ОАО «Сбербанк России».
7. Соглашение о кредитной линии между Внешэкономбанком и Экспортно-импортным банком Китая о сотрудничестве по проекту электролитического марганца.
8. Рамочное российско-китайское соглашение о сотрудничестве по проекту передового тяжелого вертолета.
9. Соглашение между ОАО «Газпром» и Китайской национальной нефтегазовой корпорацией об основных условиях поставок газа из России в Китай по «западному маршруту».
10. Меморандум о взаимопонимании между Федеральным космическим агентством (Российская Федерация) и Национальной космической администрацией (Китайская Народная Республика) о сотрудничестве по взаимному обмену данными дистанционного зондирования Земли.
11. Меморандум между Министерством транспорта Российской Федерации, Государственным комитетом Китайской Народной Республики по развитию и реформе, Открытым акционерным обществом «Российские железные дороги» о формах сотрудничества, модели финансирования ВСМ Москва – Казань, приоритетного проекта Евразийского высокоскоростного транспортного коридора Москва – Пекин.
13. Протокол о внесении изменений в Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством КНР об избежании двойного налогообложения и о предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы от 13 октября 2014 года.
14. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о сотрудничестве в области обеспечения международной информационной безопасности.
15. Совместное заявление Российской Федерации и Китайской Народной Республики о сотрудничестве по сопряжению строительства Евразийского экономического союза и Экономического пояса «Шелковый путь».
16. Совместное заявление Российской Федерации и Китайской Народной Республики об углублении всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия и о продвижении взаимовыгодного сотрудничества.
17. Соглашение о продвижении российских самолетов «Сухой Суперджет 100» на китайском рынке.
18. Соглашение о стратегическом сотрудничестве между ОАО «Газпром» и КННК.
19. Рамочное соглашение между Внешэкономбанком и Государственным банком развития Китая о сотрудничестве в совместной поддержке освоения Дальнего Востока.
20. Контракт на реализацию проекта «Производство электролитического металлического марганца для изготовления спецсталей на базе руд Усинского месторождения».
21. Соглашение о создании совместного предприятия для реализации проектов в электросетевом комплексе между ОАО «Россети» и ГЭК Китая.
22. Соглашение о сотрудничестве между ОАО «РусГидро» и Корпорацией «Три ущелья».
23. Меморандум о взаимопонимании и сотрудничестве между Администрацией Томской области Российской Федерации и Xinjiang Zhongtai (Group) Co.Ltd Китайской Народной Республики в области лесной промышленности и торговли.
24. Соглашение об открытии кредитной линии в двух валютах на общую сумму, эквивалентную 200 миллионам долларов США между ОАО «МТС» и Государственным банком развития Китая.
25. Рамочное соглашение о сотрудничестве между АО «Росэлектроника» и Корпорацией ZTE.
26. Договор о сотрудничестве между ООО «Юг Энерго» и Экспортно-импортным банком Китая.
27. Соглашение о сотрудничестве между ООО «Юг Энерго» и China National Chemical Engineering Company.
28. Соглашение о сотрудничестве в области торговли, финансов и инвестиций в приграничных территориях Российской Федерации и Китайской Народной Республики между Правительством Провинции Хэйлунцзян, Российским фондом прямых инвестиций и Российско-китайским инвестиционным фондом.
29. Соглашение об открытии кредитной линии на финансирование торговых операций между Китаем и Россией между ОАО Банк ВТБ и Государственным банком развития Китая.
30. Соглашение о сотрудничестве ОАО Банк ВТБ и Китайской корпорацией по страхованию экспортных кредитов «Sinosure».
31. Соглашение между ОАО Банк ВТБ и Экспортно-импортным банком Китая об открытии кредитной линии на сумму 3 млрд юаней.
32. Протокол о намерениях в научно-техническом сотрудничестве между Объединенной судостроительной корпорацией и Huawei Technologies Co.Ltd.
«Шелковый путь» - дорога к объединению Евразии
Этот впечатляющий список подписанных документов дает обильную пищу для размышлений и анализа: сколь широкие и глубокие перспективы открываются в отношениях Москвы и Пекина на самых разных направлениях.
И каждая из этих нитей сотрудничества все надежнее станет скреплять российско-китайское партнерство в интересах мира и безопасности в Евразии.
Одно из самых интересных – «Совместное заявление о сотрудничестве по сопряжению строительства Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и экономического пояса проекта "Шелковый путь"». Там намечены контуры огромного экономического союза, имеющего целью создать, как выразился Владимир Путин, «общее экономическое пространство на континенте... Проекты ЕАЭС и "Шелкового пути" могут гармонично дополнять друг друга».[5]
Как сообщил пресс-секретарь главы российского государства Дмитрий Песков, именно на основе этого документа будет строиться взаимодействие по многим проектам, например, по строительству высокоскоростной железнодорожной магистрали «Москва-Казань».[6]
А документ очень показательный. В нем заложены основы прокладывания высокоскоростной магистрали из Китая в Евросоюз по территории России. И отрезок Москва-Казань – это только самый первый участок гигантского проекта. Когда он вступит в строй, товарные потоки из Поднебесной в Европу и обратно станут безопасны от любых попыток пресечь их в водах Мирового океана, через который до сих пор проходят основные торговые связи Востока и Запада Евразии. А кто там в этом Океане считает себя самым сильным? Правильно, американские канонерки. Штаты не раз демонстрировали свои намерения контролировать главные морские торговые пути на Планете. Вот они и останутся качаться на волнах, когда товары повезут поезда Пекин-Москва-Берлин-Париж…
«Китайский "Шелковый путь" – это внушительный проект и экономический, и геополитический, и иного свойства», - завил Дмитрий Песков в канун подписания.[7]
В этой связи пару слов о проекте «Великой Шелковый путь».
Ещё в XVI-XVIII веках Европа закупала в Китае массу товаров, среди которых шелк ценился особо. На начало XIX века Китай давал, по некоторым оценкам, более 1/3 мирового ВВП. Страна торговала с большим числом регионов мира. А потом пришли англичане, устроили Опиумные войны и… почти на два столетия Китай был выбит из мировой торговли. Сейчас пекинское руководство начало возвращать утерянные из-за войн, интервенций и междоусобиц позиции в мировой экономике и торговле.
Возвращение к идее «Великого Шелкового пути» - это проект создания транспортного, энергетического, торгового коридора между странами Центральной, Южной Азии и Европы, названный так в честь действовавших когда-то караванных маршрутов из Китая в Европу. Идея создания проекта принадлежит председателю КНР Си Цзиньпину.
Россия, как видно, активно его поддерживает, ведь «Шелковый путь» это, по большому счету, – дорога к объединению Евразии, к Миру на гигантском материке, которому необходимы не война, а Развитие.
По предложению председателя Си, нынешняя реинкарнация проекта предусматривает формирование единого евро-азиатского торгово-экономического пространства и трансконтинентального транспортного коридора. Для КНР одна из основных целей состоит в сокращении сроков доставки грузов из Китая в Европу – по расчетам, с 45-60 суток до 10-13 дней! Так и безопаснее будет…
Причем, проект не остался надолго на бумаге – в ноябре 2014 года Китай объявил, что выделяет 40 млрд долларов на Фонд «Шелкового пути». Да и нынешнее учреждение нового мирового Банка (AIIB – Азиатский банк инфраструктурных инвестиций) это – замена (?) или во всяком случае – альтернатива МВФ. В него вошли почти 40 стран-учредителей, в том числе, и Россия. Как можно предположить AIIB, займется финансированием, прежде всего, программ, связанных с прокладыванием нового «Великого Шелкового пути». Даже британцы, увидав перспективы, нырнули в состав его учредителей. А вот США и Япония затормозили и оказались вне Игры. Значит, будут мешать…
Показательно, что в канун встречи Владимира Путина и Си Цзиньпина Президент России на заседании Высшего Евразийского экономического совета прямо сказал, что сотрудничество Евразийского союза с Китаем является наиболее перспективным: «Считаю целесообразным поручить Евразийской комиссии начать переговоры с КНР по заключению соглашения о торгово-экономическом сотрудничестве».[8]
И это всё – в копилку огромных программ по развитию Евразии. Есть даже ощущение, что, почуяв запах денег, который уже начал распространяться вокруг Евразийских проектов России и Китая, охочие до прибыли европейцы, немцы, бритты, французы, итальянцы, голландцы и другие умелые купцы и бизнесмены быстро смекнут, где их будущее счастье. А тогда и санкции растают, как прошлогодний снег.
«Деньги не пахнут» - так ведь учат светочи англосаксонской экономики? Вот поэтому США и должны быть готовы к развороту своих европейских партнеров на 180 градусов – на Восток!
Китайские инвестиции для экономики России. Кто сказал «санкции»?
Ну, коли речь зашла о деньгах, то копнем и эту тему.
В ходе визита Си Цзиньпина в Москву «Сбербанк» и «China Development Bank» подписали соглашение о предоставлении кредитной линии на 6 млрд юаней (1 юань – 0,16 доллара) в рамках торгового финансирования. «Целью соглашения является развитие долгосрочного сотрудничества «Сбербанка» и «Банка Развития Китая» в сфере финансирования внешнеторговых операций между Россией и Китаем», - сообщается в пресс-релизе «Сбербанка».[9]
Стороны также достигли договоренности о финансировании промышленных проектов одного из крупнейших клиентов «Сбербанка» на сумму свыше 13 млрд рублей.
Это – раз.
Банк ВТБ и «China Development Bank» подписали соглашение об открытии кредитной линии на финансирование торговых операций между Россией и Китаем. Кроме того, банк ВТБ подписал соглашение о сотрудничестве с китайской корпорацией по страхованию экспортных кредитов «Sinosure».
Банк ВТБ и «Export-Import Bank of China» подписали соглашение об открытии кредитной линии на сумму около трех млрд юаней.
Это – два.
«Внешэкономбанк» и «Export-Import Bank of China» заключили соглашение о кредитной линии, согласно которому китайский банк предоставит ВЭБу 3,9 млрд юаней на срок до 15 лет для финансирования производства электролитического металлического марганца для изготовления спецсталей в России. ВЭБ впервые привлекает кредитные средства в национальной китайской валюте для реализации проекта в России, отметили в пресс-службе госкомпании.[10]
Это – три.
…Китайские деньги приходят в Россию. Это – те самые стратегические инвестиции, без которых так туго развивался наш производственный сектор, отмечает блогер fritzmorgen.[11]
Заметим, что в этих мероприятиях принимает участие вторая, а, по некоторым оценкам, первая экономика Мира – китайская.
Невозможно себе представить, что такие демонстративные действия в финансовой области могут оставить равнодушными, например, джентльменов из Лондонского Сити. Так что, ждем-с европейской реакции…
Американцы уже проявляют беспокойство
Кстати, о первой реакции в США на произошедшее. «The Wall Street Journal» отметился одним из первых.
Визит китайского лидера Си Цзиньпина в Москву для участия в торжественных мероприятиях, посвященных 70-летию Победы, свидетельствует о том, что российско-китайские отношения сильнее, чем предполагают лидеры некоторых государств, пишет американское издание.
Участие китайского почетного караула в военном параде, за которым будет наблюдать председатель Китайской Народной Республики Си Цзиньпин, станет сигналом о чем-то большем, чем символическое признание вклада обеих стран в победу союзников в 1945 году, цитирует американское издание РИА «Новости».[12]
По словам аналитиков и дипломатов, участие Китая в торжествах отражает выход двусторонних отношений в военной сфере на новый уровень, которое может «поставить палки в колеса» предпринимаемым под эгидой США попыткам противостоять расширению военной деятельности обеих стран.
WSJ отмечает, что проведение совместных военно-морских учений в Средиземном море является сигналом для Соединённых Штатов, демонстрирующим «подлинное партнерство» двух стран в области безопасности.
Проявил нервозность и президент США Обама.
Не упоминая визита товарища Си в Москву, Обама погрозил пальцем Пекину. Соединенные Штаты, заявил он, намерены продолжать добиваться от Китая повышения обменного курса его национальной валюты – юаня.[13]
Вот и пошла проЯВЛЯТЬСЯ финансовая сторона дела, о которой мы выше писали. Обама подчеркивает денежный вопрос!
Кстати, интересно то, что в 8 мая, когда Запад прежде отмечал свой День победы, Обама рванул в глубинку – в штат Орегон, где в Портленде выступил с речью по вопросам экономики и торговли в штаб-квартире знаменитой на весь мир компании «Nike».
Какая победа над фашизмом? О чем Вы говорите?..
Он также в очередной раз высказался за скорейшее создание Транс-Тихоокеанского партнерства (ТТП) – торгового пакта, предполагающего полную отмену таможенных пошлин на товары и услуги в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Для Штатов – этот рынок вместе с подобным же рынком между США и ЕС может стать палочкой-выручалочкой в условиях нынешнего экономического кризиса. При этом США намеренно вычеркнули из участников Транс-Тихоокеанского партнерства сам Китай. С США остаются пока Чили, Новая Зеландия, Бруней, Сингапур, Австралия, Вьетнам, Канада, Малайзия, Перу. Приглашение получили также Мексика и Япония.
КНР в списках приглашенных нет… Железная логика!
В результате мы имеем картину маслом: Россия и Китай строят мощнейший фундамент под будущее здание Евро-Азиатского сотрудничества. Деньги показаны. Проекты подписаны. Инфраструктура готовится.
Скоро этот «поезд» отправится в путь – от берегов Тихого океана к берегам Атлантического океана. Мечта!
На последней подножке последнего вагона пока есть места, господа. Присоединяйтесь!
[7] Там же
[10] Там же
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs